"Общественные режиссерские игры, направленные на формирование представлений о нормах поведения в общественных местах"
учебно-методический материал

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Формировать представления о социальных нормах поведения в общественном месте, закрепить знания об окружающей жизни. Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennye_igry.docx137.12 КБ

Предварительный просмотр:

Общественные режиссерские игры, направленные на формирование представлений о нормах поведения в общественных местах

                                              «Вежливые слова»

Педагогическая цельВоспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Игровая цель: Дети должны знать и использовать в процессе игры следующие слова (которые они должны использовать в жизни): здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Предварительная работа: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами. Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку? Как ты отблагодаришь человека за помощь? и т.д.

Количество игроков:1

Роли: кукла в роли покупателя, кукла в роли продавца, кукла в роли мамы.

Сюжет: у куклы-мамы на кухне закончился хлеб, и она просит своего ребёнка-куклу сходить в магазин по хлеб (ребёнок должен воссоздать данную ситуацию, пользуясь словами вежливости).

Ход игры:

Организационный этап: ребёнок выбирает куклы, которые будут выполнять роли, определяется с предметно-игровой зоной, набирает игрушечные предметы по теме.

Ход игры: в ходе игры ребёнок проигрывает куклами ситуацию, когда мама просит сходить в магазин. При этом куклы проговаривают слова «пожалуйста», «спасибо». Когда кукла приходит в магазин и покупает нужный продукт, она теряется при выборе, не знает конкретно, за которую сумму ему нужно купить хлеб; получив продукт, забывает забрать сдачу и сказать «спасибо».

Так, мы видим, учитывая возраст ребёнка, недостаточный опыт в данной ситуации и определённую неуверенность в действиях куклы. Возможно, именно так бы и поступил сам ребёнок в данной ситуации – растерялся, забыв о словах вежливости.

Заключение: скажи, а ты уже ходил сам в магазин? А как ты думаешь, маленьким деткам можно ходит одному по улице или в магазин? А почему? Как ты думаешь, для чего нужно слова вежливости? А ты дома пользуешься такими словами?

                                                   «В кафе»

Педагогическая цель: формировать представления о социальных нормах поведения в общественном месте, закрепить знания об окружающей жизни: правилах поведения за столом, правилах пользования столовыми приборами, правилах сортировки различных блюд.

Игровая цель: создание ситуации под название «В кафе», с использованием необходимой атрибутики.

Оборудование: куклы, набор маленькой посуды, подносы, скатерти, салфетки, набор продуктов.

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации с изображением разных общественных пунктов питания (кафе, столовых). Беседа о правилах поведения в кафе с использованием вежливых слов. Педагог рассказывает о том, что у них в группе есть куклы, которые совсем не умеют себя хорошо вести в общественном месте. Игрушки пришли в кафе, чтобы заказать вкусное мороженое и торт, однако они не знают, как это сделать. Педагог предлагает двум детям помочь куклам осуществить свой заказ.

Количество игроков: 2

Роли: куклы в роли посетителя (клиента), официанта, повара, администратора.

Сюжет: куклы пришли в кафе и не знают, как сделать заказ, какие слова нужно говорить официанту.

Ход игры:

Организационный этап: дети распределили игрушки между собой, сконструировали предметно-игровую зону, расставили игрушечные атрибуты кофейни, надели соответствующие костюмы куклам.

Ход игры: дети разыграли предварительную сценку знакомства двух кукол и собственно, возникновения идеи пойти в кафе. Куклы сразу придумали свои правила поведения в общественном месте: не кривляться, не шуметь, не кричать, кушать аккуратно. Один ребёнок озвучивал куклу посетителя и официанта, ему было интересно проиграть исполняющую роль: процесс взятия заказа, общение с клиентом. Ребёнок насыщал реплики клиента «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо». Второй ребёнок, озвучивающий куклу в роли второго посетителя, вносил поправки в процессе выбора заказа.

Заключение: Скажите, дети, как вы думаете, важно и быть вежливым? Вы встречали грубых людей? Они вам понравились? Что бы вы сказали ребёнку, который грубит взрослому?

 

«Друг»

Педагогическая цельУчить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Игровая цель: создание ситуации лечения игрушки зайки с больной лапкой, при которой игрушки-лекари будут подбирать методы лечения.

Оборудование: мягкие игрушки, игрушка зайчика, игрушечные медицинские приборы, аптечка.

Предварительная работа: педагог читает сказку А. Прокофьева «Заячья лапка», задавая наводящие вопросы. Далее педагог сообщает ребёнку, что зайчик очень быстро бежал и поранил себе лапку, поэтому он нуждается в помощи. Ребёнок должен правильно поддержать его и пожалеть.

Количество игроков:1

Роли: игрушка-зайчик в роли пострадавшего, куклы – лекари.

Сюжет: игрушка-зайка ушиб лапку, плачет и ему нужна помощь куклы-врача.

Ход игры:

Организационный этап: ребёнок берёт подготовленную игрушку зайки, выбирает куклу-врача, одевает его, подготавливает игрушечную аптечку.

Ход игры: ребёнок озвучивает зайчика, которому очень больно, а кукла-врач начинает лечить его. При этом ребёнок очень жалеет зайку. Кукла в роли врача обрабатывает и забинтовывает лапку зайке. Кукла врач предлагает успокоиться зайке, так как его ранка скоро заживет, предлагает ему конфетку, чтобы тот не плакал.

Заключение: ты просто умница! Ты так помог зайке! Так важно помогать братьям нашим меньшим! Как ты думаешь? Ты любишь животных? А ты встречал когда-нибудь раненого животного?

 

«Колобок»

Педагогическая цельразвитие речи, подвижности и гибкости кистей рук детей, продолжение формирования норм общественного поведения.

Игровая цель: создать свою версию сказки «Колобок».

Оборудование:  игрушки: колобок, заяц большой и маленькие по количеству детей, лиса, волк, медведь. Картонные силуэты волка, шишки, корзина. Пальчиковые краски, листы бумаги с нарисованным кустом. Листы зеленой бумаги, желтый круг, клей. Кукольная посуда: кастрюли, тарелки, ложки. Пшенная крупа. Дуга, пеньки.

Предварительная работа: предварительно педагог начинает читать детям сказку «Колобок». Затем, задавая наводящие вопросы, подводит детей к мысли о том, что на самом деле, Колобок не был очень вежливым с другими животными.

Количество игроков:2

Роли: пальчиковые куклы-животные, играющие роль в сказке колобок.

Сюжет: Колобок укатился от бабушки и дедушки и катится по тропинке, по пути он встречает животных, от которых ему так же нужно уйти.

Ход игры:

Организационный этап: дети быстро распределили, кто озвучивает роль Колобка, а кто – роли животных. Задача игры состоит в том, чтобы персонажи были вежливыми друг с другом, но также, чтоб Колобка не съели в конце сказки! Дети знакомятся с пальчиковыми игрушками, примеряют их, и смотрят, как выглядит сам пальчиковый театр.

Ход игры: дети надевают пальчиковые игрушки и разыгрывают сказку с самого начала, реплики, безусловно, отличаются от текста сказки, но это и есть, собственно, задание игры. Ребёнок, манипулирующий Колобком, используя слова вежливости, также уходит от зайца, волка, медведя, нов конце, дети решают не менять итог сказки и лиса таки съедает Колобка. При этом Лиса также была вежлива: ребёнок произносит реплику «Спасибо, было очень вкусно!».

Заключение: вам понравилось быть режиссёром? Вы поняли, что означает эта профессия? Что было тяжелым в игре? Вам понравился пальчиковый театр?

 

«Мишкин День Рождения»

Педагогическая цель: формировать представления о социальных нормах поведения в обществе, формировать культуру общения.

Игровая цель: создать свою историю празднования Дня Рождения Мишки.

Оборудование: теневой театр, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей), моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда.

Предварительная работа: изготовление и подготовка атрибутов к игре.

Количество игроков:2

Роли:медведь, заяц, лиса, пчелы.

Сюжет: У медведя Топтыгина день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения!

Ход игры:

Организационный этап: дети рассматривают игрушечно-бумажных животных, распределяют между собой, кто каким животным будет управлять.

Ход игры: дети рассматривают формы игрушечных животных и придумывают ход игры. При помощи теней им необходимо воссоздать ситуацию праздника и поведение персонажей в данной ситуации. Дети интонацией и жестами животных передали атмосферу праздника, характеры персонажей. Данная игра максимально способствует развитию фантазии детей.

Заключение: Дети, вам понравилось играть в теневой театр? А что было самым интересным? Было что-то, что у вас не получалось? Что бы вы исправили во второй раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях о...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

представлены игры для детей от 3 до 4 лет по формированию элементарных математических представлений...

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Презентация на тему: «Педагогические условия реализации формирования основ и правил поведения в общественных местах детей дошкольного возраста»

•1. Актуальность темы, мотивация её выбора.•2. Противоречия и их обусловленность педагогической практикой на современном этапе.•3.Механизм реализации выдвинутых идей.•4. Полученный или прогнозируемый ...

Формирование представлений о семье как явлений общественной жизни в средней группе через проект « О тебе и твоей семье».

Проект о ребёнке и его семье. Этот проект ставит следующие задачи:Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи....

Настольно-печатная развивающая игра, направленная на формирование представлений о ДПИ

Презентация работы по категории "Город мастеров" в номинации ДПИ, название настольно-печатной игры "Кони расписные" на районный конкурс для воспитателей и педагогов дополнительного...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ФОРМИРОВАНИЕ СВОЕГО «Я»

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам....