Проект "Будем добры"
проект (подготовительная группа)

Изотова Надежда Николаевна

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект «Будем добры" 98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31»

Проект

«Будем добры»

для детей подготовительной группы.

        ( Духовно-нравственное воспитание)

Выполнила:

Изотова Н.Н.

 


Проект «Будем добры"

 

Автор проекта: Изотова Н.Н.

Вид проекта: познавательно - творческий. 

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 6– 7 лет.

По количеству проект: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность проекта: Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.                                                                                                         Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.                                                                                                                                            В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.                                                                                                                                  Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.                                                                                                             

Проблема: Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в детском возрасте  складываются основные этические качества, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Исходя из результатов наблюдений, мною был  разработан, реализован проект «Будем добры».

        

Цель проекта. Формировать духовно-нравственного качества дошкольников, которые  будут способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника,  мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта:

Для детей:                                                                                                                                                                        - Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.                                                                            - Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.                              - Закреплять знания правил вежливого общения.                                                                                                       - Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).                                                             - Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.                                                                                  - Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.                                                                                                                                                      - Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.                                                            - Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.                                                                                               -  Формировать  любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадания ко всему живому.

                                                                             

Для педагогов:                                                                                                                                          Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Для родителей:

 Повысить уровень компетенций и роли семьи в духовно-нравственном  воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза Реализация проекта «Будем добры» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник будет проявлять доброжелательность к окружающему миру, совершать добрые поступки. Повышению активности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

 - подбор методической и художественной литературы;                                                                                                - подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки );                                          - дидактические игры;                                                                                                                                                        - подбор мультфильмов; презентаций по теме;                                                                                                                     - выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

  Необходимые условия для реализации проекта:                                                                                                        - заинтересованность родителей и детей;                                                                                                                      - методические разработки.

Предполагаемые результаты проекта: 

У детей

  •  Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
  • Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга.
  • Развивать социальные чувства, взаимопомощь.
  • Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей.
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные     навыки.
  • Способствовать усвоению нравственных норм, выбору рационально    обоснованного поведения.
  • Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
  • Формирование любви к природе, родному краю, воспитание сострадания ко всему живому.

У родителей

  •  Повышение уровня компетенций родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания; проявление перехода из позиции партнёров в позицию активных участников образовательного процесса.

У педагогов

  •  Разработка и введение в образовательный процесс комплекса методических материалов  для воспитанников средней группы по духовно-нравственному воспитанию.
  •  Повышение профессиональной компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания.

        Продукты проекта:

  • Презентация проекта;
  • Выставка детских рисунков «Солнечные лучики доброты»;      
  • Выставка «Аллея добрых книг».

Данный проект реализуется через совместную деятельность взрослого и детей с учетом интеграции всех образовательных областей: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).

План реализации проекта.

I этап – подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень представления детей

относящихся к сфере духовно-нравственного самосознания в жизни, в окружающем мире, в природе.

Изучение методической литературы.

 - Опрос детей: обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

 1) Что такое доброта? 2) Что значит быть добрым? 3) Какие добрые дела вы делали? 4) Кому и как помогаете? Почему вы это делаете? 5) А каких добрых героев сказок вы знаете? 6) Какие их добрые дела вы можете вспомнить? 7) Как ты считаешь, а ты добрый человек?

Что мы хотим узнать?

Что такое доброта?

Как стать добрым?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к различным источникам.

- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

-Подготовка методического материала.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Оказание помощи в пополнении  предметно-развивающей среды.

Анкетирование родителей по теме: «Духовно-нравственное воспитание»;

II этап – основной

Познавательное развитие

Дети

Формирование духовно-нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.                              

НОД «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом».

Беседы:

 «Дружба творит чудеса», «Давайте никогда не ссориться», «Долг платежом красен», «Что такое добро, доброта?», «Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?».

Рассматривание альбома: «Эмоции»,  сюжетных картинок, книг и альбомов о дружбе, доброте, справедливости.

Д/ и «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Собери цветок», «Секрет».

Д/у «Если кто-то заболел», «Подари улыбку»

Социально-коммуникативное развитие

Дети

 Д/ у «Помощь котенку», «Ласковое слово».

Этюд «»Скажи доброе слово, комплимент товарищу»

С/р игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Парикмахерская».

Д/и «Волшебная шляпа», «Волшебный стул», «Добрые и злые герои сказок», «Самые хорошие поступки», «Полянка добра», «Школа вежливости».

Ремонт книг «Больница для книг».

Этюды  «Встреча с другом», «Игрушка».

Речевое развитие

Дети

Чтение сказок, рассказов, стихов по теме:

Э. Мошковская «Вежливое слово»; С. Я. Маршак «Пускай беда нам, тяжела»;  К. Чуковский «Айболит»; Е. Алябьева «Пожелайте людям добра»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо»; С. Михалков     « Птичья столовая»; В. Бианки « Синичкин календарь»,  «Дружба»;

Чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.

Рассказывание сказки «Золушка».

 Составление описательного рассказа «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».

Речевая игра «Цветок доброты», «Самые хорошие поступки».

Художественно-эстетическое развитие

Дети

Прослушивание песен о дружбе, друге: «Улыбка», «Есть у солнышка дружок».

Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

Рисование «Солнечные лучики доброты».

Аппликация «Русская березка».                                                            

Физическое развитие

Дети

Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием: «Лужа», «Иголка и нитка»,

Пальчиковые игры: «Дружные ребята», «В гости».

Родители

Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.

 

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста»                                                  Памятка «Посеять в детских душах доброту».

Акция «Берегите птиц»: изготовление кормушек для птиц.

 

III этап – заключительный

Подведение результатов проекта.

 Презентация проекта.

Выставка «Аллея добрых книг».

 

Содержание проекта определило модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в моей группе.

Результаты работы по второму этапу показали, что по всем трём направлениям деятельности  - дети, родители, педагоги – наблюдается устойчивая положительная динамика.

         Если на первом этапе работы  результаты анкетирования показали, что большинство  детей затруднялись в определении: «что такое доброта?».  По окончании проекта, дети уверенно отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни, анализ продуктивной деятельности также показывают положительную динамику развития духовно-нравственных качеств у детей.

        Удовлетворённость родителей от приобретённого опыта в вопросах духовно-нравственного воспитания, повышение  уровня их компетенций по данному направлению показали высокие результаты анкетирования.

Анализируя проделанную  работу по духовно-нравственному воспитанию, можно сделать вывод: в группе, созданы условия, которые способствуют нравственной социализации детей, создана модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда обустроена с учётом духовно-нравственного развития детей: созданы игровые зоны с определённым набором игрушек и игр и т.д.  Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  • Кругозор детей расширился, обогатился знаниями.
  •  Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос.
  • Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.
  • У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки
  •  В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.

Список используемой литературы:                                                                                 

  • Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. Москва «Просвещение», 2003 г.
  • Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание, 2009, № 2
  • Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Издательство «ТЦ СФЕРА» 2015г.
  • Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. Москва «Флинта», 2001 г.
  • Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста неуспешных в общении // Справочник педагога- психолога  ДОУ, № 1, 2011 г.
  • Насонкина С.А. Уроки этикета. СП «Детство – пресс», 2003 г.
  • Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально- игровой материал: Учебно-метод. пособие.- М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2002 г.
  • Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. Москва «Книголюб», 2004 г.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир, Подмосковье, 2011 г.
  • Шипицына Л.М. Азбука общения: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург 2008г.
  • Интернет ресурсы.

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...