весенние месяцы занятие
план-конспект занятия (старшая группа)

Капашова Асия Бахитовна

весенние месяцы занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_mesyatsy.odt24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весенние месяцы

Программное содержание: уточнять и систематизировать знания детей о временах года, о весенних месяцах, об изменениях в природе, происходящих весной;

учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;

упражнять детей в установлении причинно-следственных взаимосвязей между явлениями неживой природы и жизнедеятельностью растений и животных;

развивать фразовую речь детей;

обогащать и активизировать словарь по теме;

воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение

правильно вести себя на лоне природы.

Материал: символы трех весенних месяцев; шапочки «Март», «Апрель», «Май»; колокольчик; загадки о весне; сюжетные и предметные картинки о весне.

Ход занятия:

В: Ребята, такая замечательная погода, у всех хорошее настроение? Еще совсем недавно лежал снег, было очень холодно. А сейчас растаял снег, ярко светит солнце, появилась трава.

Почему все так изменилось в природе?

В: Правильно ребята, к нам пришла весна. А кто мне скажет, сколько весенних месяцев?

Ребята, как называются весенние месяцы?

Дети: Март, Апрель, Май.

Послушайте стихотворение о весне: (Н.Григорьева «Весна»)

Весна – пробуждение от зимнего сна.

Земли обновление – все это весна.

Растаявший лед и ручья перезвон,

И птичек прилет – все весенний сезон.

Зеленый наряд одевает земля,

А люди спешат на поля.

Какие признаки весны перечислены в стихотворении?

Сегодня мы поговорим о весенних месяцах, узнаем, как люди называли их в старину.

В: Позвоним в волшебный колокольчик и пригласим первого гостя (выходит ребенок).

Р: Давным-давно , в старину, меня называли: Солнечник, Капельник, Протальник, а сейчас все называют меня Мартом. Я – Март, первый месяц весны.

Месяц март – зимобор

Он с зимой вступает в спор,

Гонит стужу и метель,

Любит звонкую капель.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

В: Какие приметы весны перечислены в стихотворении?

Почему март в старину называли Солнечником?

(Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает).

Почему март называли Протальником, Капельником?

Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).

В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)

Откуда могло произойти название капельник? (Сосульки тают, и летят капли воды). Как называется это явление? (Капель).

Объясните пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».

(В этом месяце погода очень переменчивая, бывают и морозы, и оттепели, и снег идет, и солнышко пригревает).

А сейчас посмотрите на картину.

- Что вы на ней видите?

- Почему девочка удивленно смотрит на снеговика?

- Какое это время года?

- Как вы думаете, какой это месяц?

- По каким признакам вы узнали месяц март? Какие природные явления происходят в марте?

(Солнце светит ярко, тает снег, с сосулек падает капель, текут ручейки).

В: А бывает и ветер дует. Давайте покажем, как дует ветер.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, Дети имитируют дуновение ветра
Закачалось деревцо. Качаются то в одну, то в другую сторону
Ветер тише, тише, тише. Дети приседают
Деревцо всё выше, выше. Выпрямляются, поднимают руки вверх.

В: Второй месяц весны – апрель. Позовем его волшебным колокольчиком.

(Выходит ребенок – Апрель)

Р: Апрель месяц – цветень

Он средь месяцев заметен

Первыми цветами,

Мокрыми лугами.

Я апрель – в старину меня называли Снегогон, Водолей, Цветень.

О чем говорит вам слово – Снегогон? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)

Как появилось у апреля имя водолей?

Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди.

В народе говорят: «Апрельские ручьи зелень будят» — что это значит?

Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха).

Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

Ребенок читает стихотворение о мать-и-мачехе.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

В. Это самый первый вестник весны. Этот цветок готовится расцвести еще под снегом. Как только снег растает, сразу же видны его желтые цветочки. Это растение питается талой водой, поэтому и расцветает раньше всех. Весной часто бывают заморозки, а цветочки не мерзнут. Как вы думаете, почему?

Рассмотрите картинку цветка: его стебелек покрыт пушком, который и защищает его от мороза. Раскрывает свой бутон этот цветок только солнышку. В пасмурные и вечерние часы он закрыт.

Кто знает из вас, почему этот цветок имеет такое название?

(С одной стороны его листочки теплые и пушистые, как мамины руки; а с другой стороны — они гладкие и холодные).

Можно ли эти цветочки собрать в букет и поставить в вазу?

Нет, эти цветы не могут жить срезанными, сразу же погибают. А в земле они долго нас радуют своими желтыми глазками. Поэтому нельзя рвать эти цветы.

Какие еще весенние цветы вы знаете?

Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).

На нашем дереве встретились все птицы. Покажите и назовите только перелетных птиц.

Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Воспитатель: - Почему люди любят птиц?

Дети: - Птицы очень красивые, они весело поют и щебечут, уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.

В: - Как мы можем помочь птицам весной?

Дети: - Надо строить для птиц скворечники, не разорят птичьи гнезда.

Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немножко поиграем.

Физминутка:

А уж ясно солнышко Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Припекло, припекло медленно поднимают руки.

И повсюду золото Продолжают идти и медленно опускают руки.

Разлило, разлило.

Ручейки по улице Бегут на носочках. Руки на поясе.

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают Идут, высоко поднимая

И летят, летят. колени и взмахивая руками.

Третий, последний месяц весны – Май. Позвоним в волшебный колокольчик.

(Выходит ребенок – Май, читает стихотворение).

Р: Я Май – в старину меня называли Травень.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Вас теплом встречает май.

В. Почему в народе май называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).

Почему в народе говорят: «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай»?

В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)

Чем покрыты деревья и кустарники?

Какого цвета небо?

Как светит солнце?

Что происходит с деревьями в мае?

(В мае зацветают деревья и кустарники).

В мае лес полон радостных звуков, пения птиц. Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов? (Кукушка.) Она питается жирными, мохнатыми гусеницами, а у птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками. И у зверей весной появляются малыши.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесе подснежник расцветет. (Весна)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

В. О чем мы говорили сегодня?

Назовите три весенних месяца.

Похожи ли все весенние месяцы друг на друга?

Что происходит в природе в марте?

Что происходит в природе в апреле?

Что происходит в природе в мае?

Назовите первые весенние цветы.

Назовите перелетных птиц.

Вы любите весну? За что?

Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «В ГОСТИ К ВЕСЕННИМ МЕСЯЦАМ»

Конспект интегрированного занятия по познанию, коммуникации и рисованию в  старшей группе  тема: «в гости к весенним месяцам» Цель: -  Научить детей  различать приз...

весенние месяцы занятие

занятие по окружающему мира для старшей групы...

Сценарий весеннего праздника для подготовительной группы «Весенние месяцы»

Сценарий весеннего праздника для подготовительной группы «Весенние месяцы»...

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием игровой технологии во 2-ой младшей группе на тему: « Прогулка по весенним месяцам».

Интегрированное занятие по  развитию речи с использованием игровой технологии во 2-ой младшей группе на тему: «Прогулка по весенним месяцам".Цель – развитие познавательных и...

Конспект занятия на тему "Весна. Весенние месяцы"

Конспект занятия на тему "Весна. Весенние месяцы"...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Начало весны. Весенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...