«Всестороннее развитие личности ребенка через приобщение к художественной литературе».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Герасимлюк Оксана Геннадьевна

Художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: оно способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дет ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Художественные произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов 22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 1161

Корпус 4

Консультация для педагогов:

«Всестороннее развитие личности ребенка через приобщение к художественной литературе».

Подготовила:

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Герасимлюк Оксана Геннадьевна

Москва, 2022 г.

Тема: «Всестороннее развитие личности ребенка через приобщение к художественной литературе».

Актуальность.

 В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.  Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг.

Каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников?

Какую бы образовательную область мы не взяли, будь – то познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная – все они так или иначе тесно связаны с художественной литературой.

Художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: оно способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дет ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Художественные произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Наша цель и задачи.

Цель: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

  1. Развивать интерес к художественной и познавательной литературе, как к средству познания.
  2. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  3. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.
  4. Понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  5. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно рассматривать иллюстрации.
  7. Совершенствовать стиль партнерских отношений с семьей, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Создание предметно – развивающей среды

Нет такой стороны воспитания, на которую бы обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, из природы… (Е.И.Тихеева).

Эффективности и результата можно достигнуть только при правильно организованной предметно – развивающей среде. В группах должны быть созданы центры художественной литературы – литературный центр. В центре должны располагаться: книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста; книги, любимые детьми группы.

Литературный центр – необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате.

Литературный центр располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу и рассмотреть ее.

В литературном центре помещаются портреты писателей, иллюстраторов детской книги, сказки, юмористические рассказы, энциклопедия и т.д.

Литературный центр в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее. Продуманный регулярный обмен книг в литературном центре должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Кроме книг, в литературном центре нужно размещать разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н.Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.). Точно переданы художником А.Ф.Пахомова образы крестьянских детей и деревенская жизнь того времени атрибуты деревенской жизни и одежду детей и взрослых!

Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Дети 4 – х лет учатся осознавать содержание рисунка, обращают внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к изобразительному искусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности.

Можно организовать книжные выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.)

Кроме книг, в литературном центре можно внести альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми по произведениям художественной литературы из отдельных рисунков, фотографий о профессиях, игрушках, о растениях и др.

Какие же методы работы можно использовать по приобщению дошкольников к художественной литературе. Это словесные, наглядные, практические.

Один из методов – это применение мнемотехники.

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника помогает развивать:

Ассоциативное мышление.

Зрительную и слуховую память.

Зрительное и слуховое внимание

Воображение.

Связную речь.

Мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно – эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дошкольники отражают в лепке, рисовании, аппликации. Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.

Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность.

Театрализованные игры помогают формировать нравственные нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себе и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная игра, основанная на сюжете, потешки, песенки, небольшого стихотворения или сказки проводится в разных формах: в форме хоровода, в форме театра масок, в форме театра кукол бибабо.

Приобщая ребенка к художественной литературе, в литературном центре можно оформить уголок «Правила пользования книгой», тем самым сформируем у детей бережное отношение к книге. Чтобы привить детям бережное отношение к книгам, можно оформить «Книжкину больницу».

С детьми организуются беседы на тему «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги?», «Путешествие в прошлое книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей, какие книги были до нашего времени.

Художественная литература должна чаще всего использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности.

Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста, помогают привить детям этические нормы поведения, учат детей делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, умению анализировать и оценивать поступки героев.

Важным помощником в воспитании добрых чувств являются беседы по художественным произведениям таких авторов как В.Осеева «Плохо», В.Сухомлинский «Блестящие ботинки», В.Осеева «Волшебное слово», Л.Толстов «Косточка», В.Осеева «Печенье», К.Д. Ушинский «Что такое хорошо и что такое плохо», и многие другие.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой приводит детей в мир книги. Сотрудники библиотеки рассказывают, что такое библиотека и как она работает. Дошкольники с педагогами посещают библиотеку, где для них организуется небольшая экскурсия по разным залам.

 ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используются следующие формы работы:

Анкетирование.

Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок.

Педагогическое просвещение.

Консультации.

Родительское собрание.

Участие родителей совместно с детьми в различных конкурсах детского сада и группы.

Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно – воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и с первых дней привить ему интерес к книгам, учат ребенка любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию на тему: "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "с...

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Выступление из опыта работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3-з до 4-х лет по теме "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность"...

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность...

Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.

Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы....

Методическая тема "Лукоморье" социально-коммуникативное развитие ребенка через приобщение к художественной литературе и музыке

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельн...

Консультация для родителей "Всестороннее развитие личности ребенка через использование развивающих игр Воскобовича"

laquo;Самое лучшее воспитание - это воспитание желаний. Можно бороться с желаниями ребенка, можно потакать его случайным прихотям. А можно воспитывать сами стремления, обогащать их. Создавать п...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»...