Программа дополнительного образования "Умелые пальчики" для детей 4-5 лет
учебно-методический материал (средняя группа)

Ланцова Вера Львовна

В данном материале представлена Программа дополнительного образования под названием "Умелые пальчики". Программа  направлена на развитие у детей осязания и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста собствует формированию речевой деятельности, мышления, внимания, усидчивости, интеллектуальному, психическому и физическому развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_lantsova_v._l.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Принята:

Педагогическим советом

ГБДОУ детский сад №71

Протокол №1

От «___» августа 2024г

Утверждена:

Заведующим ГБДОУ детский сад №71

__________________ О.В.Петрова)

Приказ №____

От «___» августа 2024 г.

Программа дополнительного образования

«Умелые пальчики»

Воспитатель:

Ланцова Вера Львовна

Санкт-Петербург

2024

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа «Умелые пальчики» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно – практических действий.

Актуальность программы заключается   в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук - это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.  

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.   Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.  

Программа включает в себя следующие разделы:  

Пальчиковая гимнастика  

Графические упражнения

Игры и действия с предметами.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.  

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель:  Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего дошкольного возраста в различных видах продуктивной деятельности.

Задачи

Образовательные: 

1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, ритмичность развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).

2. Формировать практические умения и навыки.

3. Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.  

Развивающие: 

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.

4. Развивать речь детей.

Воспитательные: 

1.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;

3. Воспитывать и развивать художественный вкус.

  1. Планируемые результаты

Результатом работы по данной программе должно стать:

развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;

овладение приемами работы с карандашом, ножницами и другими инструментами;

овладение разными видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

овладение пространственными представлениями (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);

развитие активной речи, словарного запаса, мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу);

воспитание организованности, усидчивости и аккуратности в работе.

  1. Содержательный раздел
  1. Учебный план Программы

Название темы, занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

« Ягод и грибов не счесть»

0,5

0,5

1

2.

«Я человек»

0,5

0,5

1

3.

«Мебель разная нужна»

0,5

0,5

1

4.

«Бытовая техника»

0,5

0,5

1

5.

«Зимовье зверей»

0,5

0,5

1

6.

«Новый год»

0,5

0,5

1

7.

«В гостях у сказки»

0,5

0,5

1

8.

«Зимующие птицы»

0,5

0,5

1

9.

«Моя безопасность»

0,5

0,5

1

10.

«Кем быть»

0,5

0,5

1

11.

«Комнатные растения»

0,5

0,5

1

12.

«Птицы прилетели»

0,5

0,5

1

13.

«Береги здоровье»

0,5

0,5

1

14.

«Птичий двор»

0,5

0,5

1

15.

«Цветущая весна»

0,5

0,5

1

16.

«Мой город»

0,5

0,5

1

Всего:

16

  1. Календарный учебный график

Срок обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество дней

Режим занятий

1 год

01.10.2024

31.05.2024

34

20 минут

  1. Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема занятия/содержание работы

Задачи

Октябрь

2

« Ягод и грибов не счесть»

1.Пальчиковая гимнастика «Боровичок».

2. «Сушка грибов». Нанизывание на шнурок фигур из толстого картона с дырочкой посередине.

3.Работа с трафаретами «Обведи и раскрась».

4.Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды, грибы).

5.Аппликация «Грибочки» скатывание шариков из салфеток.

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить координировать движения с речью. Стимулировать тактильные ощущения. Закреплять у детей умение работать с бумагой

4

«Я человек».

1. Самомассаж ладоней.

2. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

3. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Формировать умение развязывать узелки. Развивать фантазию, творчество

Ноябрь

2

«Мебель разная нужна».

1. Пальчиковая гимнастика «Мебель я начну считать».

2. «Наша мебель» выкладывание из геометрических фигур.

3. «Мебель для мишутки» - рисуем на манке.

4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5 Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

 

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

 Обучение рисованию кругов. Стимулировать тактильные ощущения. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.  Развивать чувство формы. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

4

«Бытовая техника»

1. «Наши помощники в  доме». Выкладывание из палочек предметов бытовой техники.

2. Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

4. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь игрушки.

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Совершенствовать зрительную память. Стимулировать тактильные ощущения.

Декабрь

2

«Зимовье зверей»

1.Пальчиковая гимнастика «Дикие животные», «Есть у каждого свой дом»

2. «Построим домик для зверушек из снежных комков» - изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

3.«Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

4. Игра «Что лишнее и почему?»

5.«Зайчик» - рисуем на манной крупе пальчиками.

Развивать мелкую моторику пальцев;

Развивать внимание, логическое мышление. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. Стимулировать тактильные ощущения.

4

«Новый год»

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2.«Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. Закреплять умение обводить изображение по

трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. Развивать умение сматывать клубочки.

Январь

2

«В гостях у сказки»

1. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», «Жили – были дед да баба..».

2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

3. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

4 Д/упражнение «Обведи по точкам»

5. Самомассаж гранеными карандашами.

 

 Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать усидчивость, целенаправленность. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

4

«Зимующие птицы»

1.Пальчиковая игра «Снегири».

2. «Птичьи следы на снегу» - рисуем на манке пальчиками.

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри?» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Самомассаж бусинками.

 Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Продолжать учить координировать движения с речью. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.  Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них

Февраль

2

«Моя безопасность»

1.Пальчиковая игра «Дружба»

2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.

3. Д/упр. «Обведи по точкам».

4. «Помоги Незнайке найти безопасные предметы» Волшебный мешочек

Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями Тренировать навык ритмично наносить штрихи, развивать графические умения и навыки.

Развивать тактильное восприятие, память

4

«Кем быть»

1. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

2. «Рельсы для поезда» – рисование прямых линий.

3. «Собери машину» из геометрических фигур.

4. «Помоги повару отделить фасоль от гороха»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Формировать графические умения и навыки.

Развивать тактильную чувствительность.

Март

2

«Комнатные растения»

1. Пальчиковая гимнастика «На окно скорее глянь…»

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

4. «Красивые цветы» - лепка (пластилин +спички).

5.Д/игра «Собери букет».

 Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Закреплять умение делать из пластилина шарики, использовать различные приёмы лепки. Стимулирование тактильных ощущений. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

4

«Птицы прилетели»

1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Апрель

2

«Береги здоровье»

1. Пальчиковая гимнастика «Мою ручки»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

4. «Овощи и Фрукты» Волшебный мешочек.

Развивать мелкую моторику пальцев;

ориентировку на плоскости.

Продолжать формировать графические навыки.

Развивать тактильное восприятие, умение обследовать предметы наощупь

«Птичий двор»

1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Май

2

«Цветущая весна»

1. Пальчиковая игра «Дождик»

2. «Солнце светит ярко» игры с прищепками.

3. Аппликация из пшена «Солнышко»

4. «Волшебная полянка» с пуговицами.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

Закреплять умение застёгивать пуговицы

4

«Мой город»

1.Пальчиковая гимнастика «Дом».

2. «Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне.

 3. Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на плоскости


  1. Организационный раздел
  1. Методы, приемы и формы воспитательно-образовательного процесса

Методы организации обучения в ДОУ:

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.

1. Наглядные: показ педагога, пример, помощь.

   2.   Словесные: объяснение, описание, поощрение, убеждение,            использование скороговорок, пословиц и поговорок,  стихов.

  1. Практические: самостоятельное и совместное выполнение заданий

Форма организации занятий: обучение проводится с группой/подгруппой

Форма проведения занятий: игровая

Длительность занятия: 20 минут

Занятия проводятся с октября по май включительно.

  1. Условия реализации Программы

Программа предназначена для воспитанников 4-5 лет и рассчитана на 1 (один) год обучения.

Списочный состав группы формируется в соответствии с учетом санитарных норм и особенностей реализации программы.

Особенности организации образовательного процесса: Работа по программе «Умелые пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия  отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения

Структура занятия:

Пальчиковый игротренинг: Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость: Конструирование, аппликация

Развитие графических навыков: Рисование по трафаретам, штриховка,

дорисовка

Игры и действия с мелкими предметами

Работа с сыпучими материалами (рисование на подносах, выкладывание мозаики).

Работа со шнурками. Моделирование (счетные палочки, трубочки). Лепка, изготовление поделок из различных материалов.

  1. Материально-техническое обеспечение

Образовательный процесс по Программе дополнительного образования дошкольников в Учреждении организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

правилами пожарной безопасности;

требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

требованиями к материально-техническому обеспечению Программы (учебно-методические материалы, оборудование, оснащение).

Для обеспечения работы по Программе необходимо:

Картотеки пальчиковых игр, дидактические игры с прищепками. Счетные палочки, геометрические фигуры, карандаши цветные, трафареты,  обводки, пластилин, игры на развитие мелкой моторики - шнуровки и пуговицы, авторские игры: «Чудесные полянки», «Цветы». Крупы – пшено, горох, фасоль, рис, гречка, семена тыквы и подсолнуха,  цветная бумага разной фактуры, пряжа, индивидуальные пособия для каждого ребенка, методическая литература.

  1. Методическое обеспечение (литература)

Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.,  ДЕТСТВО-ПРЕСС 2010

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада .  «Просвещение» 1983

Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.  Москва 2000

Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. ЛИТУР 2000

Карпухина Н.А. Чтение художественной литературы. Коммуникация в средней группе детского сада.  Воронеж 2012

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. СПб КАРО 2010

Пименова Е.П. Пальчиковые игры. Мир вашего ребёнка. Ростов. Феникс, 2007

Нефёдова Е.В.  Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Москва. ГНОМ 2020

Подрезова Т.И. Материалы к занятиям по развитию речи. Айрис Пресс 2009

Гейченко И.Л. Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста . Детство Пресс СПб.,2012

Шорыгина Т.А. Беседы с детьми. ТЦ Сфера 2018

Кнушевицкая Н.А. Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир». Детство

Пресс СПб.,2012

Соколова Л.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. Детство Пресс СПб.,2013

Картотека  Игры на сплочение детского коллектива. Наборы развивающих карточек.

Использование интернет ресурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"

Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...