Проект "Роль ударения в словах"
план-конспект занятия

Гичёва Любовь Александровна

Современные условия жизни устанавливают свои правила. Даже если Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, или Вы уже состоявшаяся личность, одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Вы хотите этого? Естественно нет. Именно поэтому правильно произносить слова так важно в современном обществе.

Грамотная речь способна открыть многие двери. Всегда и везде будут приветствоваться люди, обладающие грамотной устной речью.

Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах. Поскольку его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой.

«Правильное произношение слов  имеет не меньшее значение, чем верное его написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией... Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

Основная часть

Роль ударения в словах

Разноместность ударения

Классификация слов в зависимости от ударения                      

Практическая работа

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Современные условия жизни устанавливают свои правила. Даже если Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, или Вы уже состоявшаяся личность, одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Вы хотите этого? Естественно нет. Именно поэтому правильно произносить слова так важно в современном обществе.

Грамотная речь способна открыть многие двери. Всегда и везде будут приветствоваться люди, обладающие грамотной устной речью.

Каждому из нас нужно уметь ставить ударение в словах. Поскольку его правильная постановка говорит о грамотности человека и о том, насколько хорошо он владеет речевой культурой.

«Правильное произношение слов  имеет не меньшее значение, чем верное его написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией... Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей».

Исходя из всего выше сказанного, я считаю, что тема, выбранная мной, актуальна.

Цель исследования: сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова; убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной теме;

Изучить классификацию ударений в словах;

Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах;

Провести исследовательскую работу на выбранную тему.

Объект исследования: ударение в словах.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы, интернет источников;

Сравнение информации различных источников;

Анализ изучаемого материала;

Социологический опрос.

Ожидаемые результаты:

  • Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации;
  • Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений;
  • Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.          

Основная часть

1.Роль ударения в словах.

Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что, оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.

Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок - они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов. пОлки – полкИ, бЕлки-белкИ, зАмок- замОк, мУку- мукУ.

Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красИвее, щавЕль, звонИт…

Как я убедилась, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.

2.Разноместность ударения.

В русском языке ударение разноместное, т. е. место его не фиксировано: ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова (например, первому, последнему, предпоследнему) или к определённой части слова (например, к основе или окончанию) и может падать на любой слог слова и на разные его части. Это видно из таких, например, слов, как: вЫвел, накрЕпко; стОлик, дЕвочка, холОдный, берЁза; розовАтый, активИст; спалА, рукАми, молокО, привелА, профессорА, учителЯми– где ударение падает на разные слоги слова и на разные его части (на приставку, корень, суффикси окончание).

В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксировано, и ударение прикреплено к определённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, финском языках оно всегда падает на начальный слог слова, в польском и грузинском – на предпоследний слог, в армянском и французском – на последний слог и т. д.

Разноместность ударения используется в русском языке для различения слов. Достаточно различия в месте ударения, чтобы слова, одинаковые по составу своих фонем, различались по смыслу. Сравним: зАмок и замОк, прОпасть и пропАсть, звОнок и звонОк, хлОпок и хлопОк, Орган и оргАн, Атлас и атлАс, пАрит и парИт, МашИна и мАшина, прЯди и прядИ.и др.

В некоторых случаях разноместность ударения, не создавая совсем нового значения, придаёт слову особую стилистическую окраску или особый оттенок значения. Сравним, например, слова молодЕц, девИца, шЁлковый, а также мИлый, чЕстный, со словами мОлодец, дЕвица, шелкОвый, милОй, честнОй, которые имеют особый народно-поэтический колорит.

Слова нАчатый, Избранный, слУжащий, хвАлящий, лЮбящий, в современном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при переносе ударения на второй слог слова приобретают несколько книжную окраску (начАтый, избрАнный, служАщий, хвалЯщий, любЯщий).

3. Классификация слов в зависимости от ударения.

Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. А причина этого проста – в русском языке нет единых правил постановки ударения. Встречаются случаи, когда ударение зависит от смысла. При склонении или спряжении слов ударение может перемещаться – это также осложняет правильность его постановки. В большинстве случаев его надо просто запомнить, а при возникновении трудностей следует обращаться к орфоэпическому словарю. Попробую частично выполнить его функцию.

Начну с самых простых слов, которые мы постоянно слышим и сами регулярно.

употребляем в речи: договОр, каталОг, квартАл, магазИн, срЕдства, тУфля. Как уже упоминалось выше, необходимо не ошибиться с ударением в случае склонения слов: например, вОлка, вОра. При постановке слов во множественное число ударение часто изменяется: директорА, кружевА, сирОты. Но: аэропОрты, договОры, бухгАлтеры. Для удобства запоминания перечисляемых слов выделю в отдельные группы существительные, ударение в которых падает на первый слог: гЕнезис, дОгмат, знАмение, Искра, Иконопись, кОмпас, мАркетинг, фОрзац; и на последний слог: диспансЕр, дрофА, жалюзИ, жерлО, киломЕтр, кремЕнь, коклЮш, столЯр, христианИн, шассИ.

Про краткие формы тоже забывать не будем: глУхи, гОрьки, рЕдки, но грубЫ, светлЫ, дружнЫ.Не оставим без внимания и прочие части речи, их формы: дЫшащий, завИдный, зубчАтый, красИвее, мозаИчный, новорождЁнный, прадЕдовский, прибЫвший, принЯвший, прозорлИвый, скОлькими, украИнский.

Далее перейдём к глаголам: бралА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, поднятА, порвалА, баловАть, воспринЯть, облегчИть; заперлАсь, сбылАсь; включенО, звонИт, повторИшь; сЕрдится, чЕрпать. Хотелось бы также отдельно выделить так называемые «провОды» и «проводА»: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, но – электропрОвод. В данном случае важно понять значение слова.

Также существуют и такие слова, ударение в которых можно ставить по своему выбору, к примеру: твОрог или творОг, нарАщенные или наращённые (ногти, но никак не нарОщенные), пОдал или подАл. Представленные примеры правильности постановки ударения в словах просто запоминаем, а за прочими – обращаемся к орфоэпическому словарю и также запоминаем.

Практическая часть

Следующим этапом моей работы было наблюдение за речью среди взрослых и обучающихся нашей школы, а именно учеников 4 класса. Эта работа помогла выявить слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки в ударениях.

Социологический опрос.

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.                                                  

Как видите, данный опрос показал, что в современном обществе люди говорят не совсем грамотно.
На этом этапе работы я проводила исследование среди обучающихся 4-го класса.

Первым этапом была работа над ответами на поставленные вопросы.

На втором этапе я решила проверить, насколько правильно обучающиеся ставят ударение в словах. Я раздавала карточки и предлагали поставить в словах ударение. Для удобства распределила слова на 3 группы по частям речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Имена

существительные

Имена прилагательные

Глаголы

каталог, щавель, квартал, торты, банты, свёкла, договор,

водопровод, цепочка, статуя, средства, туфля,

искра, компас, столяр.

кухонный, сливовый, украинский, оптовый, новорождённый, экспертный

звонит, начался, облегчит, баловать, кашлянуть, отдала, ворвалась, дождалась.

Обработанные данные я представили в таблице и на диаграммах.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u198591/t1527480102ad.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u198591/t1527480102ad.jpg

Результаты ответов на поставленные вопросы.

№ вопроса

Вопрос

Ответы

1

Играет ли роль ударение в словах?

Да – 14чел.

Нет – 0 чел.

Не знаю – 1чел.

2https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u198591/t1527480102ad.jpg

Для чего нужно ставить ударение в словах?

Чтобы правильно произносить слова- 6 чел.

Чтобы правильно говорить – 6 чел.

Чтобы слово правильно звучало – 1 чел.

Для красоты слова и понятия – 1 чел.

Не знаю – 1 чел.

3

Зависит ли смысл слова от его ударения?

Да – 13 чел.

Нет – 0 чел.

Не знаю – 1 чел.

Возможно – 1 чел.

Результаты постановки ударений в словах

Имена существительные.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u198591/t1527480102af.pngИмена  Прилагательные

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u198591/t1527480102ag.png https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u198591/t1527480102ah.png Глаголы

Обобщив полученные результаты, я стала внедрять различными способами правильные варианты слов. Для этого проделала следующую работу:

Оформила в классе уголок «Говори правильно», в котором поместила слова с правильной постановкой ударения (каждые две недели слова обновляются). Применив, таким образом, наглядный метод.

2.Изготовила и раздала обучающимся нашей школы, а так же прохожим на улице листовки с лозунгом «: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!» (отразив в ней слова с правильной постановкой слов).

Приготовила для обучающихся и учителей буклеты с рифмовками для лучшего запоминания правильного произношения слов.

Заключение

Выполнив теоретические и практические исследования, я сделала выводы, что ударение - важнейший элемент устной речи. В русском языке его значение очень велико. Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласных. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам.

Мне хотелось бы обратиться ко всем со словами:

 «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте речь!

Список используемой литературы

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55952/;

http://www.liveinternet.ru/users/5175327/post322360832;

http://www.ctege.info/knigi-po-russkomu-yazyiku-dlya-podgotovki-k-ege/pravilnoe-udarenie-s-slovah-tablitsa-udareniya-dlya-ege-po-russkomu-yazyiku.html;

http://fonetica.philol.msu.ru/akcent/raznomest/index.html;

http://voprosum.ru/udareniya-gde-stavitsya-udarenie-v-slove;

С.И.Ожегов Словарь русского языка - Москва «Русский язык», 1989г.;

Универсальный словарь русского языка - Санкт-Петербург Издательская группа «Весь», 2010г.;

Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов ЭКСМО - Москва, 2011г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок.

Свёкла плакать начала,

До корней намокла:

– Я, ребята не свекла,

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свЁкла.

(П. Синявский)

Сперва –

Их на кусочки режьте.

А следом –

Открывайте рты –

И с наслажденьем

ТОрты ешьте!

Ошибкой будет

Есть тортЫ!

(С. Белорусец)

***

Отлетела от костра

И погасла быстро –

Коль неверно, то искра,

Если верно – Искра!..

Стол,

Нами купленный

И в кухню

Занесённый, –

Зовётся

КУхонный,

А вовсе не

Кухонный!..

(С. Белорусец)

***

Доезжай до поворота:

Вот дворец, вот вход – ворОта.

***

Он – начальник

И в момент

Нам подпишет докумЕнт.

***

Красит стены нам маляр.

Полки делает столЯр.

***

Для строителей в момент


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа по теме: «Почему мы так говорим или значение ударения в слове» Подготовила: Мазыркина Юлия обучающаяся 4 класса МКОУ «Салемальская школа - интернат»

Слайд 2

Введение Современные условия жизни устанавливают свои правила. Даже если Вы образованы и начитаны, впереди у Вас большое будущее, или Вы уже состоявшаяся личность, одно лишь неверно произнесенное слово может поставить крест на Вашей карьере. Вы хотите этого? Естественно нет. Именно поэтому правильно произносить слова так важно в современном обществе. Грамотная речь способна открыть многие двери. Всегда и везде будут приветствоваться люди, обладающие грамотной устной речью.

Слайд 3

Цель исследования: сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова; убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.

Слайд 4

Задачи исследования: Изучить литературу по данной теме; Изучить классификацию ударений в словах; Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах; Провести исследовательскую работу на выбранную тему.

Слайд 5

Объект исследования: ударение в словах. Методы исследования: Изучение и анализ литературы, интернет источников; Сравнение информации различных источников; Анализ изучаемого материала; Социологический опрос.

Слайд 6

Ожидаемые результаты: Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации; Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений; Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.

Слайд 7

Выяснить причины неправильной постановки ударений в словах

Слайд 8

Изучаю литературу

Слайд 9

Выполняем работу на карточках

Слайд 10

Результаты исследования (полная версия в конспекте) № вопроса Вопрос Ответы 1 Играет ли роль ударение в словах? Да – 14чел. Нет – 0 чел. Не знаю – 1чел. 2 Для чего нужно ставить ударение в словах? Чтобы правильно произносить слова- 6 чел. Чтобы правильно говорить – 6 чел. Чтобы слово правильно звучало – 1 чел. Для красоты слова и понятия – 1 чел. Не знаю – 1 чел.

Слайд 11

Имя существительное

Слайд 12

Имя прилагательное

Слайд 13

Глагол

Слайд 14

Обобщив полученные результаты, я стала внедрять различными способами правильные варианты слов. Для этого проделала следующую работу: Оформила в классе уголок «Говори правильно», в котором поместила слова с правильной постановкой ударения (каждые две недели слова обновляются). Применив, таким образом, наглядный метод. Изготовила и раздала обучающимся нашей школы, а так же прохожим на улице листовки с лозунгом: «Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте нашу речь!»

Слайд 15

Заключение Выполнив теоретические и практические исследования, я сделала выводы, что ударение - важнейший элемент устной речи. В русском языке его значение очень велико. Ударение при преподавании русского языка имеет весьма большое значение. Как известно, с ударением связан один из важнейших отделов правописания, а именно: правописание безударных гласных. Обучение литературному ударению имеет большое значение в работе по развитию речи, по повышению культуры русского языка. При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. Мне хотелось бы обратиться ко всем со словами: « Пожалуйста, старайтесь говорить правильно, не засоряйте речь!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САЛЕМАЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ИМЕНИ ВОЛОДИ СОЛДАТОВА»


ул. Новая, д. 12, с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, тел. (34996) 2-30-10, факс (34996) 2-31-00

электронный адрес: School–Salemal@mail.ru

Открытое воспитательное мероприятие

C:\Users\PC-socpedagog\Desktop\фото на день матери доделать\DSC_0406.JPG

                                                            Провела воспитатель:

                                                                           Митрохина Эльвира Борисовна

2019г.

Цель:

Создание  условий для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей детей и родителей, для реализации возможности их творческого самовыражения.

Задачи:

-учить детей выражать свои чувства к маме;

-воспитывать уважение и бережное отношение к матери;

-способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы.

Ход мероприятия

Занавес закрыт, танцевальная группа на сцене.

Голос за кадром, музыка фоном  («Полярная ночь»)

О колыбель моя, упряжка кочевая!

Ты колокольцами звенела в стужу, в зной.

Ты – чум родной. Ты музыка живая.

И струны твои вечно надо мной.

Сияло небо, как бескрайний кров.

Мы утками летели из гнезда,

Ручонки к солнцу нежно простирали.  

Над нами вьюги выли и стонали,

А матери нам песни распевали!

Занавес открывается (заставка «Солнце»)    

Танец с люлькой на ненецкий лад.

           

Девочка-Айога  смотрит в зеркало и говорит:

   Свет мой, зеркальце, скажи

                                                               Да всю правду доложи:

Кто на свете всех умнее,

Всех любимей и добрее?

И ей зеркальце в ответ:

Все девицы так прекрасны,

В том, конечно, спору нет!

                                                             Только есть такое слово,

                                                             Что дороже дорогого!

  В этом слове – первый крик,

 Радость солнечной улыбки,

В этом слове – счастья миг

                                                             Дорогой и очень близкий!

             Говорят вместе: это слово – МАМА!

Видеоролик с мамами  на мелодию  «Полярная ночь»

1 ребенок:

 Тебя называют матерью.

 Подобно Орлице северной,

 Детей ты растишь под крыльями

 Широкими и могучими.

 И дети у сердца матери,

 Великим теплом согретые,

 Растут под защитой этою.

2 реб.

На разных земных наречиях

Зовут тебя люди матерью.

И землю мы тоже матерью

Зовём на любых наречиях.

О, Имя твоё напевное

Светлее луча полдневного!

3 ребёнок:

У кедра крона тяжелая,

Но ствол эту ношу выдержит.

Земные дороги трудные,

Но мать  эту ношу выдержит.

Коль имя это забудем мы,

Права на счастье получим ли?

От ветра сухого, стылого

Чешуйчаты руки матери.

4 ребёнок:

В силах ли человеческих

Всё рассказать о матери?

Столько забот у матери,

Сколько корней у дерева.

Слово моё о матери-

Как воробей не пойманный.

«Мать» - это слово тихое, тихое, но великое…

Ведущая: Добрый вечер, дорогие, любимые, замечательные наши мамы и гости нашего праздника!  Мы рады приветствовать  вас в этом  зале.  Каждый год,  в  последнее воскресенье ноября наша страна отмечает один из важнейших праздников, это праздник День Матери! Главная суть женщины, ее предназначение – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. А как прекрасна легенда, согласно которой всякий раз, когда на Земле рождается человек, на небе вспыхивает волшебным светом новая звезда.

         И сегодня, в преддверии праздника мы приглашаем  наших мам принять участие в конкурсной программе  «Небянана яля»  (приглашённые мамы встают полукругом).

          Конечно, ни одна мама не может обойтись без своих любимых  помощников (дети  идут  и машут руками, встают возле мам).  

Уважаемые семьи, прошу занять свои места.

       Ни одна конкурсная программа не обходится без работы членов жюри. Оценивать выполнение заданий будет жюри в составе …

        Ну вот, все в сборе, и конкурсанты, и жюри, и  благодарные зрители, которые  будут поддерживать нас своими аплодисментами.

       Когда рождается ребенок, и раздается первый крик, мама узнает его из тысячи других. Когда малыш вырастает, мама всё равно узнает  голос своего ребенка из множества других.

Первый конкурс «Узнай меня!»

(Мамам  завязывают глаза и ставят в центр зала, вокруг становятся дети и начинают звать своих мам, а мамы должны по голосу узнать своего ребёнка и подойти к нему). Ну вот,  семья воссоединилась.

      У каждой семьи есть отличительные особенности, каждая семья уникальна по-своему.

Второй  конкурс   «Эмблема моей семьи»

 Ведущий: Конкурсанты  представятся и продемонстрируют эмблемы своей семьи. Спасибо большое, дорогие конкурсанты.

Ведущий: Все дети, когда собираются в чуме у теплого огня,  любят слушать сказки, отгадывать загадки, которые  северяне придумывали для своих детей, чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб - все, чем богата северная земля.

                                        Третий конкурс  «Хобцоко». 

Ведущий: У всех на столах лежат конверты с элементами отгадок, кто первый отгадает, поднимает руку, затем этот элемент вы должны прикрепить к доске.

Загадки

1. Самблянг хаби нгопой мякана иле (нгэ тарка, пива)

2.Вэсако пыяда лабцей, пухуця пыяда савак (пива мадавы)

3.Тар лахаця сив сидя (нгэва, голова)

4. Тет хасава нгоб мякана иле, нюд нядо харта мядо нга (Нгобасавэй нгуда. Рука в рукавице)

5. Вэми лидарта, сян яни не мал юдабин. Подол мой воланом, всех женщин земли грею.(паны, ягушка)

6.Нгопой сярбат-сяхарт нида нгэдарангу (Ни, ни маара, пояс, пряжка пояса)

7.Нгопой хэвда иленя нгамза, няби хэвда пя ( Ебцотана нгацекы, ребенок в люльке)

8.Час нинга, нгани хутарнга(Сей.Сердце)

( Из загадок должна  получиться фигура женщины в ягушке.)

Ведущий: Мы с вами видим, что у нас получилась фигура женщины.

Ведущий:«…Без женщины в чуме холодно, голодно, одиноко. Мир от женщины теплеет, светлеет, становиться большим и интересным. Женщина- это душа жилища, душа тундры!» Каждая является хранительницей очага. И  как у хранительницы очага у нее есть  такая вещь, которая передаётся из поколения в поколение, которую берегут и бережно хранят.

Четвёртый конкурс «Семейная реликвия»

Ведущий: Каждая конкурсантка рассказывает свою историю возникновения  реликвии.

Спасибо большое нашим конкурсантам за интересные рассказы. Если мы забудем прошлое, у нас не будет будущего. Наше будущее - это наши дети, которые готовы  подарить  тепло сердец для любимых мам.

 

(Танец с сердцами)

Ведущий: У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них. Умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает ходить, отец мастерит для него нарточку и детский аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия – туча. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он может играть. Игры связаны с охотой, рыболовством и оленеводством. Я предлагаю  поиграть в игру «Зааркань оленя».

         Молодцы, ребята. Подошло время следующего конкурса, интеллектуального.

Пятый конкурс  «Интеллектуальный»

Задание  1.  «Аргиш» (аргиш – обоз состоящий из нарт, в которые впряжены олени). Правильно написать последовательность аргиша и написать название каждой нарты.

Задание 2 . «Чум, нужно правильно написать название и последовательность групп шестов для чума.

Ведущий: Молодцы, все  справились со своими заданиями.

         Как только сойдет снег, женщина выделывает шкуры, готовит нарты с зимними вещами для летней стоянки, шьет для всей семьи новую теплую и красивую одежду.  

     В нашем интернате проходила выставка,  на которой наши мастерицы мамы показали своё мастерство. Для награждения участниц выставки я приглашаю …

 Для поздравления мам - мастериц наши девочки дарят этот осенний танец.

«Осенний танец»

Ведущий: Маме сквозь дремоту мальчик улыбается. До чего ж красивая мама у него! Зашивает мама в новенькую малицу золотую нежность сердца своего

 

                                            (Танец младших воспитанников)

Ведущий: Дорогие участницы конкурса, закончились все состязания, и пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть видеоролик праздника «День именинника».

Итоги, награждения

Ведущий: Наш вечер подошел к концу. Мы благодарим всех участниц за внимание к детям, за доставленное удовольствие и праздничное настроение. Пусть совместная подготовка к праздникам и ваше участие в них, останется навсегда доброй традицией. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мам, счастливые глаза детей, за то, что вы всегда с нами.

                         



Предварительный просмотр:

КВЕСТ-ИГРА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5-7 КЛАССОВ

«Профессии вокруг меня»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

  1. Сценарий квест-игры «Профессии вокруг меня»        4

Заключение        17

Список использованных источников        18

Приложение А  Маршрутный лист для жюри        19

Приложение Б  Маршрутный лист команды        20

Приложение В  Профессии родителей        21

Приложение Г  В гостях у сказки        23

Приложение Д  Найди профессию в школе        25

Приложение Е  Путешествие в страну Педагогика        26

Приложение Ж  Профессия на букву         28

Приложение И  Ассоциации        29

Приложение К  Весёлая викторина        30

Приложение Л  Угадай кто?        32

Приложение М  Мозговой штурм        33

Приложение Н  Ключевые слова        34

ВВЕДЕНИЕ

Мы все отлично знаем, что одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии! Правильный выбор профессии - очень важный шаг, от него зависит будущая жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но и раскрывает возможности для проявления его интересов и склонностей. Человек, который с детства знаком с миром профессий, его разнообразием, быстрее и правильнее сделает свой профессиональный выбор.

Традиционные формы профориентационной работы с современными школьниками не всегда эффективны и привлекательны. Что же можно им предложить?

Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест».

Что такое «квест»? В русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» - «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

Методическая разработка профориентационной квест-игры для «Профессии вокруг меня» рассчитана на обучающихся 5-7 классов. Играть можно как между классами, там и между командами одного класса. На каждой станции команда выполняет определенное задание. Детей каждой команды объединяет общая задача и желание проявить себя с лучшей стороны, показать свои знания и способности, сделать что-то особенное, оригинальное. Темы конкурсов разнообразны, и позволяют всем детям проявить свои способности, будущие профессиональные возможности.

Сценарий квест-игры

«Профессии вокруг меня»

Форма проведения: квест-игра для обучающихся 5-7 классов.

Состав команды: 8 человек. Всего команд-участников – 2 (можно больше). Максимальное количество баллов на каждой станции прописано в маршрутном листе.

Оборудование, наглядность: конверты с раздаточным материалом на каждую станцию; маршрутные листы для каждой команды; маркеры; карточки с буквами.

Цель: способствовать приобретению подростками знаний о профессиях, активизировать самоопределяющегося подростка для ценностно-нравственных размышлений, связанных выбором профессии.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • формировать интерес к профессиям.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности при работе в группе;
  • развивать внимание, познавательные процессы, наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду и к людям разных профессий;
  • организация активного отдыха обучающихся.

Предварительная работа: команды готовят приветствие.

Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересной  и увлекательной квест-игре по профессиям, которые окружают нас.

Квест – это приключение, с определённым сюжетом. Для победы вам придётся решать умственные задачи, мыслить творчески и логически, проявить смекалку, ловкость и, конечно же, дружно работать в команде.

Каждая команда проходит 10 станций, где Помощники  вам проводят инструкцию и дают задание. Они же оценивают работу, ставят баллы в маршрутном листе и на каждой станции дают карточки с буквами, из которых необходимо составить слово, обозначающее профессию.

Найти место, где расположена  следующаястанция, можно по фотоснимку, который находится у Помощников, а получить его можнотолько выполнив задание. На каждую станцию отводится время (не больше 10 минут). Команда, потратившая меньше всего времени зарабатывает дополнительно 10 баллов. Игра начинается и заканчивается вспортивном  зале школы. Жюри получает маршрутный лист(Приложение А).Капитаны команд получают маршрутные листы(ПриложениеБ).

Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее(приветствие оценивается).

Пройдя все станции, команда сдаёт маршрутный лист жюри и собранное  название профессии. Жюри подсчитывает баллы каждой команды и награждает победителей квест-игры.

Станция 1

«Профессии родителей»

Помощник: Ребята! Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете? Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться  в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

 Ребята, каждое утро вас папы и мамы приводят в школу, а сами идут на работу. Первоначальные сведения о профессиях вы получаете именно в семье. А знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Вам надо отгадать загадки и разгадать кроссворд (Приложение В).

1. Кто по круче чуть заметно
Ктуче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом. Альпинист

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...
(врач)

3. На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? Милиционер

4. В ресторане мы – мы не дома.

Блюда здесь нам подадут

И за нами уберут.

Кушай, пей и отдыхай.

Благодарить этого человека

Не забывай! Официант

5. В золотых её руках –

Все иголки и булавки,

Нитки, пуговки, крючки

Превращаются в одежду.

Её носим я и ты. Швея

6. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня, ...(воспитатель)

7. Он плывет по толще волн,
Чтоб дышать как рыба.
За спиною есть баллон,
Движется красиво. Аквалангист

8. Всё, что доверено –

У него под контролем.

Знает, что и где лежит,

Каждой вещью дорожит. Кладовщик

9. Кто поможет стать красивым?

Стиль нам быстро поменяет?

От него услышишь фразу:

«Стрижка только началась». Парикмахер

10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много, 
Потому что он... (артист)

11. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ... (продавец)

12. С ластами, а не тюлень.
Плавает, а не рыба.
Не скрывается, а в маске. Водолаз

13. Дядька тот в судах бывает,
На зубок законы знает.
Не учитель, не артист,
Этот дяденька – (юрист)

14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. Водитель

15. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок
... (учитель)

16. Всем зарплату он считает,

Деньги чётко отмеряет.

Калькулятор под рукой,

Точность – вот его пароль! Бухгалтер

17. Человек этой специальности-

На все руки мастер.

Бывает по работе с клиентами,

С документами, с персоналом.

Может быть по туризму, по

рекламе,

По продаже.

И даже организует работу в

офисе,

Встречи и совещания. Менеджер

18. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)

7

 

 

8

18

3

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

14

15

 

 

1

 

 

 

9

 

 

 

17

 

 

 

5

6

 

 

 

11

12

13

 

 

 

 

 

 

2

 

4

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

п

р

о

ф

е

с

с

и

и

р

о

д

и

т

е

л

е

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.

Молодцы! Многие из вас знают, где работают и чем занимаются ваши родители. Папы и мамы выполняют разные работы, трудятся в разных местах. Труд каждого из них важен и полезен. Каждый человек трудится  не только для того, чтобы заработать деньги и купить всё необходимое, но и для того, чтобы всем нам хорошо жилось. Вот почему каждый человек на своём рабочем месте старается лучше работать.

Станция 2

«В гостях у сказки» 

Следующий этап познаний о профессиях к нам приходит через сказку.

Вопрос: Как вы думаете, кем могли бы работать в наши дни сказочные герои? (Приложение Г).

1. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1d4b1d581fcbe7fe&mb=imgdb_preview_310

Рисунок 2.

(Социальный работник, курьер и др.)

2. Золушка из сказки Шарля Перро «Золушка».

https://i0.wp.com/moy-maluch.com/wp-content/uploads/2013/02/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B01-300x225.jpg

Рисунок 3.

Домработница, горничная, швея, повар и др.)

3. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».http://fonstola.ru/pic/201511/1920x1200/fonstola.ru-213141.jpg

Рисунок 4.

(Бизнесмен, животновод и др.)

4. Волк из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят».

http://privetsochi.ru/uploads/images/00/04/14/2012/12/04/c60f48.jpg

Рисунок 5.

(Пародист, артист и др.)

5. Три богатыря с картины Виктора Васнецова «Богатыри».

Viktor Vasnetsov - Богатыри - Google Art Project.jpg Рисунок 6.

(Охранники, телохранители, мили-ционеры, военнослужащие и др.)

6. Кот Василий из сказки Самуила Маршака «Кошкин дом».

https://detskoevremya.org/x/c_10/115/koshkin-dom.jpg

Рисунок 7.

(Дворецкий, дворник и др.)

7. Кот в сапогах из сказки Шарля Перро «Кот сапогах».

Vaizdo rezultatas pagal užklausą „Кот в сапогах читать“

Рисунок 8.

(Спортсмен-фехтовальщик, экскурсовод, организатор праздников, аниматор и др.)

8. Стёпка герой белорусскойнародной сказки «Як сцізорык зламаўся”.  

Як Сцёпка з панам гаварыў (ілюстратар: Вячаслау Валынец) Рисунок 9.

(Посол, дипломат)

Станция 3

«Найди профессию в школе»

В шесть лет ребёнок приходит в первый класс  и на своём пути встречает не только учителей разных специальностей, но и  представителей других  профессий.

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе: медсестра, сторож, психолог, повар, воспитатель, уборщик, няня, бухгалтер, водитель, дворник, сантехник, столяр, электрик, кочегар, кладовщик, учитель, преподаватель, сторож, библиотекарь(Приложение Д).

а

б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

у

к

е

н

с

г

ш

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

ц

у

к

е

н

г

о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

о

к

р

п

а

в

о

ф

ъ

х

з

щ

у

д

т

л

х

и

л

о

к

з

а

д

о

ш

е

к

а

в

б

и

е

е

г

х

д

ч

ю

ц

д

в

о

р

н

и

к

о

о

т

х

к

а

о

ж

е

а

ш

н

я

н

я

к

и

е

о

р

е

н

т

л

л

э

г

к

ф

а

с

т

о

л

я

р

к

щ

л

и

р

т

о

я

а

м

в

и

л

з

и

о

р

о

л

и

ь

к

и

е

г

ч

р

л

и

а

в

а

м

а

п

е

к

к

и

а

к

р

л

с

у

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

ю

ж

ш

у

в

л

м

и

т

ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

Рисунок 10.

Станция 4

«Путешествие в страну Педагогика»

Имя учителя – свято. Для любого человека учитель – это память о школе, о детстве, память, которая остаётся на всю жизнь.

Учитель, с одной стороны, - самая древнейшая профессия. А с другой стороны – самая современная и необходимая профессия.

На протяжении 11 лет вы, ребята, тесно  общаетесь с учителями. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете тонкости профессии учителя (Приложение Е).

п/п

Задание

Ответ

1.

Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

Учитель

2.

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

Без дроби

3.

К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?

К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям.

4.

Диктатор – это учитель… По какому предмету?

Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты

5.

Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

Буква «М»: учитель – мучитель

6.

Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки?

Потому что они у них пахнут «мышкой»

7.

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

Об учителях биологии

8.

Как японцы обращаются к своему учителю?

а) Сэнсэй;  

 б) Самурай;

в) Камикадзе;                                       

г) Икебана.

Сэнсэй

9.

Как называют педагогов по общественным дисциплинам?

а) Гурманы;            

 б) Гуманисты;

в) Гуманитарии;                                

г) Гуманоиды.

Гуманитарии

10.

Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?

а) Заносчиво;                             

б) Доходчиво;

в) Усидчиво;                                       

 г)  Бегло.

Доходчиво

11.

Как расшифровывается название школьной должности – завуч?

а) Заводила учащихся;

б) Заведующий учебниками;

в) Заведующий учебной частью;  

 г) Заведомо умный человек.

Заведующий учебной частью

12.

В качестве чего учитель биологии использует скелет человека?

а) Как украшение класса;     

б) Как школьное пугало;

в) Как учебное пособие;                 

 г) В качестве вешалки.

Как учебное пособие

Станция 5

«Профессия на букву …»

В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых.Среднее существование многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий вам необходимо будет выбрать одну на всю жизнь.  Легко ли разобраться в этом и правильно сделать свой выбор? Задумайтесь, вы студенты  в будущем.

Напишите, как можно больше профессий на заданные буквы (Приложение Ж).

С

Т

У

Д

Е

Н

Т

-----------------------------------------------------------------------------

Станция 6

«Ассоциации»

Любая профессия предполагает какие-то действия. Ваша задача – показать, что вызнаете много профессий, связанных со словами глаголами. Запишите, как можно больше профессий, которые у вас ассоциируются со следующими глаголами(Приложение И).

Бегать

Писать

Считать

Говорить

Танцевать

Станция 7

«Весёлая викторина»

Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться. Соедините стрелками высказывания с картинками(Приложение К).

Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)

http://rsute.ru/upkeep/uploads/2019/09/491611233_w0_h0_kursy-parikmaher-stilist-780x375.jpg

Рисунок 11.

Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)

http://fata.com.ua/img/catalog/145.jpg

Рисунок 12.

Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?
(Пиротехник.)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0823/000426d2-ef99f502/img1.jpg

Рисунок 13.

Кто вас вгоняет в пот?
(Банщик, орудующий берёзовым веником.)


https://osteoz.ru/wp-content/uploads/2017/02/banya_6.jpg

Рисунок 14.

Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яга.)

http://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/752643/b6965240-a61a-4f4a-b891-f36347baa088/orig

Рисунок 15.

Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)


https://crazy10.ru/uploads/publication/2019/04/30/06c778cdd75a080bd2c6ba685850a7c3.jpg

Рисунок 16.

Овечий телохранитель – это… Кто?
(Чабан.)

http://stihi.ru/pics/2010/11/13/8438.jpg

Рисунок 17.

Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(Астроном.)


http://sporturfo.ru/userfiles/images/kartinki_stati/ceaed667ff8b6395258eaf25b2a928a4.jpg

Рисунок 18.

Парикмахер для травы – это... Кто?
(Газонокосильщик.)


http://nez-ras.ru/files/project_1792/article/1473629756_1.jpg

Рисунок 19.

Ухажер за деревьями – это… Кто? (Садовод, садовник.)

http://mtdata.ru/u4/photoA5AF/20431760430-0/original.jpg

Рисунок 20.

Станция 8

 «Угадай кто?»

Капитан команды должен показать профессию, название которой написано на листе, с помощью пантомимы, а команда должна отгадать, что это за профессия. Чем больше профессий команда отгадает, тем больше баллов набирает команда (Приложение Л).

Профессии для конкурса:

  1. Художник. 2. Швея. 3. Фотограф. 4. Парикмахер. 5. Доктор.6. Водитель. 7. Электрик. 8. Учитель. 9. Повар. 10. Милиционер.

Станция 9

«Мозговой штурм»

На этой станции постарайтесь прислушаться к мнению каждого участника и выбрать правильный ответ(Приложение М):

  1. Какая профессия у Президента Республики Беларусь?

а) политолог;

б) историк, экономист;

в) агроном, механизатор.

2. Представитель какой профессии должен одеть спецформу за 46 секунд?

а) хирург;

б) пожарный;

в) пилот.

3. Представители какой профессии используют эту одежду: альба, орнат, стола?

а) дизайнер;

б) организатор мероприятий;

в) священнослужитель.

4. Человек какой профессии написал книгу «Маленький принц»?

а) историк;

б) военный;

в) пилот.

5. Кто пишет эпикриз?

а) лаборант;

б) врач;

в) историк.

Станция 10

«Ключевые слова»

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.

На последней станции вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели (Приложение Н).

Рисунок 21.

Развивайте:знания, умения.

Рисунок 22

Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых. Хочу, могу, надо.

Рисунок 23.

Желаем успехов, удачи.

Все команды собираются в актовом зале. Сдают маршрутные листы.

Дорогие ребята! Сегодня вы с большим интересом и азартом выполняли задания, стараясь опередить соперников. Я думаю, что вы проверили все свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы.

А теперь давайте узнаем победителя. (Объявление, награждение.) Итоги игры подводятся по сданным Помощниками картам прохождения станций. Лучшая команда получает приз победителя. Команда, набравшая меньшее количество очков – призы поощрительные. 

 Наша квест-игра «Профессии вокруг меня» подошла к завершению, но уходим  мы с багажом знаний и хорошим настроением.Хочу вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Чем интереснее формы и методы профориентационной работы, тем они доступнее и актуальнее для обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ:

1. Ероховец, О.Е. Формирование профориентационного самосознания учащихся/ О.Е Ероховец. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

2. Психологическое сопровождение профориентационной работы в учреждении образования/сост. О.И. Главницкая. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).

3. Азбука профориентации в школе: классные часы, игры, мероприятия, неделя профориентации/ сост. Котова Н.В. – Минск: Красико-Принт,2015. 128 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Маршрутный лист для жюри

п/п

Станция

Максимальное кол-во

 баллов

Комментарий помощников

1.

Приветствие

«Профессия родителей»

10

18

2.

«В гостях у сказки»

8

3.

 «Найди профессию в школе»

19

4.

«Путешествие в страну Педагогика»

12

5.

«Профессия на букву …»

12

6.

«Ассоциации»

10

7.

«Весёлая викторина»

10

8.

«Угадай кто?»

10

9.

«Мозговой штурм»

5

10.

«Ключевые слова»

Слово – название профессии (архитектор, переводчик)

4

5

11.

Баллы за время

10

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Маршрутный лист команды

___________________________________________________

(название команды)

Время начала квеста:_________________

Финиш:_______________________

п/п

Станция

Кол-во

 баллов

Комментарий помощников

1.

Приветствие

«Профессия родителей»

2.

«В гостях у сказки»

3.

 «Найди профессию в школе»

4.

«Путешествие в страну Педагогика»

5.

«Профессия на букву …»

6.

«Ассоциации»

7.

«Весёлая викторина»

8.

«Угадай кто?»

9.

«Мозговой штурм»

10.

«Ключевые слова»

Слово – название профессии

11.

Баллы за время

Итоговое количество баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Профессии родителей»

 Помощник: Ребята! Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете?

Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться  в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.

 Ребята, каждое утро вас папы и мамы приводят в школу, а сами идут на работу. Первоначальные сведения о профессиях вы получаете именно в семье. А знаете ли вы, кем работают ваши родители?

Вам надо отгадать загадки и разгадать кроссворд.

1. Кто по круче чуть заметно
Ктуче, к туче
Метр за метром
Поднимается с трудом —
На спине несёт свой дом.

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...

3. На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он?

4. В ресторане мы – мы не дома.

Блюда здесь нам подадут

И за нами уберут.

Кушай, пей и отдыхай.

Благодарить этого человека

Не забывай!

5. В золотых её руках –

Все иголки и булавки,

Нитки, пуговки, крючки

Превращаются в одежду.

Её носим я и ты.

6. Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня,...

7. Он плывет по толще волн,
Чтоб дышать как рыба.
За спиною есть баллон,
Движется красиво.

8. Всё, что доверено –

У него под контролем.

Знает, что и где лежит,

Каждой вещью дорожит.

9. Кто поможет стать красивым?

Стиль нам быстро поменяет?

От него услышишь фразу:

«Стрижка только началась»

10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много, 
Потому что он...

11. Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ...

12. С ластами, а не тюлень.
Плавает, а не рыба.
Не скрывается, а в маске.

 13. Дядька тот в судах бывает,
На зубок законы знает.
Не учитель, не артист,
Этот дяденька –

14. Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку.
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.

15. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок...

16. Всем зарплату он считает,

Деньги чётко отмеряет.

Калькулятор под рукой,

Точность – вот его пароль!

17. Человек этой специальности-

На все руки мастер.

Бывает по работе с клиентами,

С документами, с персоналом.

Может быть по туризму, по рекламе,

По продаже.

И даже организует работу в офисе,

Встречи и совещания.

18. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит...

7

 

 

8

18

3

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

14

15

 

 

1

 

 

 

9

 

 

 

17

 

 

 

5

6

 

 

 

11

12

13

 

 

 

 

 

 

2

 

4

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

п

р

о

ф

е

с

с

и

и

р

о

д

и

т

е

л

е

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок В.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

«В гостях у сказки»

Следующий этап познаний о профессиях к нам приходит через сказку.

Вопрос: Кем могли бы работать в наши дни сказочные герои:

1. Красная Шапочка из сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1d4b1d581fcbe7fe&mb=imgdb_preview_310

Рисунок Г.1.

_____________________________

____________________________

____________________________

2. Золушка из сказки Шарля Перро «Золушка».

https://i0.wp.com/moy-maluch.com/wp-content/uploads/2013/02/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B01-300x225.jpg

Рисунок Г.2.

____________________________

____________________________

____________________________

3. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».http://fonstola.ru/pic/201511/1920x1200/fonstola.ru-213141.jpg Рисунок Г.3.

____________________________

____________________________

____________________________

4. Волк из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят».  

http://privetsochi.ru/uploads/images/00/04/14/2012/12/04/c60f48.jpg

Рисунок Г.4.

____________________________

____________________________

____________________________

5. Три богатыря с картины Виктора Васнецова «Богатыри».

Viktor Vasnetsov - Богатыри - Google Art Project.jpg

Рисунок Г.5.

____________________________

____________________________

___________________________

6. Кот Василий из сказки Самуила Маршака «Кошкин дом».

https://detskoevremya.org/x/c_10/115/koshkin-dom.jpg

Рисунок Г.6.

____________________________

____________________________

___________________________

7. Кот в сапогах из сказки Шарля Перро «Кот сапогах».

Vaizdo rezultatas pagal užklausą „Кот в сапогах читать“

Рисунок Г.7.

____________________________

____________________________

___________________________

8. Стёпка герой белорусской народной сказки «Як сцізорык зламаўся”.  

Як Сцёпка з панам гаварыў (ілюстратар: Вячаслау Валынец)

Рисунок Г.8.

____________________________

____________________________

___________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Найди профессию в школе»

В шесть лет ребёнок приходит в первый класс  и на своём пути встречает не только учителей разных специальностей, но и  представителей других  профессий.

Найдите названия профессий, которые есть в нашей школе: медсестра, сторож, психолог, повар, воспитатель, уборщик, няня, бухгалтер, водитель, дворник, сантехник, столяр, электрик, кочегар, кладовщик, учитель, преподаватель, сторож, библиотекарь.

а 

 б

м

е

д

с

е

с

т

р

а

 у

к 

 е

 н

с

 г

ш 

б

и

б

л

и

о

т

е

к

а

р

ь

п

о

в

а

р

б

п

 ц

у 

к

 е

 н

 г

 о

с

т

о

р

о

ж

о

н

э

у

с

 о

к

 р

п 

 а

 в

 о

ф

 ъ

 х

з 

 щ

у

д

т

л

х

и

 л

о

 к

з 

 а

д 

 о

 ш

 е

 к

а 

 в

б

и

е

е

г

х

д 

ч

 ю

 ц

д

в

о

р

н

и

к

 о

о

т

х

к

а

о

 ж

е

а 

ш

н

я

н

я

к 

 и

 е

 о

р

е

н

т

л

л

э 

г

к 

 ф

а 

с

т

о

л

я

р

 к

щ

л

и

р

т

о

я 

а

 м

 в

 и

л

 з

 и

 о

 р

 о

 л

и

ь

к

и

е

г

 ч

р

л 

и 

а 

 в

 а

 м

а

п 

 е

 к

к

и 

 а

к

р

 л

 с

у 

к

л

а

д

о

в

щ

и

к

б

 ю

ж 

ш 

 у

в 

 л

 м

и 

т 

 ь

п

р

е

п

о

д

а

в

а

т

е

л

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

Рисунок Д.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

«Путешествие в страну Педагогика»

Имя учителя – свято. Для любого человека учитель – это память о школе, о детстве, память, которая остаётся на всю жизнь.

Учитель, с одной стороны, - самая древнейшая профессия. А с другой стороны – самая современная и необходимая профессия.

На протяжении 11 лет вы ребята тесно  общаетесь с учителями. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете тонкости профессии учителя.

п/п

Задание

Ответ

1.

Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

Учитель

2.

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики?

Без дроби

3.

К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?

К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям.

4.

Диктатор – это учитель… По какому предмету?

Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты

5.

Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет?

Буква «М»: учитель – мучитель

6.

Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки?

Потому что они у них пахнут «мышкой»

7.

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

Об учителях биологии

8.

Как японцы обращаются к своему учителю?

а) Сэнсэй;  

 б) Самурай;

в) Камикадзе;                                       

г) Икебана.

Сэнсэй

9.

Как называют педагогов по общественным дисциплинам?

а) Гурманы;            

 б) Гуманисты;

в) Гуманитарии;                                

г) Гуманоиды.

Гуманитарии

10.

Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?

а) Заносчиво;                             

б) Доходчиво;

в) Усидчиво;                                       

 г)  Бегло.

Доходчиво

11.

Как расшифровывается название школьной должности – завуч?

а) Заводила учащихся;

б) Заведующий учебниками;

в) Заведующий учебной частью;  

 г) Заведомо умный человек.

Заведующий учебной частью

12.

В качестве чего учитель биологии использует скелет человека?

а) Как украшение класса;     

б) Как школьное пугало;

в) Как учебное пособие;                 

 г) В качестве вешалки.

Как учебное пособие

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

«Профессия на букву …»

В настоящее время насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают, и примерно столько же возникает новых. Среднее существование многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий вам необходимо будет выбрать одну на всю жизнь.  Легко ли разобраться в этом и правильно сделать свой выбор? Задумайтесь, вы студенты  в будущем.

Напишите, как можно больше профессий на заданные буквы.

С

Т

У

Д

Е

Н

Т

-----------------------------------------------------------------------------

ПРИЛОЖЕНИЕ И

«Ассоциации»

Любая профессия предполагает какие-то действия. Ваша задача – показать, что вы знаете много профессий, связанных со словами глаголами. Запишите, как можно больше профессий, которые у вас ассоциируются со следующими глаголами.

Бегать

Писать

Считать

Говорить

Танцевать

ПРИЛОЖЕНИЕ К

«Весёлая викторина»

Кто умеет трудиться, тот умеет веселиться. Соедините стрелками высказывания с картинками.

Перед кем все люди снимают шапки?

http://stihi.ru/pics/2010/11/13/8438.jpg

Кто работает играючи?

https://crazy10.ru/uploads/publication/2019/04/30/06c778cdd75a080bd2c6ba685850a7c3.jpg

Человек, работающий с огоньком, – это… Кто?

http://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/752643/b6965240-a61a-4f4a-b891-f36347baa088/orig

Кто вас вгоняет в пот?


http://sporturfo.ru/userfiles/images/kartinki_stati/ceaed667ff8b6395258eaf25b2a928a4.jpg

Как звали первую женщину-лётчицу?

https://osteoz.ru/wp-content/uploads/2017/02/banya_6.jpg

Самый сладкий мастер – это... Кто?


https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0823/000426d2-ef99f502/img1.jpg

Овечий телохранитель – это… Кто?

http://nez-ras.ru/files/project_1792/article/1473629756_1.jpg

Звёздный бухгалтер – это... Кто?

http://mtdata.ru/u4/photoA5AF/20431760430-0/original.jpg

Парикмахер для травы – это... Кто?

http://rsute.ru/upkeep/uploads/2019/09/491611233_w0_h0_kursy-parikmaher-stilist-780x375.jpg

Ухажер за деревьями – это… Кто?

http://fata.com.ua/img/catalog/145.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

«Угадай кто?»

Капитан команды должен показать профессию, название которой написано на листе, с помощью пантомимы, а команда должна отгадать, что это за профессия. Чем больше профессий команда отгадает, тем больше баллов набирает команда.

Профессии для конкурса:

  1. Художник. 2. Швея. 3. Фотограф. 4. Парикмахер. 5. Доктор.6. Водитель. 7. Электрик. 8. Учитель. 9. Повар. 10. Милиционер.

ПРИЛОЖЕНИЕ М

«Мозговой штурм»

На этой станции постарайтесь прислушаться к мнению каждого участника и выбрать правильный ответ:

  1. Какая профессия у Президента Республики Беларусь?

а) политолог;

б) историк, экономист;

в) агроном, механизатор.

2. Представитель какой профессии должен одеть спецформу за 46 секунд?

а) хирург;

б) пожарный;

в) пилот.

3. Представители какой профессии используют эту одежду: альба, орнат, стола?

а) дизайнер;

б) организатор мероприятий;

в) священнослужитель.

4. Человек какой профессии написал книгу «Маленький принц»?

а) историк;

б) военный;

в) пилот.

5. Кто пишет эпикриз?

а) лаборант;

б) врач;

в) историк.

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

«Ключевые слова»

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.

На последней станции вы сможете прочитать те слова, которые вам помогут сделать правильный выбор в профессии, слова-напутствия для достижения цели.

Развивайте __________________________________

Правильный выбор – совпадение трёх слагаемых: ______________________________________________________________

Желаем _________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со слоговым строением слов и словесным ударением

Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делен...

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи». «Слово. Ударение».

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» (обучение грамоте) «Слово. Ударение»....

Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."

ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог." Цель: Дети знают о роли ударения в образовани...

Ставим правильно ударение в словах.

Учимся правильно ставить ударение в словах....

Рекомендации по обучению грамоте "Обучение грамоте.Слово. Слог. Ударение."

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Учитель-логопед рекомендует выполнять специальные упражнения и приемы для успешного овладения письмом и чтени...

Д/И: "Одинаковые и разные слова" (Ударение)

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет, имеющими ТНР. Цель: Развивать у детей языковое чутьё (языковую интуицию)....

Конспект занятия по "обучению грамоте" : "Слоговой анализ слова.Ударение"

Материал данного занятия поможет воспитанникам лучше понять, что такое "ударение" слова, "ударный слог". Занятие построено в форме путешествия, что делает его интересным и занимате...