Здоровьесберегающие технологии, как средство повышения качества умственной деятельности детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии, как средство повышения качества умственной деятельности детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса.

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.

- учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению о заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма строгие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний , но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирования здорового образа жизни.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в ДОУ- в широком смысле слова- процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс направленный на обеспечения физического, психологического и социального благополучия ребенка.

Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Здоровьсберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья Субъектов педагогического процесса в детском саду- детей, педагогов и родителей.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические

- физкультурно-оздоровительные

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

- волеологического просвещения родителей

- технологии сохранения и стимулирования здоровья

- технологии обучения здоровому образу жизни

- коррекционные технологии

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка; развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде.

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Большую роль в здоровьесбережении играют коррекционные технологии. Это технологии музыкального воздействия, которые используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и прочее. Немаловажная технология- Сказкотерапия. Занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технология воздействия цветом особое внимание уделяет гамме интерьеров ДОУ. Правильные подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технология коррекции поведения проводится по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку- дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Таким образом очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Работа по осуществлению здоровьесберегающей деятельности «ЦРР-Детский сад №203 «Березка» города Краснодара ведется на протяжении многих лет. За это время создана базовая оздоровительная программа, которая по сути дела стала образовательным стандартом в здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Успех в работе мы определяем через участи всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Оздоровительная работа предлагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие ребята учатся самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера. В детском саду разработаны алгоритмы деятельности по основным направлениям здоровьесбережения, сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья ( различные виды гимнастик, релаксации), технология обучения здоровому образу жизни ( самомассаж, игровые тренинги), коррекционные технологии ( психогимнастика, логаритмика).

Для достижения целей мы принимаем следующие группы средств:

- средства двигательной направленности ( движение, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим)

- оздоровительные силы природы ( гимнастика на свежем воздухе, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия)

- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

Наши педагоги принимают участие в спортивных мероприятиях, а дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. У детей в результате системно-комплексного применения игр с элементами спорта появилась способность самостоятельно выполнять их на прогулках. Объективная оценка собственных возможностей, стремление добиться результата подтверждают развитие у детей дошкольного возраста основных новообразований ( самооценки, самосознания, произвольности), а также способности относиться к движениям как к способу жизнедеятельности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание волеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знании о здоровье и умении оберегать, поддерживать и охранять его волеологическую компетентность, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Таким образом очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность  в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитаельно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ: если будут внесены необходимые поправки в интенсивности технологических воздействий ( опираясь на статистический мониторинг здоровья детей), обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»

Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось  зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Использование современных здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества образования в ДОУ

Презентация на тему: "Использование современных здоровьесберегающих технологий, как средство повышения качества образования"...

Здоровьесберегающие технологии как средство охраны и укрепления голоса детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии как средство охраны и укрепления голоса детей дошкольного возраста...

Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

Сторителлинг – это технология для развития   речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....