Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
консультация на тему

Быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отожествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности. Я предлагаю вашему вниманию некоторые нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

        От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением-лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

        Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

        Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

        Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

        Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания.

        Основные аспекты здорового образа жизни:

- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;

- научиться управлять своими чувствами жить в ладу с окружающими;

- соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение;

- научиться рационально питаться.

        Одним из условий, обеспечивающих работу по формированию здорового образа жизни, является организация режима дня.

        Строгое соблюдение режима дня, построенного с учётом суточного ритма физиологических функций, способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Итак, правильный режим дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует их нормальному психофизическому развитию и укреплению здоровья.

        Следующей формой является образовательная деятельность по физическому развитию. В каждом возрастном периоде образовательной деятельности по физическому развитию имеют разную направленность:

- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте развить физические качества (выносливость и силу);

В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.

        Поэтому в своей работе использую разнообразные варианты проведения непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре:

- занятия по традиционной схеме;

- сюжетно-игровые занятия;

- занятия соревнования;

- ритмическая гимнастика;

- занятия состоящие из набора подвижных игр;

- занятия серии «Здоровье», где детям даю представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма. Эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Особое внимание в системе формирования здорового образа жизни уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Дыхательная гимнастика – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендую для детей младшего возраста также может быть использован и в работе со старшими детьми.

Точечный массаж – этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине. Массаж этих точек полезен, в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов.

Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных синтетических лекарственных средств, в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека.

Одним из таких методов является фитотерапия. Использую с учётом если у детей нет аллергической реакции на лекарственные растения совместно с медицинским работником.

Приятные запахи приносят успокоение, здоровье, внутреннюю гармонию – это ароматерапия также использую с учётом отсутствия аллергических реакций.

Воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит (например, считаю важным при формировании здорового образа жизни развитие интереса к спортивным упражнениям и спортивным играм). Данная работа вызывает у дошкольников наибольший интерес. В беседах знакомлю детей с историей спорта.

В летний период солнечные ванны. Не менее важный закаливающий эффект, которые улучшают обмен веществ, усиливают функцию костного мозга.

Водные процедуры. О целебных свойствах водных процедур было известно уже в глубокой древности. Водные процедуры рефлекторно влияют на деятельность всех органов и ведущих систем жизнеобеспечения сердца, мозга.

Босохождение.  Ходьба босиком способствует постоянной стимуляции рефлекторных информационных зон, а следовательно, тонизирует организм. После каждой прогулки босиком следует ступни энергично растирать.

Пальчиковая гимнастика помогает детям развивать моторику рук и пальцев.

Проведение ежедневной утренней гимнастики вырабатывают у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.

При проведении физкультминуток напоминаю детям о том, как важно беречь своё здоровье: вовремя давать разгрузку мышцам, глазам и т.п.

Не для кого не секрет, что проводить работу только с детьми недостаточно. Очень важно проводить работу по формированию здорового образа жизни с родителями. Работу с родителями строю дифференцированно, т.е. выделяю несколько групп семей.

Для родителей часто болеющих детей силами медицинского работника проводим беседы на такие темы как «Предупреждение простудных заболеваний у детей», «Осуществление закаливания часто болеющего ребёнка». Для родителей у детей которых имеются отклонения в осанке провела консультацию «Правильная осанка» с показом и разучиванием комплекса корригирующих упражнений. Затем описания комплексов оформляются листовки и раздаются в группы, чтобы родители могли постоянно пользоваться этим материалом.

Другим важным и действенным средством является привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми: участвуя в таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников: месячник здоровья, совместные досуги, праздники. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребёнку шумные игры, весёлые состязания, как играя он тренируется.

Большое место я отвожу наглядным средствам: различные папки-передвижки, рецепты здоровья, фоторепортажи и фотовыставки.

При правильной организации работы по формированию здорового образа жизни у детей формируются основы здорового образа жизни, повышается устойчивость организма к заболеваниям, вырабатывается потребность в правильном питании, формируется привычка к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы по формированию здорового образа жизни у детей

Быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенство...

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

О роли педагога в формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности....

Организация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.

Сообщение из опыта работы на заседании совета педагогов МБДОУ № 24....

«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»

laquo;Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»...

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Организация работы по формированию здорового образа жизниу детей среднего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...