методическое объединение
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Соболева Ирина Валерьевна

Методическое объединение

«Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком».

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной, т.к. в этом возрасте формируется основа личности, складывается устойчивые механизм реагирования на различные средовые воздействия.

 

Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.

По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и  с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие.

 

Планируя свою работу с дошкольниками направленную на развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать, я использую различные  методы и приемы. Особенно эффективны, на мой взгляд, игры с песком. Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. К. Юнг писал: «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».

 

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт–Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». В своих книгах авторы выделяют основные принципы игр на песке, описывают индивидуальные и групповые, познавательные, обучающие и проективные игры, дидактические сказки на песке.

Цель и задачи

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование игр с песком в работе с дошкольниками является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.  Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, ребёнок быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Игры  с песком могут использоваться в качестве групповой или подгрупповой работы  во время прогулки на игровой площадке  и в качестве индивидуальных занятий.

 

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную  Песочную страну, необходима песочница.  Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо  специально организованная  «минипесочница»  в группе. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

     Вашему вниманию представляю методы и приёмы песочной терапии, используемые в  работе с детьми:

 

                     Методы  и приемы песочной терапии

 

  1. Исследовательско - практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
  3. Словесные методы–беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки)
  4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) 

 

Хотелось бы обратить внимание  на формы работы, обеспечивающие результативность в  эмоциональном развитии ребёнка

Остановлюсь только на самых интересных:

 

- Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».

       - Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

-  Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

       - С помощью игр на песке   знакомлю малышей с буквами.   Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок  с моей помощью формирует, лепит букву. Закончив работу, сверяем, песочную букву с оригиналом.

      Игры с песком  – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них. Малыш играет в то, что у него «болит».

 

 Все игры условно можно разделить по трем направлениям:

 

1.   Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

 

2.   Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

 

3.   Проективные (через их осуществляется диагностика, коррекция и развитие ребенка).

 

На первом этапе  используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребёнка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, развитие коммуникативных навыков, умение решать «проблемы» в игре.

                           Организация игр с сухим песком

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

 

  1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

2.Упражнение « Песочный дождик»

3.Упражнение «Песочный ветер»

4.Упражнение «Необыкновенные следы»

 

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

 

Организация игр  на поверхности мокрого песка

Упражнение «Отпечатки»

Игра «Песочные строители»

Игра «Кто к нам приходил?»

Упражнение «Узоры на песке»

 

 

         Повышать уровень эмоционального развития детей посредством игр с песком, помогает организованная работа с родителями, через традиционные формы работы. Хочется уделить особое внимание  клубу «Молодая семья», организованные  занятия в клубе являются своеобразным «мастер-классом» для родителей т.к. на них рассматриваются новые средства и способы общения с детьми, неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога с родителями.

Во время прогулок целесообразно  привлекать к песочным играм  родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В при­сутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на кон­такт с воспитателем, взаимодействуют со свер­стниками, участвуют в играх, актив­нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками

 

Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия со всеми специалистами детского сада.

        

Для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Итог         

В результате использования игр с песком у воспитанников  наблюдаются  положительная динамика.

У детей:

- значительно повышается общий эмоциональный фон;

- снижается уровень тревожности;

- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками

 Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. Можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yozhik_-_konspekt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие психолога с родителями и детьми 2-3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Занятие «Ежик»

Задачи: Учить детей прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения ,  развитию речи,  закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации. . Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать.

Материалы:

-игрушки: ежик, лиса, медведь;

- песочница ,

- песок,

- формочки, совочки,

- счётные палочки,

- запись с голосами птиц.

                                                                                  Ход занятия.

  1. Здравствуйте, мальчики и девочки. Ой, вы кто: шустрые котята или озорные мышата, а может быть маленькие цыплята. Меня зовут И.В., а вас.
  2. Утром солнышко встаёт, всех на улицу зовёт. Детки сладко потянулись и друг другу улыбнулись.
  3. Запись «голоса птиц».

Вы слышите, птички в лес нас приглашают, на полянку созывают. И пойдём мы не спеша.

              Зашагали ножки: гоп, гоп,  гоп.                

              Прямо по дорожке: гоп, гоп,  гоп.                

Ну-ка веселее: гоп, гоп,  гоп.  

Вот ка мы умеем  : гоп, гоп,  гоп.          

  1. Подходим к песочнице. Нас встречает ёжик-игрушка.

Кто-то нас встречает? Кто это? Шли по лесу не спеша и увидели ежа.

Ёжик живёт на красивой поляне. Здесь тихо, красиво и жёлтый песок. Давайте поздороваемся с ёжиком : «Здравствуй, ёжик!» И спросим: «Можно к нему зайти?».

                 

  1. Ёжик: «Я люблю гостей. Только у меня домик необычный. Он песочный. Что б с песочком поиграть надо правила о нём знать. Можно в рот песочек брать? (нет). Нельзя, потому, что он грязный, будет животик болеть. А бросать песочек можно? (нет).  Песок может попасть в глазки, и они будут болеть»
  2. Молодцы! Всё знаете. А теперь поздороваемся с песочком. Вы ладошки положите и песочек ощутите. Он сухой или мокрый (сухой).  Мягкий или твёрдый? (мягкий). Оттряхните ладошки. Вот так!
  3. Девочки и мальчики. Посмотрите, какие у ёжика колючки.  Ежик, ёжик,  мы друзья. Дай погладить нам тебя.  Ой, какой колючий! Давайте спросим, почему он носит такие колючие иголочки. Что ж ты ёж, такой колючий? Ёж: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, да медведи».
  4. Уважаемый Ёж! А мы тебя научим различать следы твоих соседей на песке. Смотри, как зайка делает свои следы. Прыг-скок. Покажите один пальчик. Глубоко его засуньте в песок. Выпрыгнул пальчик, ка зайчик. И у Саши, и у Тани пальчики глубоко ушли в песок. И так же легко прыгают. Видишь, Ёжик, какие следы у Зайки.
  5. Чтобы лучше было заметно какой след оставит лисичка, я песочек выровняю. Вот Лиса Патрикеевна идёт, хвостиком  виляет, свой след на песке оставляет. Смотрите, я опять одним пальчиком провожу по песочку. То в одну сторону, то в другую. Попробуйте и вы, как ходит лисичка. А ты, Ёжик видишь, какой след оставляет Лиса Патрикеевна.
  6. Опять выравниваю песочек, чтобы узнать какой след оставит на песке мишка косолапый. Крепко-крепко сожмите кулачки. Топ-топ, топ-топ мишка по лесу идёт. И вы как мишки походите по песочку. Видишь, Ёжик, какой след оставляет Мишка.
  7. А ты, Ёжик знаешь, какой след сам оставляешь? Возьмите у меня мячики. Похожи мячики на Ёжика. У них тоже есть такие колючки. Кладите мячики на песок. Ладошкой крепко придавите, а потом вперёд катите. То вперёд, то назад. Посмотри, Ёжик! Вот такой след остаётся на песке после от твоих колючек. «Спасибо вам, друзья. Теперь я знаю у кого какой след».
  8. Ой, что-то Ёжик мне шепчет. Он предлагает нам с ним поиграть. Скорее выходите на полянку. Теперь вы маленькие ежата, а не девочки и мальчики. Ежата будут гулять по лесу, но как  только встретят лису или медведя, согнутся в клубочек и выставят свои иголочки-колючки. Ёжики гуляют прямо по полянке. А в лесу то жарко, солнце светит ярко. Птички щебечут, песни распевают. А тут, откуда ни возьмись, лиса идёт, ёжиков ищет. Скорее ёжики прячьтесь. Согнулся ёжик, иголки выставил и фырчит на лису ф-ф-ф. Испугалась лиса острых колючек и убежала. Опять ёжики гуляют. А тут медведь. Ого, где тут ёжики? А ёжик опять в клубок согнулся и фырчит. И медведь ни с чем ушёл. Были вы ежата, а теперь снова девочки и мальчики.
  9. Что ж ты, Ёжик, опять загрустил? «С вами весело и хорошо. А я совсем один. Нет у меня друзей. Что мне делать?»  Как вы думаете, что же делать? У нас же есть волшебный песок. Давайте мы ему слепим друзей из песка: и девочек и мальчиков.
  10. Подойдём к волшебному песку. Что же с ним случилось? Попробуйте его ладошками. Какой стал песок (мокрый)?
  11. Я вас сейчас научу, как слепить из песка Ёжиков. Беру форму и совочек,  насыпаю в неё песок до самого края. Затем немного постучу, чтобы весь песок плотно засыпался. Потом переворачиваю форму, опять по ней стучу совком и снимаю. Какие замечательные получаются  у вас ежата. Что-то не хватает у наших ежей (иголок). Из чего же нам их сделать? Посмотрим, что у нас есть.  Цветные палочки. Выберите любого цвета палочки. Вот из них мы и сделаем колючки нашему ёжику. Какого цвета иголки у Катиного Ёжика…
  12. Вот теперь ёжик и у тебя есть много друзей.  «Как мне хочется поскорее поиграть с ними». А теперь пора прощаться. До свиданья, Ёжик. Мы к тебе ещё придём!
  13. Как хорошо мы сегодня путешествовали. У кого мы были в гостях? Почему Ёжик был грустный? Вы такие умнички, так помогли ёжику, слепили ему друзей. Теперь он не один. Есть с кем играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.

1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Ирина Валерьевна! Просто здорово! Песочная терапия очень любима детьми, а пользы приносит очень много!!!