Сообщение из опыта работы "Играя, учим правила дорожного движения"
методическая разработка по теме

Тикшаева  Ольга  Сергеевна

В  сообщении  описаны  формы  работы  с  детьми,  родителями  и  педагогами  по  проблемме  безопасного  поведения  на  дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение детей ПДД21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 20 «Дельфин»

Южноуральского городского округа

         

Спортивная ул., 52 - б,  г. Южноуральск, Челябинская область, Российская Федерация, 457040

тел.(35134) 4 54 -35 .

Сообщение  из  опыта  работы

« Играя,  учим  правила  дорожного  движения»

Воспитатель: Тикшаева О.С

Тема моей творческой презентации «Играя, учим правила дорожного движения»

      С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых - улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта. По этим же проспектам и улицам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее.

         Статистические данные по детскому  травматизму  в нашем городе  представлены на слайде.  Прошу Вас,  обратить внимание на количество дорожно-транспортных происшествий, происшедших   по неосторожности самих детей.  В  этом  году  произошло    дорожно-транспортное происшествие с ребёнком с летальным исходом.  Поэтому  вопрос обучения  безопасному поведению ребёнка на  дороге  уже  давно  перестал  быть второстепенным.

          Наш детский сад расположен внутри квартала, но улицы с интенсивным  движением: Сов. Армия,  Мира, Спортивная, в том числе  магистраль Троицк - Челябинск  приходится ежедневно пересекать родителям с детьми по дороге в детский сад. Поэтому  необходимость  обучения  детей дорожной  азбуке  продиктована  самой  жизнью.  От того, как  взрослые сумеют научить  ребёнка  безопасному поведению на дороге  и  принятию  правильного  решения  в  данной,  конкретной  ситуации порой  зависит  не только его здоровье, но и жизнь. Я решила  в  своей   работе  этому   вопросу  уделить  особое  внимание. Убеждена  в том, что обучение детей правилам  безопасного  поведения на  дороге  в период его  пребывания в детском саду, может  уменьшить  тяжёлые  последствия  и  возможность  попадания в дорожно-транспортное происшествие.

 Основными  задачами в моей  работе являются – прежде всего

  • знакомство детей с правилами  дорожного  движения,  
  • умения  применять полученные знания,
  • и потребность быть дисциплинированным пешеходом.

          В соответствии с задачами определила направления работы: работа с детьми, с родителями и педагогами.  

        Только  при систематической работе можно  воспитать грамотного  пешехода, поэтому, при  реализации   задач  я использую   следующие  формы работы с детьми, которые представлены на с


 Мною разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения по месяцам. Еженедельные циклограммы совместной деятельности с детьми позволяют мне регулярно заниматься профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма.

           Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях.  На слайде представлено занятие «Весёлый перекресток». Данное занятие было проведено после экскурсии к перекрестку. Полученные знания дети закрепили в своих работах.

     На интегрированных занятиях в игровой форме знакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт». Такие занятия позволяют расширить  кругозор детей в области изучения правил дорожного движения.

  В процессе  обучения нельзя ограничиваться  лишь   словесными  объяснениями, поэтому значительное место   отводиться  играм. Только  в  игре  ребёнок  может использовать полученные  знания. В своей работе я использую  различные виды игр, которые представлены на слайде.       Разнообразные игры используются детьми в самостоятельной деятельности: как настольно-печатные, так и информационно-коммуникационных технологий.

           Чтобы помочь детям закрепить знания, привлекаю их к изготовлению макетов улиц: проезжей части и тротуаров. Всё, что приготовлено  для  игр с макетом, храним в коробках. Дети сами, по желанию  выставляют дома, деревья, машины, знаки.  Стол – макет «Уголок города» позволяет разыгрывать  различные дорожные ситуации. Проживая их, ребёнок прочно и осмысленно усваивает  правила  поведения  на улице.

         Наиболее эффективной формой являются прогулки, экскурсии, наблюдения, которые проводятся с учетом возраста детей и окружающих условий. Посещая автогородок, участвуя в экскурсиях и целевых прогулках по улицам города,   дети на практике осваивают правила дорожного движения.

 Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются – развлечения.  Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. На слайде представлено развлечение «Красный, желтый, зелёный», на котором родители наградили детей за проявленные знания по правилам дорожного движения.

 В совместной и самостоятельной деятельности дети отгадывают и сами придумывают загадки, решают и составляют кроссворды на тему безопасности на дорогах. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофоры, регулировщика, дорожные знаки. Рисунки  оформляются в тематические альбомы. На слайде представлено изготовление альбома «Перекрёсток». В дальнейшем,  в самостоятельной деятельности,  эти альбомы с увлечением рассматриваются детьми. Это намного интереснее обычных книг, так как изготовлено своими руками.

 Однажды я принесла в группу очень красивую тетрадь и предложила детям создать АЗБУКУ на тему  безопасности движения и безопасного поведения на улице. Каждой букве отведена отдельная страница. Вместе с детьми заполняем рисунками, вырезками, стихами, загадками. Поощряю инициативу детей по заполнения Азбуки  до тех пор, пока это не станет потребностью самого ребенка. На слайде представлено, как дети рассматривают тематические альбомы и заполняют страницы азбуки.

        Для качественного проведения мероприятий по правилам дорожного движения на территории учреждения разлинован перекресток, где дети получают практические знания с участием инспектора ГИБДД.

 Первое воспитательное учреждение, первый  внесемейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка зависит от совместной работы родителей и педагогов, поэтому использую разнообразные формы работы с семьёй: лекции, консультации, круглые столы, папки передвижки. Я обращаю внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. На слайде представлены два открытых мероприятия с родителями.

            В вопросах профилактики предупреждения дорожно-транспортного травматизма родители воспитанников стали моими единомышленниками.

            Мы постоянно совершенствуем предметно - развивающую среду  в группе: изготавливаем ролевые атрибуты,   макеты улиц, подбираем игровые материалы,  практикуем совместные выставки. На слайде представлены атрибуты дорожных знаков, сшитые родителями. Мини – музей пополнен экспонатами,  сделанными совместно родителями с детьми. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.

 Увлекательной и интересной формой работы с родителями является составление маршрута от дома до детского сада.  Маршрут необходимо было изобразить графически. Родители уточняли у ребёнка: по каким улицам проходит дорога в детский сад, какие знаки встречаются ему, какая есть дорожная разметка. В совместной беседе со сверстниками каждый ребенок рассказал о препятствиях, которые встречаются ему  по пути в детский сад.

  Учить детей правилам дорожного движения помогают сказки, которые являются для ребёнка неисчерпаемым источником знаний. В группе заведена тетрадь сказок по правилам дорожного движения, которая постоянно пополняется новыми сказками. Сказки пишутся родителями в присутствии детей. Поэтому каждый ребёнок сказку своей семьи считает самой лучшей, и с нетерпением ждёт,  когда она будет прочитана в группе сверстникам.

Последнее направление моей работы – это работа с педагогами. Содержание, которой направлено на повышение профессиональной компетентности в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.

Формы работы представлены на слайде.

Мною разработаны консультация, семинар - практикум; проведены открытые просмотры: совместной деятельности с детьми и с родителями. Для более широкого контакта  с педагогами и родителями я использую сайт дошкольного учреждения, который стал популярен не только в городе.

Сайт позволяет разместить материал информационного и практического характера.

Ежегодно Управление образования  проводит городской конкурс среди дошкольных образовательных учреждений  «Зеленый огонек», наш детский сад занимает призовые места.  Значит,  моя работа дает неплохой результат.  В дальнейшем планирую свой  творческий опыт работы по теме «Обучение детей правилам дорожного движения» предложить коллегам города.

Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Своё выступление я хочу закончить словами:

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят.