"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
статья по теме

Журавлева Ирина Геннадьевна

Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt17.59 КБ

Предварительный просмотр:

И. Г. Журавлёва

инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 22 Кировского района

Формирование здорового образа жизни детей

как направление социализации детей

в дошкольном образовательном учреждении

    Среди значимых для любого государства ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье будущего поколения. В связи с кризисным состоянием общества увеличивается заболеваемость и инвалидность детей в ранние годы. Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять достаточно времени своему ребёнку.

    Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся решить многие вопросы и возникшие проблемы, решение части которых они перекладывают на дошкольное образовательное учреждение. Поэтому дошкольные образовательные учреждения помогают семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

    Изменение окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций при поступлении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение обуславливают необходимость его адаптации к новым условиям жизни.

    На процесс адаптации ребёнка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закалённости организма, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также личностные особенности родителей.

     В связи с этим приоритетом в деятельности ДОУ становится стремление сохранить и укрепить здоровье каждого отдельного ребёнка. Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни рассматривается как индивидуальная жизненная потребность ребёнка, так как в этом возрасте у ребёнка формируются жизненные, общественно значимые нормы и ценности, он осваивает социальную среду, осознает своё место и предназначение в окружающем мире.

    Поэтому, работа с воспитанником осуществляется как личностно ориентированная, что предполагает развитие индивидуальности ребёнка.

    Создавая модель по формированию здорового образа детей дошкольного возраста, необходимо учитывать основы их жизнедеятельности, что должно создать условия для сохранения и улучшения их здоровья. Основы жизнедеятельности это: режим дня, рациональное питание, лечебно-профилактические и образовательные мероприятия.

    Методы укрепления и развития здоровья детей, используемые в деятельности ДОУ, часто сочетают традиционные и нетрадиционные формы для образовательных учреждений, такие как, например, создание системы отношений «ребёнок — взрослый» в детской игре. В ДОУ в рамках социально — оздоровительной, социально — профилактической деятельности была разработана и реализована современная модель сохранения и развития детей дошкольного возраста. Главная цель модели — привлечь всех участников процесса сохранения, укрепления и развития здоровья детей к его эффективной реализации.

    Принимая за основу технологию по формированию здорового образа жизни ребёнка — как целостную систему воспитательно-образовательных, физкультурно- оздоровительных, коррекционно-педагогических и профилактических мероприятий, эти мероприятия осуществляются в процессе взаимодействия «ребёнок — специалисты ДОУ», «ребёнок — врач», «специалисты ДОУ — родители».

    Это взаимодействие может происходить на уровне:

  1. ребёнка: создание гармонии его психического, физического, нравственного здоровья;
  2. семьи: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;
  3. образовательного учреждения: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;
  4. организации деятельности образовательного учреждения:

* создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребёнка;

* формирование у всех участников образовательного процесса навыков, позволяющих сохранить и укрепить своё и детское здоровье;

* создание положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;

* разработка системы требований к осуществлению воспитательно- образовательной работы и контроля её результатов;

* систематичная и последовательная реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Данные целевые ориентиры определяют составляющие модели

поддержки здоровья детей дошкольного возраста, которая обеспечивает поддержку развития, как в коррекционном, так и в профилактическом, оздоровительном направлении.

    В модели была сформирована система по формированию здорового образа, которая включала:

  • комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;
  • работу над осознанным саморазвитием воспитанника;
  • деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации, самосовершенствования, социализации каждого участника процесса.

    Понимание здоровьесбережения не только как телесного состояния, но и как душевного, социального благополучия ребёнка позволила построить так называемую «технологию здоровья» и тогда становиться понятным понимание сущности тезиса «помогать ребёнку быть здоровым» означает:

  • создание резерва физических сил ребёнка;
  • формирование благоприятной атмосферы, гармонии между ребёнком и окружающим миром;
  • создание положительного эмоционального настроя, оптимистического видения себя, своего развития.

    Работа по осуществлению тезиса «помогать ребёнку быть здоровым» заключается в следующем:

  • формирование у ребёнка и взрослого знаний о здоровье человека в целом и о своём здоровье в частности;
  • создание гармонии личности;
  • привитие ребёнку навыков личной гигиены;
  • создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития.

    Разработанная технология по формированию здорового образа жизни детей, позволила эффективно осуществить социально-психолого-педагогическую, социально-медицинскую поддержку дошкольника на основе совместных усилий специалистов дошкольного учреждения, врачей, родителей.

    Эффективность обеспечивалась, прежде всего:

  • системностью воспитательно-оздоровительных условий и действий;
  • специально организованным пространством жизнедеятельности, позволяющим ребёнку естественно развиваться и выражать себя;
  • созданием условий для психического и физического здоровья, наличием положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;
  • созданием системы диагностики и объективного контроля здоровья ребёнка.

    Эффективность предложенной модели подтверждалась результатами диагностического обследования по формированию здорового образа жизни на начало и конец 2011-2012 уч. Года, которые показали, что низкий уровень уменьшился с 21% до 12%, одновременно высокий вырос с 8% до 21%. Произошло уменьшение числа детей со средним показателем здорового образа жизни с 71% до 67%. Исследования позволили спрогнозировать перспективы социальной работы в ДОУ, и уменьшить острую и общую заболеваемость детей, снизить травматизм, облегчить адаптацию к условиям нового социального окружения и повысить коэффициент здоровья каждого ребёнка в отдельности.

    Технологии по осуществлению тезиса «помогать ребёнку быть здоровым» могут быть использованы в практике дошкольного образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни у детей на протяжении всего периода посещения дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с презентацией "Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через интеграцию образовательных областей"

Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые  (Шарова Н.Н.,  Чепель Т.Л., Свиридова В.А.) конст...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств...

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет «Как питаешься, так и улыбаешься» (средняя группа)

Цель: формирование основ здорового образа жизни.Задачи:Образовательные: учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма.Развивающие: соверше...

Программа формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»города Смоленска на 2021-2022 учебный год

ПРИНЯТОПедагогическим советомМБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»Протокол от «19» августа 2021 г. No 6УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад No 52«Але...