Роль оздоровительных игр в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Кислякова Наталья Александровна

В работе названы базовые критерии сохранения и укрепления здоровья  дошкольников. 

Указано, какие функции выполняют оздоровительные игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль оздоровительных игр

в здоровьесбережении  детей дошкольного возраста

(выступление на педсовете – семинаре «Педагогика здоровья: движущие силы и практики развития»)

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8 – 10 %), медицины (8 – 10 %).

Ряд исследований выделяет множество факторов, обуславливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп:

  • Биологические факторы (в частности, генетические)
  • Физическая среда (факторы внешней среды)
  • Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни)
  • Индивидуальный образ жизни
  • Служба здоровья

Таким образом, здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, то есть от образа жизни, чем от врождённых факторов или медицины.

Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит»  - гласит народная мудрость.

Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости. Человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удерживать его так трудно».

Великий философ А. Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно отводил первое место здоровью и говорил, что всем другим следует поступиться ради здоровья.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением  здоровья детей, отводится ведущее место.

Базовыми критериями сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников являются:

  • состояние сердечно – сосудистой системы;
  • состояние иммунной и дыхательной систем;
  • психическое равновесие;
  • интерес к самому себе ;
  • самоконтроль

Наши дети не терпят однообразия.  Даже самое интересное занятие при постоянных повторах теряет для них привлекательность. Поэтому в своей работе я использую несколько вариантов  оздоровительных занятий с учётом возрастных и физиологических особенностей.

Основные варианты оздоровительных занятий:

  1. Занятия обычного типа, «классический вариант»;
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр;
  3. Сюжетно – ролевые занятия;
  4. Занятия в спортивных комплексах;
  5. Занятия, построенные на танцевальном материале;
  6. Самостоятельные физкультурные занятия;
  7. Прогулки – походы

Для моих детей характерны астенические реакции, низкая работоспособность, инертность, колебания психического тонуса и настроения. Поэтому оздоровительные игры, планируемые и проводимые с детьми ежедневно, предназначены для профилактики переутомления. Кроме релаксационной, они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших – всё это создаёт у детей состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Обязательное условие – компетентность и подготовка педагога.

Эти игры я провожу как фронтально, так и индивидуально. При наблюдении за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно оценить уровень физической подготовленности, степень развития физических качеств.

Длительность таких игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая продолжительность игр в среднем составляет 5 – 6 минут. Одни и те же  игры не нужно повторять часто, чтобы интерес детей к ним не угас. Этих игр в моём арсенале достаточно много. Из комплекса подобных игр я составляю различные по содержанию варианты мини – физкультурных занятий, которые очень полюбились ребятам.

Работу по данному направлению считаю перспективной, а главное, качественной.



Предварительный просмотр:

Роль оздоровительных игр

в здоровьесбережении  детей дошкольного возраста

(выступление на педсовете – семинаре «Педагогика здоровья: движущие силы и практики развития»)

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8 – 10 %), медицины (8 – 10 %).

Ряд исследований выделяет множество факторов, обуславливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп:

  • Биологические факторы (в частности, генетические)
  • Физическая среда (факторы внешней среды)
  • Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни)
  • Индивидуальный образ жизни
  • Служба здоровья

Таким образом, здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, то есть от образа жизни, чем от врождённых факторов или медицины.

Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит»  - гласит народная мудрость.

Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости. Человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удерживать его так трудно».

Великий философ А. Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно отводил первое место здоровью и говорил, что всем другим следует поступиться ради здоровья.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением  здоровья детей, отводится ведущее место.

Базовыми критериями сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников являются:

  • состояние сердечно – сосудистой системы;
  • состояние иммунной и дыхательной систем;
  • психическое равновесие;
  • интерес к самому себе ;
  • самоконтроль

Наши дети не терпят однообразия.  Даже самое интересное занятие при постоянных повторах теряет для них привлекательность. Поэтому в своей работе я использую несколько вариантов  оздоровительных занятий с учётом возрастных и физиологических особенностей.

Основные варианты оздоровительных занятий:

  1. Занятия обычного типа, «классический вариант»;
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр;
  3. Сюжетно – ролевые занятия;
  4. Занятия в спортивных комплексах;
  5. Занятия, построенные на танцевальном материале;
  6. Самостоятельные физкультурные занятия;
  7. Прогулки – походы

Для моих детей характерны астенические реакции, низкая работоспособность, инертность, колебания психического тонуса и настроения. Поэтому оздоровительные игры, планируемые и проводимые с детьми ежедневно, предназначены для профилактики переутомления. Кроме релаксационной, они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших – всё это создаёт у детей состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Обязательное условие – компетентность и подготовка педагога.

Эти игры я провожу как фронтально, так и индивидуально. При наблюдении за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно оценить уровень физической подготовленности, степень развития физических качеств.

Длительность таких игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая продолжительность игр в среднем составляет 5 – 6 минут. Одни и те же  игры не нужно повторять часто, чтобы интерес детей к ним не угас. Этих игр в моём арсенале достаточно много. Из комплекса подобных игр я составляю различные по содержанию варианты мини – физкультурных занятий, которые очень полюбились ребятам.

Работу по данному направлению считаю перспективной, а главное, качественной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"...

«Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста».

Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...

роль разных видов гимнастик в здоровьесбережении детей дошкольного возраста

      Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделя...

Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей....

Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей....