Педагогический проект "Чтобы не было беды" (пожарная безопасность)
проект (старшая группа) по теме

Агафонова  Анна Анатольевна

Педагогический проект "Чтобы не было беды" направлен на социально-личностное развитие дошкольников в процессе реализации образовательной области «Безопасность». Данный проект представляет собой систему работы, направленную на формирование представлений у воспитанников об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров, о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежания таких ситуаций. Способствует развитию  такие интегративных качеств личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности, позволяет воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Чтобы не было беды"98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧссӧвмӧдан   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдзвелӧданмуниципальнӧйсьӧмкуд учреждение Воркута к.

Педагогический проект

2012 год

Пояснительная записка.

Использование в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Алёнка» города Воркуты Республики  Коми проекта «Чтобы не было беды» обусловлено несколькими причинами.

1. В МБДОУ № 42 реализуется Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», которая подходит к процессу воспитания ребёнка как современной личности, осознающей себя в современном пространстве (семье, детском саду, городе, стране), умеющей адекватно оценивать различные явления современной жизни. Такой человек должен обладать ответственностью за обеспечение как собственной безопасности, так и безопасности окружающих его людей. Воспитать такую ответственность, расширить кругозор детей может только сочетание различных видов насыщенной, интересных видов практической деятельности, которую обеспечивает именно педагогическое проектирование, позволяющее дошкольникам развивать познавательную активность, активность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию способностей наблюдать, запоминать, делать выводы, искать ответы на вопросы.

2. Государственная политика в области образования и здравоохранения на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей и укрепления здоровья дошкольников. А здоровье детей не может быть сохранено, если им не созданы условия для безопасного развития и воспитания, в том числе и в плане пожарной безопасности.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» указывает на то, что «…ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

3. Тема пожарной безопасности крайне актуальна в наше время. Об этом говорит статистика, утверждающая, что 80 % пожаров происходит в жилье и одной из причин называется детская шалость с огнём, несоблюдение правил пожарной безопасности. Начальник Главного управления МЧС России по Республике Коми Олег Мануйло на пресс-конференции 1 февраля 2011 года подчеркнул, что  в 2011 году на пожарах травмировано 19 человек, только за январь погибло 15 человек. Поэтому уже с дошкольной ступени образование необходимо не только доводить до совершенства умения и способы детей действовать в экстремально опасных ситуациях, но и формировать представление о том, как не допустить их возникновения, воспитывать осознанное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

В данном проекте присутствует элемент новизны, который заключается в следующем:

1. На основе содержательной, разнообразной развивающей деятельности педагога с детьми создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста  компетентности в области обеспечения пожарной безопасности, инициируется самостоятельность детей именно в осознанном, правильном поведении. Ранее в большинстве случаев  данный подход был применяем в познавательно-исследовательской, «математической», трудовой,  либо продуктивной деятельности.

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогического коллектива по данной программе, являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год);

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009 г. № 655).

- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( в части III, п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.4., 3.2.5., в части IV, п. 7.1.)

Методологической основой данной разработки являются идеи таких учёных, педагогов, методистов как:

- Л.Д.Морозова, рассматривающая проектирование как компонент профессиональной педагогической деятельности и утверждающая, что проектирование открывает возможности для новых форм взаимодействия с детьми и их родителями, а, следовательно, «может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, в пространстве, требующем освоения» (Л.Д.Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ «Сфера», 2010);

- В.Е.Радионовой, акцентирующей внимание на том, что педагогические проекты – «непременное условие регулятивной функции педагогики» и «неотъемлемый и очень существенный момент обучения как социального явления»;

- Авторов Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Дество», переработанной в соответствии с ФГТ – О.В. Акуловой, Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, Т.А.Березиной, А.М. Вербенец и др., ориентирующих на активное освоение детьми разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных,  художественно-изобразительных, трудовых). Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими  детей к самостоятельности, к проявлению собственного «я». Кроме того, программа «Детство» указывает, что основы безопасного поведения «становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищённости дошкольника» (Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – с.12).

        Основными методами реализации проекта являются:

- проблемный метод;

- метод сотрудничества и взаимопомощи;

- метод проектирования (конструирования) педагогического процесса;

- метод активного партнёрского диалога;

- метод игрового взаимодействия;

- метод рефлексии.

        К основным принципам реализации проекта можно отнести:

1. Принцип интеграции развивающего содержания: применение в ходе взаимодействия субъектов проектной деятельности таких форм и видов работы, которые позволяют в комплексе обеспечить развитие различных интегративных качеств личности дошкольников, одновременно реализуя развивающие задачи таких образовательных областей как «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение».

2.Индивидуально-дифференцированный подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня представлений о способах пожаробезопасного поведения в быту, природе, в детском саду.

3.Принцип системности: непрерывность запланированной деятельности вместе с рациональным  сочетанием различных мероприятий, логическая и тематическая связь различных видов деятельности.

4.Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.

Продолжительность проекта – 2 недели. Содержание запланированной деятельности реализовано в феврале 2012 года:

- в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов  детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- в самостоятельной деятельности детей;

- во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

        Педагог помогает детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании действий, и, конечно, включиться в такие виды деятельности, как создание информационно-познавательного уголка безопасности, составление свода правил для детей «Чтобы не было беды», подготовку и проведение тематического развлечения «Огонь – друг, огонь – враг», оформление выставки детских рисунков «Пожару – нет!»; активно принимать участие в беседах "Пожарная безопасность дома", "Спички не тронь – в спичках огонь", "Чем опасны пожары в лесу", "Почему зажигается спичка?",
"Чем опасен дым?", "Пожарный  - герой, он с огнем вступает в бой" и т.п. Дети организуют драматизацию сказки «Кошкин дом», участвуют в проблемно-игровой ситуации «Учебная эвакуация при пожаре», знакомятся со средствами пожаротушения, составляют творческие рассказы на противопожарные темы, овладевают навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах и т. д

1. Паспорт педагогического проекта «Чтобы не было беды».

Структура

Содержание

Направленность проекта

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе реализации образовательной области «Безопасность».

Адресация проекта

Воспитатели и  воспитанники ДОУ 5-7 лет.

Руководитель  проекта

Агафонова Анна Анатольевна, старший воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Алёнка» города Воркуты Республики Коми

Участники проекта

Воспитатель старшей группы Белова Елена Владимировна, Воспитанники группы и родители.

Возраст воспитанников

Дети 5-6 лет.

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

-  информационный и практико-ориентированный;

По количеству создателей:

- парный  (Агафонова А.А., Белова Е.В.)

По количеству детей, вовлечённых в проект:

- групповой (24 ребенка старшего дошкольного возраста).

По продолжительности:

- краткосрочный : 2 недели;

По контактам:

- на уровне ДОУ и на уровне города (взаимодействие со специалистами ДОУ (медицинская сестра, музыкальный руководитель) и представителями социума – работник МЧС (пожарный), родители воспитанников).

Цель проекта

Оптимальное педагогическое сопровождение процесса формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи проекта.

1. Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.

2. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежания таких ситуаций.

3. Развивать  такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.

4.Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.

Принципы реализации проекта

1. Принцип интеграции развивающего содержания: применение в ходе взаимодействия субъектов проектной деятельности таких форм и видов работы, которые позволяют в комплексе обеспечить развитие различных интегративных качеств личности дошкольников, одновременно реализуя развивающие задачи таких образовательных областей как «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье» «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «.Художественное творчество»

2.Индивидуально-дифференцированный подход: учёт в процессе деятельности по актуальному вопросу индивидуальных особенностей детей, в частности уровня представлений о способах пожаробезопасного поведения в быту, природе, в детском саду.

3.Принцип системности: непрерывность запланированной деятельности вместе с рациональным  сочетанием различных мероприятий, логическая и тематическая связь различных видов деятельности.

4.Принцип рефлексии: предусматривает анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы педагога и недоработок; корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов.

Ресурсы проекта.

- Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности».

- Диагностика имеющихся у детей представлений о правилах пожарной безопасности, о способах действия в возникшей опасной ситуации  (по критериям авторов программы «Детство», разработанных для проведения мониторинга усвоения содержания образовательной области «Безопасность).

- Предметно-развивающая среда старшей группы (дидактические и сюжетно-ролевые игры, плакаты, иллюстрации, схемы) по реализации содержания образовательной области «Безопасность» общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемые продукты проекта.

- Познавательно-информационный уголок безопасности.

- Тематические выставки творческих работ: «Спичка  - невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг».

- Тематическое развлечение «Огонь – друг, огонь – враг».

- Составленный детьми Свод Правил «Чтобы не было беды».

- Памятки по противопожарной безопасности для детей и взрослых.

- Схемы – алгоритмы  «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара»

- Модель комплексно-тематического планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность».

- Книжки – малышки «Пожару – нет»

Этапы, содержание и описание реализации проекта «Чтобы не было беды».

1 этап – подготовительный.

(продолжительность – 2 дня)

Основные методы деятельности на 1-ом этапе.

  1. Метод активного диалога.
  2. Метод планирования (конструирования) педагогического процесса.

Продолжительность этапа: 2 дня

Субъекты проектной деятельности.

Педагоги ДОУ

Родители старшей группы

Воспитанники старшей группы

1. Содержание деятельности на подготовительном этапе.

- Доведение до сведения педагогов смысла и цели проекта.

- Выборы творческой группы педагогов – активных участников проекта.

- Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности (по критериям Хромцовой Т.Г., используемых авторами программы «Детство»: см. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010., IV блок вопросов раздела «Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность», с.121).

Основные методы диагностики: беседы с детьми с использованием иллюстраций. Приложение № 1.

Тест для проверки знаний пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

Приложение № 2

- Подбор практических и наглядных  материалов и разработок в помощь к организации проектной деятельности (конспекты игровых образовательных ситуаций, художественных текстов, бесед и т.п.)

- Составление плана педагогического проекта.

- Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.

 - Выборы творческой группы родителей – активных участников проекта.

- Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.

- Анкетирование родителей. Приложение №3.

- Информационное задание: привлечение к подборке материала по пожарной безопасности.

Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.

Предварительный шаг.

Постановка проблемы.

Педагог рассказывает детям о несчастном случае – пожаре в жилом доме, о котором сообщили в программе «Новости». Организует беседу с детьми: Почему пожар – это беда? Отчего может возникнуть пожар? Почему же люди не могут сделать так, чтобы пожаров не было, если все понимают, что их не должно быть?  Подводит к необходимости задуматься: как сделать так, чтобы человека никогда не постигла такая страшная беда; Подумать - что можем сделать мы сообща – взрослые и дети старшей группы детского сада. 

Постановка цели: общими усилиями детей собрать все сведения на тему «Пожар и пожарная безопасность» и научить всех окружающих избежать этой беды.

«Модель трёх вопросов». Приложение №4

В ходе активного диалога составляется модель, включающая 3 блока:

1. «Что мы знаем о пожаре, о правилах пожарной безопасности и о действиях людей в случае возникновения пожара».

2. «Что мы хотим узнать дополнительно».

3. «Как нам это сделать?».

2. Предпола

гаемый результат

- Ориентирование педагогов на сотрудничество. Создание коллектива единомышленников в актуальном аспекте воспитания дошкольников.

- Определение перспективы в работе по формированию внутренней мотивации дошкольников на осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих, на профилактику возникновения пожаров.

- Возникновение у родителей мотивации к активной дополнительной работе, направленной на обучение детей правилам пожарной безопасности и воспитание у них осознанного отношения к вопросам безопасного поведения.

- Первоначальная заинтересованность детей в успешном решении выявленной проблемы и достижение цели.

- Появление первых навыков собственных активных действий, направленных на достижение запланированного успеха. Осознание собственной роли в активной деятельности.

- Появление мотивации на решение  простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей).

2 этап – основной (этап реализации).

Основные методы деятельности на 2-ом этапе.

  1. Метод активного диалога.
  2. Метод сотрудничества и взаимопомощи.
  3. Игровое взаимодействие.

Продолжительность этапа 6 дней

Субъекты проектной деятельности.

Педагоги ДОУ

Родители старшей группы

Воспитанники старшей группы

1. Содержание деятель

ности на этапе реализации.

- Составление методических материалов: цикл бесед о профилактике возникновения пожаров Приложение № 5.

- Подбор материалов для информационных стендов для родителей, оформление стенда.

-  Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Всё о противопожарной безопасности» и т.п.).

- Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед, игровых образовательных ситуаций на тему «Пожарная безопасность в детском саду и дома» и т.п.

- Разработка модели комплексно-перспективного планирования  образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность». Приложение № 6.

- Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми (подбор опытов, составление кроссвордов, лабиринтов) Приложение № 7.

- Организация экскурсии в Пожарную часть и участие в ней.

- Помощь в изготовлении атрибутов и декораций для игры-драматизации «Кошкин дом» и тематического развлечения  Огонь – друг, огонь враг».

- Участие в оформлении информационно-познавательного уголка безопасности для детей.

- Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе.

- Активное участие в игровых образовательных ситуациях: Настольно - дидактические игры
"Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны", "Так или не так», «Слушай внимательно», «Составь целое из части», «Польза и вред огня", "Что нужно для работы пожарному", "Чем тушат пожар", "Спасатели".
Сюжетно - ролевые игры "Мы пожарные", Пожарные на учении", "Служба спасения"
Подвижные игры "Кто быстрее соберется на пожар", "Веселые старты",
На прогулке: спортивные и командные соревнования "Тушение пожара"- метание мешочков в горизонтальную цель. "Спасение пострадавших" - бег парами в обруче.

Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, познавательное мероприятие

"От малой искры большой пожар"
Экскурсия в пожарную часть (обзор пожарного оборудования, пожарной техники, рассказ пожарного)

 Продуктивная деятельность: рисование для тематической выставки «Огонь – друг, огонь – враг»; изготовление рамок для уголка безопасности, помощь в его оформлении; изготовление, оформление альбома «Всё о пожарной безопасности».

- Разучивание ролей и драматизация сказки «Кошкин дом» (для детей из других групп).

- Составление модели-алгоритма «Действия человека при возникновении пожара дома».

- Составление Свода Правил «Чтобы не было беды» - для уголка безопасности. Приложение

- Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки) и безопасности.

- Подготовка к тематическому развлечению «Огонь – друг, огонь враг» (репетиции, разучивание стихов, поиск вместе с родителями и воспитателями интересных заданий, вопросов и т.п.).

- Оформление книжного уголка в группе: С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое"; И.Демьянов "Коробок – чёрный бок"; Е.Хоринская "Спичка-невеличка"; Л.Толстой "Пожарные собаки»; Т.Фетисов "Куда спешат красные машины"; М. Комова "Про кота Ваську и пожарную безопасность".

-  конкурсы "Угадай автора", "Что бы это значило?";

- составление творческих рассказов на противопожарную тематику

- моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы;

- просмотр и обсуждение видеофильмов "На пожаре" и "Кошкин дом"; презентаций «Если случился пожар», «Огонь – друг, огонь – враг».

- обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит старшая медсестра);

- минутка безопасности "Осторожно, огонь!";

2. Предполагаемый

результат

- Усовершенствованный педагогический опыт в проектной деятельности;

- Пополненные практические  и теоретические материалы, помогающие оптимизировать образовательную деятельность с детьми в актуальном аспекте развития и воспитания.

- Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта; расширение педагогических знаний по вопросам воспитания у дошкольников осознанного отношения к пожарной безопасности.

- Возросший интерес  к жизни детей в ДОУ, сплочение с педагогами в достижении общей цели.

- Активизация детей в процессе достижения общей со взрослыми цели. Возросшая самостоятельность в принятии решения.

- Закрепление внутренней мотивации на успех в достижении поставленной цели.

- Дополнительные представления о правилах пожарной безопасности в быту.

- Творчески преобразованная предметно-развивающая среда группы.

3 этап – итоговый (этап презентации и рефлексии).

Основные методы деятельности на 3-м этапе.

  1. Метод активного диалога.
  2. Метод сотрудничества и взаимопомощи.
  3. Игровое взаимодействие.
  4. Метод рефлексии.

Продолжительность этапа 2 дня.

Субъекты проектной деятельности.

Педагоги ДОУ

Родители старшей группы

Воспитанники старшей группы

1. Содержание деятель

ности на этапе реализации.

- Анализ полученных результатов. Проведение диагностики уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.

- Вручение благодарственных писем семьям – активным участникам проекта.

- Участие в тематическом развлечении «Огонь – друг, огонь – враг».

- Участие в обсуждение с  воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Чтобы не было беды».

1 день:

- Торжественная презентация информационно-познавательного уголка безопасности  в группе (для родителей и воспитанников подготовительной  группы).

- Открытие выставки детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»; экскурсия по выставке ( экскурсоводы – дети старшей группы).

- Блиц – турнир «Пожарная безопасность» Приложение №

2 день:

- Проведение тематического развлечения «Огонь – друг, огонь – враг». Приложение №8

- Обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить, сделать по-другому?

2. Предполагаемый результат

- Новый  уровень компетентности педагогов в организации индивидуальной работы с детьми, направленной на формирование у детей позиции субъекта деятельности в процессе воспитания осознанного отношения к правилам пожарной безопасности.

- Возможность увидеть и оценить результаты проектной деятельности в условиях работы детского сада

- Осознание родителями роли взрослого в полноценном развитии ребёнка;

- Духовное сближение родителей и детей;

- Предоставление детям возможности увидеть  реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

- Появление у детей не только новых умений, но и навыков анализировать собственные действия.

- Появление нового уровня представлений о правилах пожарной безопасности и мотивации на их неукоснительное соблюдение и возможность самореализации. Постановка детей в ситуацию успеха.

Список литературы.

  1. Авдеева Н.И. Князева Н.Л. Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности  жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Москва, «Детство – ПРЕС» 2008г.
  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, Москва, 2008г.
  3. Басенки–безопасенки / под ред. Еремина Н.М. Оренбург, Южный Урал, 2000 г
  4. Белая К.Ю., Зимовина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва, «Просвещение», 2000г.
  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011, 528 с.
  6. 25 лучших уроков и занятий по основам пожарной безопасности для детей. / Методическое пособие для педагогов. – Челябинск, 2003г.
  7. Кулешов СМ. Безопасность проведения детского новогоднего праздника// Справочник руководителя дошкольного учреждения №0 октябрь 2004 г.
  8. Лукина Л.И. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ //Управление ДОУ №7, 2005 г.
  9. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности., Москва, Дрофа, 1998 г
  10. Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг // Дошкольное воспитание №5, 2006г.
  11. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности // Дошкольное воспитание №5, 2006 г.
  12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях., М., Творческий центр, 2003
  13. Максимчук Л.В.  Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. Центр педагогического образования, Москва, 2008г.
  14. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – Москва, 2008г.
  15. Прокопович О.И. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на примере организации в изобразительной деятельности // Управление ДОУ №5, 2005 г.
  16. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – Москва, ТЦ Сфера, 2009г.
  17. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольная педагогика. 2010. №5, с.61.
  18. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Цели и задачи образовательной области "Безопасность". Связь с другими образовательными областями. Програмное обеспечение. Формы образовательной деятельности....

Методические рекомендации "Чтобы не было беды" (Пожарная безопасность)

Подборка методического материала по  пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: беседы, памятки, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки....

Спасибо пожарным, а то бы беда – пожарные нас выручают всегда.

Продолжать знакомить детей с ППБ, знать и называть средства пожаротушения. Воспитывать уважение к людям этой профессии, сознание значимости их труда. Учить детей соблюдать правила пожарной безопасност...

Консультация для родителей "Чтобы не было беды. Правила безопасного катания с горки"

Цель: познакомить родителей с правилами безопасности при катании с горки.Зима -  это время забав и веселых игр. Катание с горок -  всеми дюбимое зимнее развлечениеРазличных средств для катан...

Проект "Чтобы не было беды". Пожарная безопасность. Средняя группа.

Проект по пожарной безопасности "Чтобы не было беды". Краткосрочный (одна неделя) для детей средней группы ДОУ....

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.

Актуальность  проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...