Образовательная область Безопасность непосредственно образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе. Тема: "Огонь помощник или хранитель опасности?"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Образовательная область Безопасность непосредственно образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огонь помощник или хранитель опасности?

Конспект НОД по ООПДО «От рождения до школы», раздел «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»,старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.                                                

  Интеграция образовательных областей: «Безопасность»,

 «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».  

Программное содержание:    

 1. Воспитывать послушание, осторожное отношение к огню, чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.                                              2. Закреплять знания о пользе, которую приносит огонь при правильном обращении с ним,  углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров.                                                                                         3. Познакомить с правилами поведения при пожаре.                                          4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.                              

Оборудование: иллюстрации «Костер», «Пожарные тушат пожар»,  презентация «Правила поведения во время пожара», алгоритм «Поведение при пожаре», набор картинок с  изображением огнеопасных и неогнеопасных предметов, мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозапись музыки оркестра Поля Мориа, памятки «Опасные шалости» по количеству детей .

 Предварительная работа: чтение художественных произведений,  экскурсия в пожарную часть, проведение пожарной эвакуации, просмотр мультфильма «Кошкин дом».

Ход:  

Воспитатель: На днях мне загадали загадку. Я целую неделю не могу ее отгадать. Помогите мне.

На привале нам помог:                                                                                                       Суп варил, картошку пек.                                                                                              Для похода он хорош,                                                                                                         Да с собой не понесешь.    

Дети: Огонь.

(Вбегает мальчик в костюме огня).

Огонь: Кто меня звал?

В-ль: Правильно отгадали загадку, раз отгадка к  нам пришла.

Огонь: Я, Огонь. Пришел пригласить вас к себе в гости, в царство Огня.  

В-ль: Но прежде чем куда-то отправляться, надо выяснить, нет ли там опасности.   Игра «Хорошо-плохо» и поможет нам выяснить  огонь помощник людям или хранитель опасности? (Ответы детей).                                              

Игра «Хорошо, плохо».

В-ль: Дети, Огонь, это хорошо, или плохо?

Дети: Хорошо,  потому, что на огне жарят шашлыки. На костре можно картошку печь. Мама готовит обед на газовой плите с помощью огня. В походе у костра можно согреться, уху сварить. Костер отпугивает комаров, диких животных.

В-ль: Плохим огонь может быть?

Дети: Огонь наносит вред при пожарах. Огнем можно обжечься. В огне могут погибнуть люди и животные.

Огонь: Я хороший, добрый Огонь. Ничего не сожгу, никого не обожгу.

В-ль:

Нам без доброго огня                                                                                  Обойтись нельзя и дня                                                                                                       Он надежно дружит с нами,                                                                                          Гонит холод, гонит мрак,                                                                                                         Он приветливое пламя                                                                                                        Поднимает будто флаг.                                                                                                       Всем огонь хороший нужен.                                                                                                          И за что ему почет,                                                                                                                  Что ребятам греет ужин                                                                                                                     Режет сталь и хлеб печет.

Отправляемся в путь.

(Звучит музыка  «Спейс» Поля Мориа, дети оказываются в царстве Огня. На экране заставка «Костер». Оборудована выставка: свечи, спички, утюг, пылесос, магнитофон, газовая плита, примус, бутылка с клеем, иллюстрации с картинками по технике безопасности.).

Огонь: Добро пожаловать в мое царство.

В-ль: Как у тебя красиво. Что это за выставка?

Огонь: Пусть дети сами догадаются, что за предметы я коллекционирую.

В-ль: Что это?

Дети:  Это свеча.

В-ль: Для чего она нужна?

Дети: Свечи зажигают в темноте, когда отключают свет.

В-ль: Можно свечи в руки детям брать и без взрослых зажигать?

Дети: Нет, потому, что можно обжечься. Свеча может упасть и своим пламенем поджечь газету на столе. Может возникнуть пожар. И сгорит дом.

В-ль: Это что?

Дети: Спички.

В-ль: Можно детям в руки спички брать, самовольно зажигать?

Дети: Нельзя детям в руки спички брать, тем более самовольно зажигать.

В-ль: Это что?

Дети: Утюг.

В-ль: Можно утюг без взрослых брать и самим гладить?

Дети: Нельзя.

В-ль: Правильно. Горячий утюг можно забыть на одежде. Это может вызвать пожар. (Показ иллюстрации пожара от утюга.)

Другие электрические приборы: пылесос, магнитофон, компьютер можно включать без разрешения взрослых?

Дети: Ответы детей.

В-ль: Все электрические приборы без разрешения взрослых включать нельзя. Может быть поврежден провод, что тоже может стать причиной пожара.

В-ль: Это что?

Дети: Газовая плита.

В-ль: Можно детям к газовой плите подходить, когда на ней горит огонь?

Дети: Нельзя, потому что огонь может обжечь пальцы, зажечь платье.

В-ль: В бутылочке находится клей. Его  нельзя брать без разрешения, потому что клей тоже горит и может стать причиной пожара.

Вы догадались, что за предметы коллекционирует наш друг Огонь.

Дети: С помощью этих предметов можно получить  огонь.

В-ль: С помощью этих предметов, если осторожно сними обращаться, можно получить  огонь, который будет помощником человеку. Но если с огнем обращаться неаккуратно, то огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.

В-ль: Сейчас мы с Огнем проверим, сможете ли вы повторить разминку юных пожарных.

Физкультминутка.

Мы юные пожарные
умеем делать так,
по лестнице взбираемся
мы быстро на чердак.

Мы юные пожарные
умеем делать так,
Быстрее всех раскручиваем
большой пожарный шланг
Мы юные пожарные быстрее всех идем
мы юные пожарные,
мы справимся с огнем!

Молодцы.

У пожарных должно быть хорошее зрение. Сохранить и восстановить нам его поможет  гимнастика для глаз:

Весёлая неделька”

- Всю неделю по-порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

                                                                                                                                                     (Дети садятся на стулья).

В-ль: Сейчас я вам прочитаю сказку «Огневик и облачные слоны» про непослушного мальчика. Этот мальчик нарушил запрет и взял спички в руки. Что из этого получилось, вы узнаете, прослушав произведение.

Воспитатель читает сказку.

Никита с мамой летом жили на даче. Как-то раз мама собралась к соседке за  молоком.

— Только смотри, — говорит она Никите, — не озоруй, не играй со спичками... Остался мальчик один. Телевизора в деревенской избе нет. Игрушки, что из города привёз, надоели, даже любимого Слоника — садовую лейку — бросил Никита во дворе.

«Почему же, — думает мальчик, — мама запретила со спичками играть?» Взял он со стола коробок. Потряс, поднёс к уху. И вдруг вместо шороха спичек услышал, как тонкий голос проскрипел:

— А ну-ка, выпусти меня сейчас же!        

— Кто это говорит? — удивился Никита.

— Открой, увидишь, — ответили из коробка. Мальчик чуть-чуть сдвинул крышку, и тут же на стол выпрыгнул крошечный рыжеволосый человечек в красной куртке.

— А теперь накорми меня! — потребовал  рыжий.

Никита выставил картошку, огурцы, сметану. Странный гость скрипуче расхохотался:

— Нетушки, это я не ем. Подавай мне бумагу!

Мальчик принёс старую газету. Человечек схватил её и — хап, хап! — съел до последнего клочка.

— Эх, силушки во мне прибавилось! — воскликнул рыжий. И правда, он вырос, а его рыжие волосы зашевелились... Вдруг он подпрыгнул, скомкал скатерть, сдёрнул с окна занавески — и всё это отправил себе в рот. Злорадно ухмыльнулся и принялся грызть угол стола.

Изба наполнилась жаром, едким дымом. Никита стал задыхаться и пополз на четвереньках к двери. А рыжий знай себе отплясывал на столе, разбрасывая во все стороны жгучие искры.

Быть беде, если бы не садовая лейка. Слоник заметил дым и сразу смекнул, что в избе хозяйничает рыжий Огневик. И хоть был он раньше простой садовой лейкой, поднялся Слоник на четыре ноги, зачерпнул воды из бочки и потопал огонь тушить. Да разве такому малышу одному с пожаром справиться? Огневик только посмеялся над ним.

Тогда Слоник встал посреди двора, поднял хобот-носик к небу  и стал звать братьев — облачных слонов. Прилетели большие    облака-слоны, собрались в огромную тучу и залили горящую избу дождём. От злого Огневика один пшик остался.

Оглянулся Никита — черным-черно в избе. Вот сейчас придёт мама и увидит...

— Никита! Никита! Ты чего это плачешь во сне? Просыпайся, попробуй молочка парного... А что это у тебя в руках? Я же говорила — не играй со спичками.

В-ль: 1.О чем сказка? (О том, что мальчик без разрешения взял в руки спички).                                                                                                                              2.Кто такой огневик?                                                                                                         3.Что же устроил огневик в доме мальчика, пока не было мамы? (Пожар). 4.Что съел огневик? (Газету, скатерть, занавески, стол).                                                    5.Кто помог Никите? (Садовая лейка).                                                                     6.Когда мама пришла, что делал Никита? (Плакал, потому что испугался во сне пожара).                                                                                                                           7. Как спасался от пожара Никита? (Полз на четвереньках к двери).                    Никита делал правильно: уходить от пожара, когда много дыма, ползком. Дым поднимается к верху, внизу воздух чище.

Люди какой профессии помогают бороться с пожаром? (Пожарные).

Чем они тушат пожар? (Ответы детей).

Мы с вами посмотрим фильм, о том, что надо делать до приезда пожарных.

(Показ презентации по правилам поведения во время пожара.)

1. Выбирайся из задымленного помещения ползком.                                           2. Вызови пожарную команду по телефону 01, назови свой адрес и фамилию.                 3.Выключи горящий электроприбор и накрой его одеялом.                                4.Не открывай окна во время пожара, чтобы не было доступа кислорода для горения.                                                                                                                 5.Сообщи о пожаре ближайшим соседям.

В-ль: Сейчас мы с вами потренируемся спасать тех,  кто не может спастись самостоятельно: маленьких детей.

Эстафета «Спаси куклу».

Воспитатель напоминает детям правила поведения при возникновении пожара: нельзя прятаться под кроватями и в других труднодоступных местах, выбираться из задымленного помещения, нужно как можно ниже пригибаясь к полу.

На финише расположены куклы, вокруг кукол привязаны красные шары («пламя»).  

Игроки каждой команды поочерёдно должны проползти, «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня», совершив обратный путь под столами.

Выигрывает команда, которая быстрее «спасёт» кукол.

Дети закрепляют знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной деятельности: в играх «Правильно веди себя при пожаре», «Огнеопасные предметы».

1.Дидактическа игра  «Правильно веди себя  при пожаре».

Дети делятся на две команды: Каждая команда выбирает алгоритм поведения при пожаре. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее выставит алгоритм,  объяснит свои действия.

2.  Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила, спички, кипятильник, электрический чайник. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара. Выигрывает та команда, которая быстрей и правильней выполнит и объяснит задание.

Итог:  Спасибо, огонь, за теплый прием.  Дети узнали, что огонь бывает добрым помощником, если …(правильно с ним обращаться). А если не выполнять правила пожарной безопасности, то огонь может быть каким? (Страшным, злым, вызывающим пожар, хранителем опасности).                                                                                                             Что же надо делать, что бы не было пожара? ( Ответы детей).                                            Что делать если случится пожар? (Ответы детей).

Огонь: Спасибо, что побывали у меня в гостях. На память об этой встрече я хочу подарить памятки о том, как вести себя при пожаре и мультфильм «Спасик и его команда».

В-ль: Спасибо Огню, нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка оркестра  Поля Мориа. Дети возвращаются в детский сад).

Рефлексия: Что вам больше всего запомнилось? О чем расскажите дома? С чем было трудно справиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»

Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...

Образовательная область "Безопасность" Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Огонь! Друг или враг"

Конспект НОД написан в соответствии требованиями  ФГТ и ФГОС, по программе "От рождения до школы", под редакцией Н.Е. Вераксы.  Непосредственно образовательная деятельность предполагает пока...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Профессия пожарного»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему:  «Профессия пожарного»...

«Огонь — не шутка!» Конспект организации непосредственно – образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе

Задачи: Формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о причинах, которые могут вызвать пожар. Продолжить учить правилам пожар...

Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Профессия пожарного»

Конспект ООД по пожарной безопасности в старшей группе на тему:    «Профессия пожарного»  Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношени...