Проект "За здоровьем в лес"
проект по теме

Коровина Ирина Владимировна

Долгосрочный проект по оздоровлению дошкольников посредством прогулок-походов в сосновый бор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ozdorovleniyu.docx402.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области

ПРОЕКТ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

 «ЗА  ЗДОРОВЬЕМ  В ЛЕС»

Авторы проекта:

Александрова Елена Александровна,  воспитатель второй квалификационной категории;

Коровина Ирина Владимировна,  заместитель заведующего по воспитательной и  методической работе высшей квалификационной категории;

Мишурова Наталья Анатольевна,  воспитатель высшей квалификационной категории;

Ядрова Татьяна Михайловна,  инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Краткая аннотация проекта……………………………..стр. 2
  2. Постановка проблемы, актуальность…………………. стр.3-4
  3. Цели и задачи проекта…………………………………. стр.5
  4. Условия функционирования проекта…………………. стр.6-8
  5. Механизм реализации проекта………………………… стр.9-11
  6. Ожидаемые результаты………………………………… стр.12
  7. Практическая значимость проекта…………………….. стр.13
  8. Список использованной литературы…………………. ..стр.14
  9. Приложения……………………………………………… стр.15-26

Краткая аннотация проекта

Тип проекта:

оздоровительный, познавательный.

Вид  проекта:

долгосрочный (сентябрь 2010 г. - май 2013 г.)

Участники:

средние, старшие дошкольники; родители;  воспитатели, инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

    Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни посредством туризма – основная суть данного проекта. Данная форма физического воспитания дошкольников представляет   интеграцию образовательных областей «Здоровье»,  «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Прогулки - походы  в лес  дают великолепные возможности для закаливания детей, обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом!

     На этапе реализации проекта  предполагается активное участие детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Постановка проблемы, актуальность

Проблема: недостаточный уровень двигательной активности дошкольников  в семье и  компетентности родителей в вопросах семейного туризма.

      На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в частности, в Москве и Московской области.  По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы.  Каждый четвертый дошкольник относится к группе часто болеющих, так как болеет более 4-х раз в году. Более 70 % всех зарегистрированных случаев острых респираторных заболеваний падает на дошкольный возраст.

      По результатам мониторинга «Распределение дошкольников по группам здоровья» было выявлено снижение  количества детей с  первой группой здоровья,  рост дошкольников со второй группой здоровья.

              2009 год                                                                   2010 год

   

     Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым, а это напрямую зависит от образа жизни семьи. Анализ анкетирования показал, что 41 %  родителей  при организации досуга  детей предпочтение отдают просмотру мультфильмов, телепередач, компьютерным играм. Таким образом, мы наблюдаем гиподинамию дошкольников, которая  приводит к целому ряду негативных последствий.    

    Походы  дают прекрасную возможность создания атмосферы сотрудничества родителей и педагогов в вопросах воспитания  здорового ребёнка  и являются отличным средством для укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, ведь в сосновом бору воздух практически стерилен, а также снятия напряжения у дошкольников, так как сосновый воздух –  естественный антидепрессант!

Цели и задачи проекта

Цель: содействовать укреплению  физического,  эмоционального и нравственного здоровья каждого дошкольника посредством  общения с природой.

Задачи:

  1. Повышение выносливости организма ребенка и  устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
  2. Развитие  спортивных качеств, совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
  3.  Укрепление  мышечной системы  и повышение жизненного тонуса.
  4. Развитие  наблюдательности, расширение  представлений об окружающем.
  5.  Воспитание любви к родному краю,   экологической культуры, нравственных  качеств.
  6. Использование разных форм  сотрудничества с семьёй в целях укрепления здоровья детей,  повышения  компетентности родителей в вопросах семейного туризма.

Условия функционирования проекта

Кадровые  

В  организации проведения походов участвуют дети, родители,  инструктор по физической культуре, воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной  и методической работе.

Нормативно – правовые  

 Деятельность данного проекта регламентирована основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ, инструкциями по охране труда «Проведении игр-занятий по подвижным и спортивным играм»,  «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях»,  «Проведении прогулок,  походов, экскурсий».

Правила при организации походов:

-  туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута: накануне похода руководитель  обследует дорогу, места стоянки и игр, важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий;

-  выход за территорию детского сада регистрируется в  специальном журнале;

-  группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых;

- взрослые  берут  с собой сигнальные флажки, строят детей  так, чтобы держать в поле зрения всех воспитанников;

- во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного  движения, менее подготовленные дети,  гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди, за руку с одним из взрослых;

-  одежда и обувь дошкольников должна соответствовать сезону;

- соблюдение питьевого режима в соответствии с  временем года;

-  каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;

- исключить походы в лес в период  активности  энцефалитного клеща;

- труднопроходимые участки (корни деревьев и др.) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности;

- по приходу в лес педагоги напоминают детям   правила поведения в лесу;

-  в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей, следить за самочувствием и настроением детей, соблюдать режимы передвижения и отдыха;

- поляна отдыха  отмечается  сигнальными фишками или лентами;

- воспитатель контролирует соблюдение детьми   правил личной гигиены;

- во время похода необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу),  сверяя количество детей со списком;

-  по приходу в детский сад  необходим осмотр детей медицинскими работниками;

-   дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.

Научно – методические

В основу  долгосрочного проекта  «За здоровьем в лес» положены следующие научно-методические пособия:

1. М.А. Руновой  «Двигательная активность ребёнка  в детском саду».

2. Ф.Г. Багаутдиновой  «Туристско – краеведческая деятельность в  детском саду и начальной школе».

3.  Н.Н. Вавиловой «Укрепляйте здоровье детей».

4. Б.В. Сермеева «Физическое воспитание в семье».

5.  Н.В. Коломиной   «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Материально – технические,  финансовое обеспечение:

На предварительном этапе проекта приобретение  (бюджет ДОУ):

-  спортивного инвентаря: мячи,  кегли, прыгалки и т.д.;

- оборудования для подвижных игр;

- костюмов   для  взрослых и детей;

- одноразовой  посуды;

- аптечки;

- призов для детей.  

Механизм реализации проекта

    В шаговой доступности от нашего образовательного учреждения находится  сосновый бор и  смешанный лес.  Это объекты нашего посещения.

Этапы реализации проекта

Сроки проекта

Основные мероприятия

Предварительный

СЕНТЯБРЬ 2010 г.

  • анкетирование родителей  «Формы и виды физической активности дома»;
  • мониторинг здоровья;
  • оформление документации, регламентирующей организацию и проведение  прогулок- походов;
  •  методическое обеспечение проекта;
  • приобретение  необходимого спортивного инвентаря, оборудования для  подвижных игр, аптечки и др.

Основной

ОКТЯБРЬ 2010 г. –

 АПРЕЛЬ  2013 г.

  • апробация  перспективного  планирования  прогулок-походов для детей среднего и старшего дошкольного возраста с учётом  интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура»,  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд»;  
  • организация  и проведение эколого-оздоровительных походов  для детей среднего и старшего дошкольного возраста;
  • использование  разнообразных форм сотрудничества с семьёй.

Заключительный

МАЙ  2013 г.

  • итоговый мониторинг здоровья;
  • обобщение и распространение опыта  работы по теме «Эколого- оздоровительные походы»  (проект «За здоровьем в лес», сентябрь 2010 г. – май 2013 г.);
  • продолжение проектной деятельности по теме  «Туристско-краеведческая деятельность» ( проект «Туризм и  краеведение в детском саду как образ жизни», июнь 2013 г. - август 2015 г.) 

Сроки и этапы реализации проекта

     

   Походы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5- 3  километра, длительностью 1,5 -2,5 часа.  Оптимальное время в распорядке дня  с 10  до 12 часов. Огромную роль  в проведении походов играет ходьба – самый естественный способ передвижения  человека, включающий в работу до 50% всей мускулатуры тела.  

      Каждый поход требует тщательной подготовки.  Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями группы готовит необходимое оборудование, разрабатывает конспект мини-похода с учетом определенной структуры и  перспективного плана.

       Структура похода в лес  по Руновой М.А.

I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.)

II часть. Остановка, привал (10-15 мин.)

III   часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физически  упражнений (25-30 мин.)

VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).

V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)

      Воспитатели проводят предварительную работу с детьми:

- знакомят детей с законами охраны природы  и  экологическими знаками;

- беседуют  о правилах поведения в лесу;

- учат готовить туристическое снаряжение (рюкзак).

      Педагоги  консультируют родителей  по темам  «Собираем рюкзак в поход»,   «Как вести себя в лесу», «Осторожно, дорога!», «Как правильно одеть ребенка в поход».   Воспитатели  организуют инициативную группу родителей из 2-3 человек, которые исполняют роль сказочных персонажей или  активных помощников в походе.

       Родители беседуют с детьми,  помогают собрать  туристическое снаряжение, принимают участие в мини-походах, творческих выставках,  семинарах.

       Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе  проводит все необходимые инструктажи с педагогами.

       Перспективное планирование походов старших и средних дошкольников  построено с учетом принципа сезонности и  интеграции образовательных областей «Здоровье»,  «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Содержание бесед, игр, эстафет, экологических акций соответствует возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.

Ожидаемые результаты

- снижение заболеваемости и  укрепление здоровья воспитанников;

- положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;

- повышение уровня экологической культуры у детей, педагогов и родителей;

-  активизация родителей в вопросах семейного туризма;

-  повышение роли двигательной активности дошкольников в семье;

-  формирование у дошкольников и их родителей  привычки к здоровому образу жизни;

- обобщение опыта работы по организации эколого-оздоровительных походов;

-разработка методических рекомендаций  «Перспективный план эколого-оздоровительных походов в детском  саду»,  «Подготовка дошкольников к походам»,  «Знакомимся с законами охраны природы  и экологическими знаками».

Практическая значимость проекта

Данный проект будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям  дошкольных образовательных учреждений.

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников  и их родителей по теме  «Туристско-краеведческая деятельность дошкольников».

Список использованной литературы

1. М.А. Рунова  «Двигательная активность ребёнка  в детском саду».

2. Ф.Г. Багаутдинова  «Туристско – краеведческая деятельность в  детском саду и начальной школе».

3.  Н.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей».

4. Б.В. Сермеев «Физическое воспитание в семье».

5.  Н.В. Коломина   «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....