Вальдорфская педагогика в детском саду
методическая разработка по теме

Вальдорфская педагогика - педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р.Штайнера не открывает ребенка от детства, использует его детскую особенность "подражательность" - это гармоничный путь развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valdorfskaya_pedagogika_.docx407.13 КБ

Предварительный просмотр:

Вальдорфская педагогика – педагогика радости для растущего ребенка, где наши дети  укрепляют свое здоровье, развивают душу (речь) и формируют мышление через мелкую моторику. Педагогика Р. Штайнера не отрывает ребенка от детства, использует его детскую особенность «подражательность» - это гармоничный путь развития дошкольника. Использование вальдорфской педагогики в Республике Тыва  необходимо и реализуемо с учетом национальных особенностей.

        Регулярный опрос родителей позволил нам убедиться в необходимости проведения таких уроков Здоровья в детском саду.

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в детском саду

   Капли росы отражают солнечный свет, мы, словно капли, отражаем друг другу наше душевное тепло.

Наши дети – маленькие капельки – они отражают нас. Что мы хотим видеть в этом отражении? Теплые солнечные лучи, радость, добро, любовь.

Пусть они купаются в этих лучах, пусть растут счастливыми, и мы будем расти вместе с ними!

Каждый из нас – всего лишь капля, а вместе мы ручей, пока маленький, но очень добрый. Маленькие солнышки от каждой капельки соединились в этом ручье, и солнышко стало больше, а значит теплее. Мы хотим, чтобы нашим капелькам было тепло и солнечно!

Если Вашему солнышку одиноко или Вам самим хочется поделиться вашим теплом – вливайтесь к нам, мы будем рады подружиться!

    Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

   Обратиться именно к этой проблеме нас побудило наблюдение за педагогическим процессом в детском саду в течение нескольких лет.

   Перед детским садом стояло много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей:

- несовершенство нормативно-правовой базы: отсутствие государственных стандартов по дошкольному образованию;

- несовершенство деятельности медико-психолого-педагогическойслужбы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их  социальный статус;

- отсутствие системы в лечебно-профилактической работе, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;

- отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;

- недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);

- несовершенство физкультурно-оздоровительной работы – отсутствие системы;

- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе детского сада;

- несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;

-отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса;

- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:

- рост заболеваемости;

- подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;

- уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;

- отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость);

- выходит социально неадаптированная личность;

- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в  детском саду;

- недостаточность  важной движущей силы воспитания – авторитета, успехом которого является личный положительный  пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.  

    А ведь все мы знаем, что от состояния здоровья детей зависит благополучие  нашего общества. В последние десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Нам пришлось  вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья.   В связи с этим чрезвычайно важно  было создать  новую  образовательную программу с элементами вальдорфской педагогики для дошкольного учреждения, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Мы стали подбирать и апробировать все программы и методики,  чтобы воздействовать не только на ребенка, но и на членов семьи.

В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.

В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего сетка занятий уплотняется и растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективу их дальнейшего развития.  Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному влиянию учебного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей.  А ведь все мы знаем, что умственная работоспособность рассматривается,  как комплексный показатель функционального состояния организма ребенка, его психофизического здоровья и является одним из важных факторов успешности обучения. Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному влиянию учебного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей.  Чрезмерно длительная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья как физического, так и психического. Отсюда одной из основных задач нашего детского сада является задача по организации воспитательно-образовательного процесса,  таким образом, при котором повышается не только интеллектуальные возможности ребенка, но и происходит сохранение хорошего уровня его работоспособности в процессе всего дня.             В рамках своего детского сада мы провели небольшое исследование.

 Его цель - изучение умственной работоспособности детей и влияние разного рода занятий на утомляемость. Мы сделали вывод, что процент работоспособности и умственной активности снижается на таких занятиях, где требуются волевые усилия, концентрация внимания, напряжение мыслительной деятельности.

  С этой целью в течение недели,  были использованы все виды занятий, которые нужны были для программы.  Дети должны были за отведенные время выполнить определенные задания.  Известно, что при любом умственном труде, основная нагрузка ложится на ЦНС, а нервная система детей в силу физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Оказалось, что продолжительность непрерывного внимания детей с 3-4лет  была 5-6минут, а с 5-6лет с8-10 минут, с 6-7лет 12-15 минут. А как же занятия,  которые длятся до 30-35 минут и еще до3-4раз  в день.  Помимо этого ребенок не может долго сохранять заданную позу, например малыши до  3х лет сохраняют внимание всего  2-3 минуты, а старшие - 3-5 минут. Из наблюдений дети на 6 минуте "умственных" занятий устают, что характеризуется частой сменой поз, раскачиванием на стуле, навязчивыми движениями ног, рук, отвлечением других детей и т. п.  Казалось бы,   в учебном процессе нужно придать большое  значение использованию малых форм активного отдыха и психологической разгрузке детей. Это физкультурные минутки длительностью 1,5-2 минуты, с выходом из-за столов, минутки здоровья (по необходимости и по усмотрению педагога) в виде пальчиковой гимнастики, самомассажа, комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов для снятия напряжения спины, шеи - сидя или стоя за столами - продолжительность 1,5-2 мин.

 Но почему - то наши дети и при этой смене деятельности  все равно  уставали. Тогда пришлось отказаться от  сидения за столами. Все занятия стали комплексными с использованием сказки, музыки, ИЗО. Занятие было одним, а второе занятие игра. Занятия проводилось на ковре, за столами дети сидели только 3-5 минут для рисования той темы,  которую прошли.  Во время занятий использовали различные формы, чтобы разнообразить занятие и не устать ребенку (сказка, музыка, релаксация, игры, рисунок, украшение поляны-ковра при помощи вязания узлов из цветных шелковых платков, дыхательная и пальчиковая гимнастика). Для того, чтобы дети быстро сконцентрировали свое внимание, на ковре обязательным стала расстановка детей по темпераменту и цвету. Каждый ребенок знал свое место и при организации не терялись драгоценные минуты. Занятие продолжалось до 35-40 минут (старшие группы), но обязательным было то,  что если дети уставали – сразу прекращалось. Можно было продолжить завтра, когда у детей настрой лучше. Поэтому потребовалась разработка всех занятий и режимных моментов.  Обязательным стало выполнение требований к занятиям:

 Основные методы обучения:

     фронтальный метод;

     групповой метод;

    индивидуальный метод;

     практический метод;

     познавательная игра;

     ситуационный метод;

     игровой метод;

     соревновательный метод;

     активные методы обучения.

1.  Все занятия с детьми проводятся в непринужденной форме (на ковре - полянке) суть которого заключается в свободном и поочередном высказывании своего мнения. Такая форма обсуждения поможет каждому спокойно поделиться своими мыслями чувствами.

2.  Нужно  выслушивать всех с любовью, вниманием и дружелюбием.

3.  Не позволительно принуждать ребенка высказываться, если он не хочет.

4.  Все задания должны выполняться только по желанию, не боясь ни каких наказаний, оценки. Важно чтобы дети могли понять, что лучшая оценка их  качеств - отношения их к людям, и людей к ним.

5.  На занятиях использовать сказку, песню, рисунок, игру,  основная цель которых - научить детей общению, умению выслушивать другого человека, заинтересоваться тем, что он рассказывает, задать ему вопросы, без стеснения рассказать о себе - главные новости, необходимые для полного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в детском саду.

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления с народной культурой Кубани.

Чтобы наши дети росли  добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, педагоги, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошло...

Музейная педагогика в детском саду

Формирование у дошкольников представления о музее...

Музейная педагогика в детском саду.

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она...