Двигательная активность детей с учетом их темперамента
методическая разработка по теме

Маркевич Валентина Дмитриевна

как учитывать темперамент детей при организации двигательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost_s_uchetom_temperamenta.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность детей с учетом их темперамента

            Всем известна фраза « Движение - это жизнь». С этим утверждением трудно поспорить, ведь от того, насколько активен человек, зависит и состояние его здоровья, и физическая форма. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни.  Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания. Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Изучив множество материалов по подвижным играм, и используя эти знания в своей работе, я могу сказать, что подвижными играми можно заниматься не только на больших спортивных площадках, но и в групповом помещении. Они не требуют много места, дорогого инвентаря, специальной технической подготовки и имеют несложные правила.

     В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность).

Дети среднего уровня подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные. Но у них отмечается недостаточное владение техникой движений.

Дети высокого уровня подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается « малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малого уровня подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков. Для таких детей необходимо создавать такие условия в игре, которые помогли бы ребенку поверить в свои силы и раскрыть свои способности.

Организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

Таким образом, использование игр специально подобранных для детей с разным уровнем двигательной активности позволило значительно повысить уровень физической подготовленности моих воспитанников. Дети научились самостоятельно организовывать подвижные игры, а также пользоваться приобретенными умениями и навыками в сложных ситуациях. Это мне помогает выполнять главную задачу - сохранять и укреплять здоровье дошкольников.

Подвижные игры для детей с высоким уровнем двигательной активности.

                                         Карлики- великаны.

Дети стоят вокруг ведущего, который рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» он произносит тоненьким голосом — вот такие они крохотные. А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, ведущий встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх — такие они громадные. Детям эта игра ведущего очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост - «великаны» и садятся на четвереньки - «карлики». Когда ребята научились правильно выполнять команды, ведущий предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный. Ведущий: Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, - выбывает из игры.

Сначала ведущий дает правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» заменяет на похожие. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

                                            Дети по лесу гуляли...

Все встают в круг и берутся за руки. Выбирается водящий, который встает вцентр круга и закрывает глаза. Все дружно бегут по кругу со словами:

Дети по лесу гуляли,

Одного там потеряли,

А домой как прибежали,

Тихо бабушке сказали:

«Ой, ты, бабушка, наш свет,

Ты скажи, кого здесь нет».

В это время один человек выходит из круга и прячется. После окончания слов водящий открывает глаза и называет пропавшего. У него есть 3 попытки. Если ошибается, то снова водит. Если нет, то тот, кого отгадали, становится водящим.

Быстро по местам.

Дети стоят в колонне по одному. По команде « На прогулку!» они разбегаются по группе. Берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде « Быстро по местам!» кладут пособия туда, где они находились, и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто стал в колонну последним.

Найди свой домик.

Дети небольшими группами( 3-5 человек) образуют кружки, в центре которых находится цветной флажок. По сигналу все разбегаются по залу. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а воспитатель меняет флажки местами. По третьему сигналу ребята открывают глаза, встают, бегут к своему флажку и снова образуют круг. Побеждает группа, построившаяся в круг первой.

Мы веселые ребята.

Посреди комнаты намечают две параллельные линии на расстоянии 15-20 шагов друг от друга. Здесь находится водящий. С одной стороны комнаты за чертой дети - участники игры. Ведущий произносит: « три, четыре». Все играющие говорят хором:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Произносятся последние слова, дети перебегают на противоположную сторону за линию. Водящий старается догнать их в пределах своей зоны и коснуться. Те, кого он успел коснуться, выбывают из игры.

Тень.

Дети разбиваются на пары и распределяют между собой роли ведущего и тени (для каждой пары). Ведущие читают стихи:

Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день,

Убегаю - догоняет, отстаю - не отстаёт

Про меня она всё знает, мои тайны выдаёт.

Мне играть с тобой не лень,

Догони - ка меня, тень!

Во время чтения ведущий движется различным образом. Тень, идущая за ним, повторяет все движения. Когда оканчивается чтение стихотворения, каждый ведущий поворачивается к тени и говорит:(повторяют стихи)

Дети, изображающие тень, догоняют своих напарников. Игра продолжается со сменой ролей в паре.

                                                  Пингвин.

Все дети делятся на две команды. У каждой команды есть по одному маленькому мячу. Каждый участник, зажав мяч ногами, должен пронести его от старта до финиша и обратно. Нужно идти вразвалочку, подражая походке пингвина, ни в коем случае не бежать и не прыгать.

Побеждает та команда, чьи игроки быстрее и точнее выполнят условия игры.

Гигантские шаги.

Дети по очереди различными способами перешагивают в размеченные геометрические фигуры (прямые, боковые шаги, на передней поверхности стопы, на пятках, спиной вперед).

Разновидность игры: передача мяча может вестись по шеренге, или можно передавать мяч между ног.

                                                 Колобок.

Играющие делятся на две команды и стоятся в колонны по 5-6 человек. В руках у капитанов команд по мячу-колобку. Хором дети проговаривают:

Наш весёлый колобок

Покатился на лужок.

Кто быстрей его вернётся,

Приз команде принесёт.

С последним словом капитана команд поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними игроки команд бегут с мячом вперёд и встают впереди своих команд. Игра продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся впереди.

Условия игры: при передаче мяча ноги в коленях не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить и из положения сидя, ноги скрестив, или сидя, ноги вытянув и раздвинув шире плеч. Дети располагаются на расстоянии 0,4-0,5 м друг от друга.

Разновидность игры: передача мяча может вестись по шеренге, или можно передавать мяч между ног.

                                    Веселая арифметика.

Материал: мяч. Ход игры

Играющие стоят, образуя круг. По команде ведущего, например, "8" - игроки перебрасываются мячиком и называют числа, дающие в сумме "8". Один говорит: "Три", - и кидает мячик другому, он ловит и отвечает: "Пять", - и тут же дает задание следующему игроку и т. д. Можно сразу переходить к другому числу, а можно перечислять все числа, которые в сумме дают восемь. Называются любые числа в зависимости от знаний детей. Можно также ускорить темп игры. Если ребенок ошибается несколько раз, то он выбывает из игры

                                   Я знаю пять имен.

- по земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: "Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, "Соня - четыре, Ира - пять", "Я знаю 5 ..." Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался ( как это делается в "классиках"), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях.

                                Запрещенное движение.

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями

                                Испорченный факс.

Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший

сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами. В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи. Можно провести командный вариант игры - все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.

                                       Ягоды, фрукты, овощи.

Дети становятся в круг лицом к центру. 3 игрокам вручается по большому резиновому мячу разного цвета. Каждый цвет соответствует названию ягод, фруктов, овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый - фрукты, синий - овощи. По сигналу руководителя все мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно руководитель произносит одно из слов, например "малина". Передача мячей прекращается, игрок, держащий в руках красный мяч, обозначающий ягоды, поднимает его над головой. Затем передача мячей прекращается, руководитель называет другое слово. Каждый раз тот, кто перепутает ягоды, фрукты и овощи, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый человек.

Подвижные игры для детей с низким уровнем двигательной активности.

                                       Шла коза по лесу...

Все участники становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу как в хороводе, произнося слова. В центре круга — водящий игры, он выполняет движения.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу (ходит внутри круга). Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу (выбирает любого из круга). Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают, взявшись за руки). И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (прыгают,  взявшись за руки и дрыгают ногами в стороны).

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (останавливаются и играют в ладушки).

И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топают ногами).

Головкой покачаем ,качаем, качаем и снова начинаем, и снова начинаем.

Теперь уже две «козы» выбирают себе пару. Теперь в кругу — две пары. И так до тех пор, пока все участники не образуют пары.

                                   Атомы — молекулы.

Ведущий объясняет, что атом — это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому соединение нескольких игроков называется молекулой. Ведущий дает команду «Атомы!», все игроки хаотично передвигаются. После команды «Молекула — три атома» играющие должны объединиться в группы по три человека. Таким образом, ведущий формирует «молекулы», меняя количество «атомов». Задача игры — определить, кто в группе является лидером (ведущим) — кто ведомым, кто активен — кто пассивен, у кого проблемы со взаимодействием в группе. Данная форма может использоваться в качестве разбивки на группы

Подарки.

Принесли нам всем подарки, кто захочет, тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолет.

Конь: Скачет конь мой цок- цок-цок,

Слышен цокот быстрых ног.

Волчок: Покружился наш волчок,

Устал, уселся на бочок.

Самолет: Самолет летит, гудит,

Летчик смело в нем сидит.

Кукла: Кукла, кукла попляши

Лентой яркой помаши.

Дети идут по кругу, один ребенок выбирает игрушку и все дети изображают, как они с ней играют. Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

                                        Бабушка Маланья.

Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова Движения:

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки) Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают

то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые»

глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Присаживаются на

корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой.

 С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

 Делали вот так

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры

                                 Резвый мешочек.

Играющие становятся в круг. Ведущий стоит посередине. Он берет в руки веревку, на конце которой привязан мешочек, наполненный песком, начинает вращать веревку по кругу, стараясь, что бы мешочек не задел землю, а находился от нее на небольшом расстоянии. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются подскочить так, чтобы мешочек их не задел, - перепрыгнуть веревочку с мешочком. Тот, кого мешочек заденет, на некоторое время выходит из игры. Выигравший становится на место водящего.

                                 Космонавты.

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

При последнем слове все разбегаются по « ракетодромам» и стараются поскорее занять места на любой из пяти « ракет», контурное изображение которых изображено на полу. Внутри контура каждой «ракеты» изображено

от двух до пяти кружков - мест. Для всех мест не хватает. Выигрывают те, которым удалось занять места в «ракетах».

                                 Мороз - Красный нос.

На противоположных сторонах обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:

Я Мороз - Красный нос!

Кто из вас решится

В путь - дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: « Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз !»После этого они бегут в другой дом. А Мороз догоняет и старается их заморозить ( коснуться рукой ) Игра повторяется.

                                Кувшинчик.

Водящий ударяет мячом о землю со словами:

Я кувшинчик уронил(а)

И об пол его разбил(а).

Раз, два, три -

Его, (имя ребёнка), лови!

На слова «лови» сильно бьёт мячом о землю и отбегает. Мяч на лету подхватывает тот ребёнок, чьё имя назвал.Игра продолжается.

                                      Белые медведи.

В углу прощадки обозначается льдина. На ней стоят двое водящих - белые медведи. Остальные на площадке - медвежата. По сигналу водящие, взявшись за руки, выбегают на площадку и ловят медвежат - догоняют игрока и берут его в свою цепочку. Других медвежат они ловят уже вместе.

Игра продолжается до тех пор, пока в цепочке не окажутся все медвежата.

Игрокам не разрешается разъединять руки белых медведей и вырываться, когда их поймают.

Красочки.

выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.

Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой".

Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

                                                Горелки.

По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.

Горелыцик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

                                      Отгадай, чей голосок.

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в центр круга и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами:

Мы собрались дружно в круг.

Повернулись разом вдруг.

А как скажем: «Скок, скок, скок»(эти слова говорит один из играющих). Отгадай, чей голосок?

Водящий открывает глаза и пытается отгадать, кто из участников произнес «Скок, скок, скок». Если ему это удается, то он меняется местами с этим игроком. Можно водящему дать три попытки. Если он не угадывает, игра начинается сначала

                                      Капитаны.

Эта игра проверяет собранность и внимание. Играющие разбиваются на две равные команды. Ведущий объясняет правила игры: «Теперь вы два экипажа морских кораблей, скажем, крейсер «Задира» и эсминец «Забияка», каждый из вас на своем корабле является капитаном». Игроки выстраиваются в две шеренги. Ведущий: «Сейчас мы проведем маневры двух кораблей, я «адмирал», поэтому «капитаны» выполняют мои приказы и распоряжения безоговорочно в том случае, если я обращусь к вам по званию «капитаны». Например: «Капитаны, сесть!», «Капитаны, встать!» и т. д. Если же я подам команду без обращения «капитаны», вы ее выполнять не должны. Кто выполнит такую команду, тот выбывает из игры. Побеждает тот экипаж, который сохранил наибольшее количество

                               Ниточка с иголочкой.

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку по всему помещению группы змейкой, воспитатель предлагает остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого дети идут в обратном направлении змейкой.

Если нравится тебе...

Ведущий разучивает с участниками слова с движениями.

Если нравится тебе, то делай так (выполняют движение, например, двойной щелчок пальцами),

Если нравится тебе, то делай так (повторяют движение),

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так (повторяют движение).

Затем прибавляется еще одно движение, и игра повторяется с начала и т. д

                                 Волшебное слово.

Играющие стоят в кругу. Ведущий спрашивает, все ли помнят волшебное слово «пожалуйста». По команде ведущего участники вслед за ним повторяют различные движения. Перед каждой командой ведущий добавляет слово «пожалуйста». Например: «Пожалуйста, руки на плечи!», «Пожалуйста, руки на пояс!», «Пожалуйста, присядьте!». Игроки выполняют все эти команды. В случае, если ведущий не сказал волшебное слово, выполнять команду не нужно. Игроки, которые были невнимательны, должны войти в круг и выполнить какое-то задание, например: попрыгать на одной ноге, повторить скороговорку, станцевать и т. д.

                                  Золотые ворота.

Ребята встают в круг, держась за руки. Несколько человек образуют «ворота», которые располагаются таким образом, чтобы хоровод мог пройти сквозь них. Хоровод начинает двигаться, все произносят: «В золотые ворота проходите, господа. Первый раз — прощается, второй раз — воспрещается, а на третий раз — не пропустим больше вас». После этих слов «ворота закрываются» и те, кто в этот момент находился внутри их, считается пойманным. Когда пойманных становится 4 человека, образуются еще одни «ворота». Игра идет до тех пор, пока не поймают всех играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с учетом двигательной активности детей дошкольного возраста

Картотека для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный подход к детям с учетом типа темперамента

Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. Однако в воспитании детей необходимо учитывать индивидуально-типологичес...

«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»

laquo;Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....