Физкультминутки
картотека на тему

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ Вторая младшая группа

  • Дети изображают косолапого мишку, говорят стихи вслух вместе с воспитателем:

Мишка косолапый        Шишка отскочила! -

По лесу идет,        Прямо мишке в лоб.

Шишки собирает,        Мишка рассердился

Песенки поет.        И ногою - топ!

  • Дети изображают зайчат, говорят стихи вслух вместе с воспитателем:

Зайка серенький сидит,        Надо зайке поскакать.

Зайке холодно сидеть.        Кто-то зайку напугал,

Надо лапочки погреть.        Зайка прыг - и убежал! Зайке холодно стоять,

  • Дети изображают солдатиков, говорят стихи вслух вместе с воспитателем:

На одной ноге постой-ка,        Да смотри - не упади!

Если ты солдатик стойкий.        А теперь постой на левой,

Ногу левую - к груди,        Если ты солдатик смелый.

  • Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. Ведут хоровод:

Встаньте, дети, встаньте в круг,        Жил на свете старый жук,

Встаньте в круг, встаньте в круг.        Старый добрый друг...

- Какой большой круг у вас получился! А как сделать маленький кружок?

  • Дети двигаются, изображая пароход:

От зеленого причала        А потом поплыл вперед.

Оттолкнулся теплоход.        И поплыл, поплыл по речке,

Он назад шагнул сначала,        Набирая полный ход.

  • Дети повторяют движения за воспитателем:

А кузнечик, а кузнечик.        На паркете в 8 пар

Ну, совсем как человечек:        Мухи танцевали.

За кусток, под мосток -        Увидали паука -

И молчок.        В обморок упали.

  • Дети цепляются друг за друга, гудят и «едут» по группе с разной скоростью.

поезд

- Загудел паровоз И вагончики повез.

  • Дети повторяют движения за воспитателем:

Наш Мишутка потянулся.        Видно, меду не нашел.

Раз нагнулся, два нагнулся.        Мишка в улей влез, и вот

Лапы в сторону развел -        Каплет с лапы сладкий мед.

игра «насекомые»

Воспитатель показывает картинку, на которой изображено несколько насекомых (пчела, комар, жук, кузнечик, муха, бабочка) и птица.

  • Что лишнее? Почему? (Птица - не насекомое.)

Затем дети изображают насекомых: пчелу (ж-ж-ж...), комара (з-з-з), бабочку и т. д.

  • Дети повторяют движения за воспитателем:

Раз - подняться, потянуться,        На четыре - руки шире,

Два - согнуться, разогнуться.        Пять - руками помахать

Три - в ладоши три хлопка,        И на место тихо встать.

Головою три кивка.

лесорубы

Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли, И руками, сделав взмах, по полену сильно - бах!

игра «грибники»

Цель: закреплять навыки счета в пределах четырех.

Мы по лесу шли, шли.        Раз грибок и два грибок

Подберезовик нашли.        Положили в кузовок.

  • Дети повторяют движения за воспитателем:

Я по лесу пойду, я бруснику найду. Если нет лукошка - соберу в ладошку. Прыгну через лужицу, голова закружится, И в траву брусника... Тут ее найди-ка!

  • Пойдем дальше по лесу гулять!

Вдруг мы видим - у куста        Тихо птенчика берем

Птенчик выпал из гнезда.        И назад в гнездо кладем.

игра «замри»

Дети под музыку свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) они останавливаются - «замирают». Воспитатель назначает детей, которые должны сказать: «Справа от меня ..., слева ...». Затем он предлагает детям, не сходя с места, повернуться и снова ответить на те же вопросы.

игра «волчок»

Дети кружатся на одном месте: сначала - быстро, потом - медленнее, а потом заваливаются на бок. При этом читают стихотворение:

Вот как кружится волчок: Пожужжал - и на пол лег.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Средняя группа

  • Дети повторяют движения за воспитателем:

Раз - согнуться, разогнуться.        На четыре - руки шире.

Два - нагнуться, потянуться.        Пять, шесть - тихо сесть.

Три - в ладоши три хлопка,        Семь, восемь - лень отбросим! Головою три кивка.

***

Мы становимся все выше,        На два счета - поднялись,

Достаем руками крыши,        Три-четыре - руки вниз.

  • Дети свободно двигаются по группе пол музыку. С остановкой музыки «волшебная палочка» несколько раз стучит. Дети должны столько же раз прохлопать в ладоши.

Мы считали и устали,        Выше руки! Шире плечи!

Дружно все мы тихо встали.        Раз, два, три - дыши ровней!

Ручками похлопали - раз, два, три!        Ручками похлопали - раз, два, три!

Ножками потопали - раз, два, три!        Ножками потопали - раз, два, три!

  • Дети сидят на корточках с опущенными руками. Сначала они медленно встают, поднимают руки и покачивают ими, а затем вновь садятся и опускают руки. При этом рассказывают стихотворение:

Наши красные цветки        Наши красные цветки

Отрывают лепестки.        Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит -        Головой качают,

Лепестки колышет.        Тихо засыпают.

  • Воспитатель загадывает загадку. Дети ее отгадывают, но ответ не говорят, а показывают:

Спал цветок и вдруг проснулся,        Шевельнулся, встрепенулся,

Больше спать не захотел.        Взвился вверх и улетел.

  • Дети изображают пловцов:

К речке быстро мы спустились,        Одной, другой - это кроль.

Наклонились и умылись,        Все, как один,

А потом поплыли дружно -        Плывем, как дельфин.

Делать так руками нужно!        Вышли на берег крутой

Вместе - раз! Это - брасс.        И отправились домой.

  • Дети повторяют движения за воспитателем:

Мишка с куклой громко топают,        Мишке весело, мишке весело -

Громко топают - посмотри!        Вертит мишенька головой.

И в ладоши звонко хлопают,        Кукле весело, тоже весело,

Звонко хлопают - раз, два, три.        Ой, как весело, ой-ой-ой.'

канатоходцы

Дети изображают канатоходцев.

Руки в стороны иду, и мне весело. Не теряю на ходу равновесия.

мой веселый звонкий мяч

Мой веселый звонкий мяч,        Красный, синий, голубой -

Ты куда пустился вскачь?        Не угнаться за тобой.

игра «стоп»

У воспитателя несколько картинок со схематическим изображением поз человека. Дети двигаются по группе. По сигналу «Стоп» они останавливаются. Воспитатель показывает одну из карточек, а дети должны принять ту позу, которая соответствует изображенному на этой карточке.

заинька

Раз, два, три, четыре, Пять,        Прыгать заинька горазд -

Начал заинька скакать.        Он подпрыгнул 10 раз!

игра «кто быстрее?»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине, развивать мелкие мышцы руки, стремление добиться успеха.

Для проведения игры нужны несколько веревок с привязанными к концам палочками: все веревки одинаковой длины, а одна - значительно меньше и другого цвета.

Дети разбиваются на пары, берутся двумя руками за палочки и по сигналу начинают с двух сторон накручивать на них веревку. Побеждает пара, которая сделала это быстрее.

клоуны

Дети декламируют хором стихи и изображают клоунов: скачут с мячом, кеглями, обручами ит. д.

Клоун рыжий, клоун белый,        На проделки их глазея,

Клоун трус и клоун смелый,        Мы кричим: «Вот это да!»

Клоун Бом и клоун Бим -        Только клоуна-злодея

Клоун может быть любым.        Не бывает никогда!

JI. Яковлев

возвращаемся на поезде в детский сад Воспитатель предлагает вернуться на поезде домой. Дети «идут» к поезду по высокой траве, высоко поднимая ноги, прыгая с кочки на кочку, чтобы не намочить ног, идут, сохраняя равновесие по тонкому мостику через ручей и т. д.

пальчики

Дети стучат каждым пальцем по столу. Сначала несколько раз в такт простукиванию они проговаривают стихотворение: «Ток-ток, ток-ток, расстучался молоток». А затем несколько раз просчитывают от 1 до 8 и обратно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Старшая группа

Улитка

Дети имитируют движения улитки на ковре:

Кто так медленно ползет.        Высунет и спрячет рожки.

На себе свой дом везет?        По листу, по ветке гибкой

Проползет еще немножко,        Медленно ползет... улитка!

Если нет ковра, то можно провести зарядку для пальчиков: одной ладошкой накрыть другую и высовывать средний и указательный пальцы-рожки.

Сороконожка

Дети встают друг за другом и прыгают по кругу на правой ноге, затем в обратном направлении - на левой:

Старушка шила сапожки,        Разные шьют сапожки.

Сапожки для сороконожки.        Сшила для правых ножек

Рассеянная старушка        Старушка все сорок сапожек.

Взяла иголку, катушку.        Бедная сороконожка

Старушка шила, спешила        Скачет на правых ножках.

И вот о чем позабыла:        Ждет, чтобы сшила сапожки

На правые, левые ножки        Старушка на левые ножки.

БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся -        Взвился вверх и улетел.

Больше спать не захотел.        Солнце утром лишь проснется,

Шевельнулся, потянулся.        Бабочка кружит и вьется.

ЗАМРИ-ОТОМРИ

Игра проводится по командам. Дети хором декламируют: «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».

Водящий замирает в позе, изображающей конкретное узнаваемое действие. Игроки должны отгадать, что это за действие.

Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ

Дети выбирают для себя название цветка. Водящий говорит слова считалочки:

- Я садовником родился, Не на шутку рассердился: Все цветы мне надоели, Кроме... розы!

«Роза» должна проскакать на одной ножке до окна. Таким образом 5-7 «цветов» или «букетиков цветов» выполняют различные двигательные упражнения.

листочки

Мы листики осенние,        Ветер снова набежал

На ветках мы сидим.        И листочки все поднял.

Дунул ветер - полетели,        Закружились, полетели

Мы летели, мы летели,        И на землю снова сели. И на землю тихо сели.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Раз, два, три, четыре, пять!        Топаем ногами.

Все умеем мы считать,        Раз, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже -        Хлопаем руками.

Руки за спину положим.        Подтянитесь на мысочках

Голову поднимем выше.        Столько раз,

И легко-легко подышим.        Ровно столько, сколько пальцев

Раз, два, три, четыре, пять        На руке у вас.

САМОЛЕТ

Руки в стороны - в полет        Левое крыло - вперед.

Отправляем самолет.        Раз, два, три, четыре -

Правое крыло - вперед,        Полетел наш самолет.

• Дети под музыку двигаются по группе (танцуют, прыгают). Воспитатель останавливает музыку и называет число, например, 2. Дети должны взяться за руки по 2 человека. Если называется число 4, то они образуют группу из четырех человек и т. д. Игра проводится 2-3 раза.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА

Отдых наш - физкультминутка.        Ванька-встанькой будто стали.

Занимай свои места:        А потом пустились вскачь,

Раз - присели, два - привстали,        Будто мой упругий мяч. Руки кверху все подняли. Д Г. Шумаева Сели, встали, сели, встали - часы

Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: Тик-так.

Дети раскачиваются в такт маятника:

Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так. Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом - к левому, как часы, и т. д.:

Налево - раз, направо - раз, Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так.

Подготовительная группа

угадай, что изменилось?

 Дети строятся в ряд (не более 7-10 человек). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отворачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное - в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

лис и зайчата

Стой, зайчонок, не беги        Хвостик свой кургузенький.

По тропинке узенькой,        Лис крадется вдоль тропы.

Лучше ты побереги        Вряд ли ищет он грибы!

Один ребенок изображает крадущегося лиса, остальные - бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-«домикам».

Поезд

Дети декламируют стихотворение и имитируют движение поезда:

Паровоз, паровоз        Кто едет в поезде?

Новенький, блестящий,        Плюшевые мишки,

Он вагоны повез,        Кошки пушистые,

Точно настоящий.        Зайцы и мартышки.

Зарядка

Мы поставили пластинку        Финиш - метров через двести!

И выходим на разминку.        Раз-два, раз-два,

На зарядку, на зарядку,        Раз-два, раз-два!

На зарядку становись!        Хватит, хватит! Прибежали,

Начинаем бег на месте,        Потянулись, подышали!

Качели

Дети в парах берутся за руки и поочередно приседают, изображая качели:

Лучшие качели - гибкие лианы.        Кто весь век качается, да-да-да!

Это с колыбели знают обезьяны.        Тот не огорчается ни-ког-да!

Движения

Мы ногами топ-топ.        Заниматься нам пора!

Мы руками хлоп-хлоп!        Раз - сюда, два - туда,

Мы глазами миг-миг.        Повернись вокруг себя.

Мы плечами чик-чик!        Раз - присели, два - привстали.

Раз - два, раз - два,        Руки кверху все подняли.

• Дети под музыку двигаются по группе (танцуют, прыгают). Воспитатель, останавливает музыку и называет число, например, 2. Дети должны взяться за руки по 2 человека. Если называется число 4, то они образуют группу из четырех человек и т. д. Игра проводится 2-3 раза.

Приложение 2

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО МАССАЖА

  1. Массаж начинаем с мизинца от ногтя двумя пальцами другой руки по внутренней и внешней стороне пальца, надавливанием до основания. Затем опять от ногтя двумя пальцами (большим и указательным) надавливаем по верхней и нижней стороне пальца до его основания. При надавливании суставы на пальцах не массируем, пропускаем.
  2. Начиная с мизинца, выполняем круговые движения вперед-назад 1 секунду.

Выполняя пальчиковый массаж, необходимо знать, какие биологически активные точки расположены на кончиках пальцев.

Массаж улучшает кровообращение органов: мизинец - сердца; безымянный - кишечника; средний - печени; указательный - желудка; большой - головы.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Ладушки

Цель: развитие мелких движений кисти, чувства ритма.

Ход: ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его словесному указанию (перед собой, за спиной, над головой) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине.

Игра с пальчиками

Цель: развитие подвижности пальцев рук.

Ход: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок повторяет.

Мой Мизинчик, где ты был?        Средний брат несет рюкзак.

С Безымянным щи варил,        Безымянный ходит так.

А со Средним кашу ел.        А Мизинец стал играть.

С Указательным запел.        Братьев слушать приглашать.

А Большой меня встречал        Правый же Большой плясал

И конфеткой угощал.        И на танец приглашал.

Указательный на правой        Один-два-три-четыре-пять! Вел в поход нас всей оравой. М Кольцова


Ивану-большаку - дрова рубить,        Этот пальчик хочет спать,

Ваське-указке - воду носить,        Этот пальчик - прыг в кровать,

Мишке-среднему - печку топить,        Этот пальчик прикорнул,

Гришке-сиротке - кашу варить,        Этот пальчик уж заснул.

А Тимошке-крошке - песенки петь,        Встали пальчики: «Ура!

Песни петь и плясать,        В детский сад идти пора!» Родных братьев потешать! М. Кольцова

Оладушки

Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами. Ход: ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.

Пальчик о пальчик - тук да тук. (2раза.) Хлопай, хлопай, хлопай. (Хлопают в ладоши.) Ножками топай, топай! (2раза.) Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.) Пальчик о пальчик - тук да тук. (2 раза.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей. Выполнять их нужно по порядку, массируя точку за точкой.

Точка 1. Связана со слизистой трахеи бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки (зоны) уменьшается кашель, улучшается кровоснабжение.

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (дыхание).

Точка 5. Расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонка и связана с регуляторами сосудистых реакций.

Точка 6. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.

Точка 7. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат, ответственный за поддержание равновесия.

Точка 9. Руки человека связаны со своими органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.

Методика - каждую точку массируем указательным пальцем любой руки на счет 4, сначала по часовой, затем против часовой стрелки (4-5 раз).


1

2

№1

«Кувшинчик»

Исходное положение

Ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх

Описание упражнения

1-2 - поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой, 3-4 - исходное положение, 5-6 - повторить разведение рук, но ладонями вниз

Дозировка

5-6 раз

Методические указания

Дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное

№2

«Листочки»

Исходное положение

Руки вверху

Описание упражнения

1-8 - одновременные круговые вращения руками и кистями вправо (полный круг), 9-16 - повторить то же влево

Дозировка

3-4 раза

Методические указания

Мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за правильной осанкой. Образ: ветерок колышет листочки (руки)

№3

«Шарфик»

Исходное положение

Руки вытянуты вперед

Описание упражнения

\-А - медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями, 5-6 - то же с перемещением рук вниз

Дозировка

30-40 минут

Методические указания

Кисти рук максимально расслаблены

№4

«Цветочки-лепесточки»

Исходное положение

Руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая - сжата в кулак

Описание упражнения

1-2 - поочередно и медленно сжимать кисти в кулак и разжимать, 1-2-3-4 - то же упражнение выполняется быстрее

Дозировка

30 секунд

Методические указания

Частая смена темпа в двух частях упражнения

№5

«Китайский веер»

Исходное положение

Руки согнуты на уровне лица, ладони обращены вперед, пальцы сжаты в кулаки

Описание упражнения

1-4 - поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная от мизинца, 5-8 - повторить в обратном направлении

Дозировка

5-6 раз

Методические указания

Выполнять с половинной амплитудой движения пальцами. Образ: раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем

№6

«Змея»

Исходное положение

Ладони обеих рук сложены вперед

Описание упражнения

1-4 - змеевидные движения двумя руками вперед, 5-8 - вверх, 9-12 - вправо, 13-16 - влево

Дозировка

2 цикла

Методические указания

Кисти не разъединять, держать симметрично

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

  • Разминка - принцип параллельности.

- Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.

1 - рука левая вперед - вытянуть; 2 - положить правую руку сверху левой, правую ногу перед левой (скрестно); 3 - соединить пальцы рук; 4 - повернуть их к себе и положить на грудь. Сделать 4 раза вдох, выдох. Исходное положение.

  • Упражнение, как 1. Сверху левая рука, впереди левая нога (скрестно).

Исходное положение: ноги вместе, руки опущены.

1 - пальцы 1 и 3 на точках мозга (под ключицей); 2 - ладонь левой руки на пупке, круговые движения (заводим мотор), 8 раз. Исходное положение, меняем положение рук.

  • «Разогреваем двигатель». Исходное положение: ноги вместе, ладони тыльной стороной на пояснице. Движение рук вверх, вниз. 12 раз.
  • «Включаем пульт». Исходное положение: ноги на ширине ступни, руками выполняем точечный массаж ушной раковины. От верха до мочки, 4 раза.

Биогимнастика была создана в 1960 г. в Америке на основе восточной гимнастики.

Работа над самооздоровлением.

Привезла эту гимнастику профессор Данилова Светлана Федоровна.

Лечебное прикосновение: мышечная коррекция; деятельность мозга; улучшается работа позвоночника, лопаток, ключицы.

Комплекс упражнений.

  • «Робот». Исходное положение: ноги вместе, руки перед собой, вытянуты вперед от себя на 30-40 см. Ладони не сгибать - это продолжение руки.

1,2- правую руку отвести вперед до середины туловища; 3, 4 - левую; 5, 6 - руки соединить у центра туловища, правая рука вверху; 7, 8 - левая рука вверху.

  • «Рюкзак». Исходное положение: ноги на ширине ступни, руки поочередно на пояс, правую, левую ладонями от себя.

1,2- отвести локоть правой руки назад; 3, 4 - отвести локоть левой руки назад; 5, 6, 7, 8 - отвести два локтя назад.

  • «Пловец». Исходное положение: ноги на ширине ступни, руки выпрямлены вперед, большой палец вниз, ладони наружу.

1,2- отводим правую руку вниз до ноги (не дальше); 3, 4 - отводим левую руку; 5, 6, 7, 8 - отводим две руки вниз до уровня ноги, во время выполнения всех упражнений слегка сгибать ноги и разгибать.

  • «Пингвин». Исходное положение: ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища, ладони от себя.

1,2- отвести слегка правую руку в сторону; 3, 4 - левую руку, одновременно наклоняя голову в ту же сторону, что и руку; 5, 6, 7, 8 - отводить одновременно обе руки в стороны.

  • «Арлекино». Исходное положение: ноги на ширине ступни, руки в стороны на уровне плеч, согнуты в локтях, кисти рук опущены вниз.

1,2- поднять правую ладонь вверх и посмотреть на нее; 3, 4 - левую ладонь; 5, 6, 7, 8 - обе ладони вверх, голову наклонить вниз.

  • «Мячик». Исходное положение: ноги на ширине ступни, руки опущены.

1,2- согнуть правую ногу в колене, подняв ее до уровня пояса и левой рукой слегка оттолкнуть ногу вниз (отбиваем мяч); 3,4- сгибаем левую ногу, отталкиваем правой рукой, 8 раз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Комплекс 1

Взгляд направлен влево-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз. Длительность выполнения 3-5 мин.

Комплекс 2

Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить за тем, чтобы не было задержки дыхания. Повторить от 3 до 10 раз.

Комплекс 3

Круговые движения глаз от 1 до 10 раз влево и вправо вначале быстрее, затем как можно медленнее.

Комплекс 4

Изменение фокусного расстояния. Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Комплекс 5

Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль.

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, опять моргнуть несколько раз. Повторить все несколько раз.

Комплекс 6

  1. Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10-15 с.
  2. Выполнить движения глазными яблоками поочередно вправо-вверх, влево-вверх, вправо- вниз, влево-вниз. Выполнять 18-20 с (темп медленный).
  3. Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам в течение 20-30 с. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10-15 с.

Комплекс 7

  1. Закрыть глаза на 10-15 с.
  2. Посмотреть на кончик носа, посмотреть вдаль (темп медленный).
  3. Сделать легкое надавливающее движение подушечками пальцев на глазные яблоки, затем отпустить (темп медленный).

Комплекс 8

  1. Закрыть глаза на 10-15 с.
  2. С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2-3 раза (темп медленный).
  3. С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3-5 раз (темп средний). Посидеть с закрытыми глазами 10-15 с.

Комплекс 9

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх-налево-вниз, потом вдаль на счет 1-6: затем налево-вверх-направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 10

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голову держать прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-вправо-вниз-влево. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Комплекс 11

  1. Голову держать прямо. Посмотреть, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-5.
  2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3^4- круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Комплекс 12. Снятие усталости с глаз

Сжать кисть правой руки в кулак, отставить в сторону большой палец, вытянуть руку вперед на уровне глаз и пристально посмотреть на большой палец в течение 10 с. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отвести руку вправо. Глазами следить за кончиком отставленного большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока большой палец не исчезнет из виду, и тогда возвратить взгляд в исходное положение. То же самое сделать левой рукой.

Далее сделать упражнение в направлении каждой руки вверх и вниз, потом круговые движения каждой рукой. Повторить 2 раза каждой рукой. По окончании упражнения закрыть глаза, затем быстро их открыть.

Упражнения выполняются из положения сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • «Часики». - Часики вперед идут, за собою нас ведут.

Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох); 2 - взмах руками назад - «так» (выдох) (10-12 раз).

  • «Петух». - Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.

Исходное положение: встать прямо, ноги врозь, руки опустить. 1 - поднять руки в стороны (вдох); 2 - хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) - (5-6 раз).

  • «Насос». - Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.

Исходное положение - основная стойка. 1 - наклон туловища в сторону (вдох); 2 - руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (вдох) (10-12 раз).

  • «Семафор». - Самый главный на дороге, не бывает с ним тревоги.

Исходное положение: сидя, ноги сдвинуть вместе. 1 - поднимание рук в стороны (вдох); 2 - медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (4-6 раз).

  • «Дыхание». - Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой.

Исходное положение: стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (4-6 раз).

  • «Дыхание». - Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.

Исходное положение - основная стойка. 1 - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу на 4 с; 2 - плавный выдох через нос (2 раза).

ПСИХОГИМНАСТИКА ПО МЕТОДИКЕ М. И. ЧИСТЯКОВОЙ

Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей и взрослых.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цветок.

Теплый луч упал на землю и согрел в земле зернышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения

Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика

Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Ласка.

Ребенок с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Вкусные конфеты.

  1. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами.
  2. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят ребенка.
  3. Разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот.
  4. Изображают удовольствие, конфеты очень вкусные.

Золотые капельки.

Идет теплый дождь! Пляшут пузырьки на лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний дождь.

Звучит спокойная мелодичная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-физкультминутки

Игры-физкультминутки...

Физминутки (физкультминутки) в детском саду

Физминутки" (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации ...

Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

физкультминутки

содержится материал для картотеки физкультминуток...

физкультминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...