Условия формирования представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми детей 5-6 лет
статья по теме

Першуткина Светлана Ивановна

Статья рассказывает о безопасном поведении детей при встрече с незнакомыми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_formirovaniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования представлений

о правилах безопасного поведения

в общении с незнакомыми людьми

детей 5-6 лет

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья, психического и физического. Человек, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в экстремальных ситуациях, может обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих людей. Именно поэтому ребенка-дошкольника необходимо обучать правильному, безопасному поведению в различных жизненных ситуациях, в том числе при встрече с незнакомыми людьми.

Нет универсального, однозначного ответа относительно поведения ребенка в ситуации, когда к нему обращается незнакомый человек. Подобные правила поведения устанавливаются в зависимости от открытости семьи, места проживания, культуры общества в котором живет ребенок. Дошкольник еще не способен разобраться, для чего именно он должен быть вежлив или невежлив с окружающими. Мотивы, движущие его поведением - это и одобрение со стороны значимых для него взрослых, но главное – это подражание взрослым, тем из них, которые являются для ребенка авторитетными: это родители, бабушки, дедушки, воспитатели. Поэтому, только тесное сотрудничество педагогов и родителей может решить задачу формирования безопасного поведения ребенка при встрече с незнакомыми людьми.

В ходе работы по формированию навыков поведения с незнакомыми людьми ребенку нужно объяснить, что он должен научиться говорить «нет». Общаясь со всей группой, нельзя забывать об индивидуальном подходе и учитывать типологические особенности детей. Дети все разные, а потому и реакция на одно и то же происшествие будет совершенно разной. Так, если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит, часто тревожится – скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность», вернее всего, усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить. Педагог должен обязательно отметить, что в мире много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, нужно превратить разговор в игру и, используя игрушки, разыгрывать с ним варианты нежелательных встреч.

Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. В подобных играх педагог должен непременно направлять ребенка – поощрять его удачные ответы и действия.

С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и специально подобранные игры и упражнения, которые помогут ему развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.

Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Педагогу нужно обратить внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя.

Педагогу нужно таким образом строить работу с детьми, чтобы они четко понимали следующее: расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить сигналом к немедленному прекращению разговора.

   Взрослые должны обязательно научить ребенка, по возможности, избегать общения с незнакомцами. Можно научить ребенка в некоторых ситуациях либо быстро уйти, избегая общения, либо сделать вид, что не услышал обращения к себе. Несмотря на то, что мы учим ребенка безусловному подчинению взрослым, необходимо объяснить ему, в каких именно случаях он имеет право не слушаться взрослых и, если кто – то пытается причинить ему вред, ребенок имеет право не послушаться этого человека и поступить по-своему. Очень важно научить ребенка рассказывать о подобных случаях своим близким, которым он полностью доверяет. Это могут быть родители, бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду. От них не должно быть секретов в случае возникновения опасных ситуаций.

   Таким образом, обучая детей правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми мы формируем у них определенную модель поведения :

  • предвидеть опасную ситуацию
  • действовать таким образом, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасной ситуации
  • в случае необходимости, обращаться за помощью к другим людям
  • рассказывать близким о незнакомых людях, пытающихся вступить с ним в контакт.

Для формирования безопасного поведения дошкольников можно использовать примеры героев известных детям сказок – «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка» и др. Взрослые вместе с ребенком проигрывают ситуацию и придумывают, как изменится сюжетная линия и чем закончится сказка при соблюдении героями правил безопасного поведения. Существует множество развивающих игр формирующих безопасное поведение ребенка: «Лото осторожностей», «Хорошо или плохо» и т.д. Кроме того, можно использовать примеры из личного опыта, которые также иллюстрируют правильное поведение в сложных ситуациях. Моделирование ситуаций, например: «Что будет, если…» помогает не только выявить, как ребенок поступит в той или иной ситуации, но и вместе обсудить, и при необходимости скорректировать поведение участников.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что знания и сложившиеся модели поведения помогают, с одной стороны, преодолеть у ребенка страхи, а с другой – правильно реагировать на опасные ситуации, связанные с действиями других людей. Очень важно при этом сформировать у детей уверенность в себе, в своих силах и готовность  в случае необходимости обратиться за помощью к другим людям. И, конечно, важнейшей задачей взрослых, участвующих в воспитании ребенка, является        создание психологически комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития его личности.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических или психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила, тогда как на самом деле это не соответствует действительности, а в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, а это не всегда возможно. Если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил рано или поздно все равно будут нарушены.

Сфера отношений «родители – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Безопасность – это не просто усвоенные знания, но самое главное, умение ребёнка правильно вести себя в сложных ситуациях. Сотрудничество воспитателя с родителями поможет подготовить детей к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях, в том числе при встрече с незнакомыми людьми.

Задача взрослых – и педагогов и родителей состоит в том, что бы оберегать, защищать ребёнка и при этом научить его правильному поведению в опасных для него ситуациях.

Литература

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников / Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Основы безопасного поведения дошкольников.  Авт.- сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград.: Учитель, 2008
  3. Пола Статмэн «Безопасность вашего ребёнка» - М.: Сфера, 2003
  4. Костенко С. И. , Ломоносов В.А.. Мурашко Ю.М. « Твоя безопасность от А до Я» - СПб, « Европейский дом, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена проблема использования проектной дятельности для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Даны описания этапов про...

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников

Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников...

Статья на тему: Формирование представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Комплект материалов по формированию представлений о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием игры

Формирование безопасного поведения на дороге у детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберег...