Проект "Сигналы опасности природы"
проект (старшая группа) по теме

Письмаркина Антонина Николаевна

 

Через различные виды деятельности дети получают знания об опасности, которую таит в себе природа; о лесе, как сообществе множества растений и животных; учатся правильно вести себя в лесу, различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать ядовитые и лекарственные растения; получают знания о правилах поведения при встрече с насекомыми, животными, во время грозы, снегопада, при пожаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11._signaly_opastnosti_prirody.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Сигналы опасности природы»

                                                                                         Автор: Письмаркина А.Н.

ПР0БЛЕМА

Как распознать опасность и по возможности избежать ее Что надо знать, что надо уметь и как надо действовать в опасных ситуациях.

Цель проекта:

приучать детей к осторожному обращению с объектами живой и неживой природы; познакомить с сигналами опасности у животных, растений, насекомых; убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Задачи:

-  дать детям элементарное представление о том, какую опасность для жизни человека таит в себе природа;

-   дать представление о лесе, как сообществе множества растений и животных; учить правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить жизни лесных обитателей, а главное сберечь свое здоровье и жизнь;

-   научить детей различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать ядовитые растения, познакомить с лекарственными растениями, дать знания об их использовании для лечения людей;

  •  дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми;
  •  научить понимать состояние животных, их поведение, знать как обращаться с ними;
  •  дать представление детям о том, что вода не только нужна человеку, как жизненно необходимый источник, но и несет в себе опасность для его жизни;
  •  расширить представление о снеге, как о красивом явлении природы. И донести до сознания детей то, что он может быть опасен для их здоровья и жизни;
  •  научить избегать переохлаждения и обморожения организма;

формировать элементарные знания о правилах пожарной безопасности;

  •  знакомить с правилами поведения во время грозы;

учить детей предвидеть и распознавать опасность и по возможности избегать ее;

воспитывать личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Тип проекта:

-   по доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-информационный,         межгрупповой, долгосрочный;

-  по времени проведения: долгосрочный (2 года).

  • Участники проекта:        дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социум (сотрудники библиотеки им. С.Я. Маршака, станция юных натуралистов).

Основные формы реализации проекта:

  •  занятия, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, слушание музыки, рассматривание репродукций, экскурсии, обсуждение проблемных ситуаций, изодеятельность, опыты, наблюдения;
  •  оснащение предметно-развивающей среды;
  •  работа с родителями.

Обеспечение:

  •  методическое;
  •  Алешина Н.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М. 1992г.
  •  Бабаева Т.И., Михайлова З.А. «Методические советы к программе «Детство», СПб 2001г.
  •  Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе», Воронеж 2005г.
  •  Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду, М. 1991г.
  •  Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки», М. 1985г.
  •  Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва, ТЦ Сфера 2003г.
  •  Комлева И. «Дети экспериментируют? Да» Дошкольное воспитание № 8 2004г.
  •  «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» под редакцией П.Г.Саморуковой, Москва, Просвещение 1991г.
  •  Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении, Москва, Новая школа 1993г.
  • Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания в детском саду» Москва 1999г.
  •  Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва, Просвещение 1999г.
  •  Николаева С.Н. «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры взрослых и детей» Дошкольное воспитание № 6 2000г.
  •  Рыжова Н.А. «Экологизация развивающей предметной среды» Дошкольное воспитание № 3 1999г.
  •  Рыжова Н.А. «Наш дом - Природа» Программа экологического воспитания дошкольников, Дошкольное воспитание № 7 1998г.
  •  Рыжова Н.А. «Природа сложнее, чем нам кажется» Обруч № 2 1997г.
  •  Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М. 1982г.

Журналы:

  1.  Дошкольное воспитание
  2.  Ребенок в детском саду
  3.  Обруч
  4.  Дошкольная педагогика
  5.  Управление МДОУ

Материалы Интернета

Детская художественная литература:

  •  В.Бианки «Хвосты», «Лесные домишки» и др.
  •  Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз-воевода»
  •  М.Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» и др.
  •  В.Одоевский «Мороз Иванович» (сказка)
  • Г.Скребицкий «Четыре художника», «На лесной полянке» и др.
  •  Е.Чарушин «Медвежата», «Большие и маленькие» и др.
  •  И.Соколов-Микитов «Листопадничек, «Год в лесу» и др.
  •  Л.Толстой «Пожарные собаки»
  •  С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  •  И.Токмакова «Деревья»
  •  А.Прохоров «Зеленый дом»
  •  Я.Тайц «По грибы»
  •  Б.Житков «На льдине»
  •  В.Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук»
  •  Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей «Чудо всюду».

Предполагаемый результат:

  •  развитие у детей познавательной активности;
  •  умение предвидеть и распознавать опасность и по возможности избегать ее;
  •  желание совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасности;
  •  овладение речью-доказательством, умение отстаивать свою точку зрения;
  •  раскрытие и развитие восприятия красоты природы;
  •  формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам;
  •  формирование системного представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нем;
  •  воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

ХОД ПРОЕКТА

1-ый этап, подготовительный (разработка проекта), Срок: с 01.06.08г. по 31.08.08г.:

деятельность педагога:

  •  определение проблемы, постановка цели и задач;
  •  определение методов работы;
  •  подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
  •  подбор материалов, игрушек для игровой и опытнической деятельности;
  •  подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
  •  составление перспективного плана мероприятий.

совместная с детьми деятельность:

  •  введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
  •  формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
  •  определение круга актуальных и посильных задач.

2-ой этап, исследовательский (выполнение проекта), Срок: с 01.09.09г. по 15.05.10г.:

  - формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

Раздел

программы

Формы и методы работы

Социально-

нравственное

воспитание,

познавательно-

речевое

развитие

Беседы «Что такое опасность?». «Какую опасность может таить лес?», «Ядовитые и лекарственные растения», «Грибы друзья или враги», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья?», «За что я люблю своего питомца», «Что нужно знать при общении с собаками и кошками», «Как избежать обморожений?», «Весенний лед - чем он опасен», «Правила поведения в случае возникновения пожара», «Как правильно развести костер», «Насекомые», «О грозе», «Лей, лей - не жалей...»

Занятия «Ребенок и опасные ситуации в природе», «Опасные незнакомцы», «Витаминная семья», «Кошка и собака - наши соседи», «Огонь добрый, огонь злой», «Игра- путешествие «Познакомимся с нашими соседями», «Муравьи - санитары леса (рассказ воспитателя)», «Гроза», «Опасности природы» (итоговое занятие

Художественно

творческая

деятельность

Рассматривание репродукций: картины

И.К.Айвазовского «Девятый вал» и «Гроза», картина И.Левитана «Золотая осень», картина И.Шишкина «Зима», рассматривание сюжетных картин из серии «Домашние животные», рассматривание иллюстраций о лесных пожарах, репродукция картины К.Е.Маковского

«Дети, бегущие от грозы».

Рисование: «Какую опасность таит в себе

природа», «Что я видел в лесу», «Лесные опасности», «Лекарственные растения», «В каком состоянии бывает вода», «Почему речка грустная?», «Мое любимое животное», «Зимние сюжеты», «Что вам рассказала музыка», «Следы на снегу», «Пожар и лесные жители», «На лужайке», «Весенний дождь».

Аппликация «Мухомор и боровик». «Божья коровка», «Бабочка».

Ручной труд: «Вырезывание снежинок» Изготовление альбомов «Лекарственные растения», «Грибы», «Здравствуй лес, дремучий лес...», «Сигналы опасности природы».

«Гроза», загадки, поговорки, народные приметы.

Заучивание: С. Погореловский «Здравствуй лес, дремучий лес...!», Н.А.Рыжова «Правила поведения в лесу»

Игровая

деятельность

Дидактические игры: «Сигналы опасности природы», «Стань другом природы», «Звук, свет, вода», «Найди по семечку», «Чей хвост?», «С какой ветки детки?», «Съедобные - несъедобные», «Распутай путаницу», «Съедобный грибок - положи в кузовок», «Что где растет», «Собери вещи», «Водолазы», «Поезд», «У кого - кто», «Оденемся на прогулку», «Если возник пожар», «Кто где живет», «Чьи следы?»

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Солнце и дождик», «Не намочи ног», «Перелет птиц» и др.

Работа с семьей

Совместные экскурсии в лес, к грачовнику.

речке, на станцию юннатов Консультации «Что надо знать, когда гуляешь в лесу, парке», «Витаминные растения», «О зимних опасностях», «Как обращаться с домашними животными», «Что надо помнить при общении с собаками и кошками»

Памятки «Правила поведения при возникновении пожара», «Как вести себя при встрече с ядовитыми насекомыми», «Не загрязняйте природу», «Ядовитые растения», «О грибах», «Бережно относитесь к животным», «Клещи. Как себя защитишь?»

3-ий этап, заключительный (обобщающий),

Срок: с 01.09.08г. по 15.05.09г.:

  •  анализ достижения поставленной цели и полученных

результатов;

  •  обобщение результатов работы, формулировка выводов.

Приложение

1. Конспект занятия «Ребенок и опасные ситуации в природе»

  1.  Программное содержание: учить детей предостерегать себя от опасности, которую может таить в себе природа; правильно вести себя в экстремальной ситуации; развивать быстроту реакции на опасность; внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, жизни.
  2.  Методические приемы:        рассматривание грустных человечков, загадки об органах чувств человека, д/игра «Какой орган чувств помогает узнать об этом», «Вода, свет, звук», «Угадай по запаху», «Стань другом природы», беседа с детьми по принципу «Вопрос-ответ», музыкальная физкультминутка, итог занятия.
  3. Материал к занятию: графическое изображение грустных человечков; загадки; чеснок, духи, сгоревшие спички; д/игра «Свет, звук, вода»; музыкальный центр; д/игра «Стань другом природы»; знаки «Умники и умницы».

Ход занятия

На доске изображения грустных человечков, воспитатель сообщает детям о том, что они разучились пользоваться своими органами чувств.

Воспитатель: Какие органы чувств у человека вы знаете? Ответы:

Воспитатель: Послушайте загадки и догадайтесь:

1. Видеть папу, видеть маму,

    Видеть небо и леса

    Помогают нам...                                                (глаз)

2. Запах хлеба, запах меда,

    Запах лука, запах роз

    Различить поможет ...                                        (нос)

3. Есть у зайца на макушке,

   У тебя, твоей подружки,

   Они бывают слушки и неслушки...                         (ушки)

Воспитатель: Молодцы! Вот вы назвали некоторые органы чувств человека. А сейчас поиграем в игру «Какой орган чувств поможет нам узнать об этом»

Глаза                        Нос                        Уши

        -белый снег                -ароматный запах        -громкий крик

        -яркий свет                -запах дыма                -пение птиц

        -черный дым                -запах газа                -гром

Воспитатель: Итак, для чего нужны человеку органы чувств?

  1. Ответы:        (видеть,         слышать, чувствовать

Воспитатель: Сейчас я проверю, как развит ваш орган обоняния - нос. Вы крепко закрываете глаза, а я поднесу к вашему носу предмет и вы должны догадаться, чем пахнет (чеснок, духи, сгоревшая спичка).

Молодцы! Все отгадали!

Воспитатель: Ребята, животные чувствуют носом опасность. Вот, например, мышь - у нее нос развит лучше, чем у кошки, поэтому ее очень трудно поймать. А может ли человек почувствовать опасность носом? Какую опасность?

Ответы:

Воспитатель: Когда, в каких случаях пахнет дымом, газом?

Ответы:

Воспитатель: Что надо делать человеку, чтобы не случился пожар, не было утечки газа?

Ответы:

Воспитатель: Ребята, мы часто говорим, что природу надо беречь. И это правильно. Но бывают случаи, когда человеку приходится защищаться от природы, потому, что она таит в себе опасность. Увидеть и услышать эту опасность помогают нам глаза и уши. О некоторых опасных случаях мы сегодня с вами поговорим.

(Дидактическая игра «Свет, звук, вода»)

Воспитатель: (Берет картинки и спрашивает, какую опасность таит в себе то или иное явление природы, например, молния, дождь, снег, солнце и т.д.).

Ответы:

Физкультминутка  музыкальная

Воспитатель: Ребята, а если вы заметили опасность, как надо себя вести?

Ответы:

Воспитатель: А чтобы не попасть в опасную ситуацию, что надо делать человеку?

Ответы:

Воспитатель: А если вы уже попали в опасную ситуацию, как вы поступите?

(Например, начался сильный ветер, гроза, дождь, а вы далеко от своего дома?)

Ответы:

Воспитатель: Хорошо, ребята, если мы будем знать и соблюдать правила поведения в природе, мы сможем избежать многих опасных ситуаций. А помогут нам в этом наши органы чувств.

А мы будем к ним бережно относиться? А как?

Ответы:

Воспитатель: Ребята, хоть природа и таит в себе опасность, давайте все-таки будем ее любить, а главное беречь.

Сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Стань другом природы». Из маленьких карточек мы составим одну большую картину и не будем поступать с природой так, как поступили с ней дети, нарисованные здесь.

Воспитатель благодарит детей за хорошие ответы, награждает их значком «Умники и умницы»

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М, Просвещение 1985г.
  2.  Белая К.Ю., Зимонина В.М., Кондрынская «Как обеспечить безопасность дошкольников» М, Просвещение 1998

2. Беседа «Какую опасность таит в себе лес»

Программное содержание: учить детей правилам поведения в лесу; довести до сознания ребенка, что лес несет в себе не только много интересного и полезного человеку, но, к сожалению, может нанести вред жизни и здоровью; воспитать любовь к родной природе.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, летом многие из вас отдыхают за городом, в деревне, на даче, вы совершаете прогулки на природе. Безусловно, общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, это очень полезно для вашего здоровья. Но к сожалению, не всегда это общение с природой приносит пользу. Нет-нет, да и происходят несчастные случаи.

Скажите, какие случаи могут произойти в лесу с человеком?

Ответы детей:

Воспитатель:        это        могут        быть отравления ядовитыми

растениями, грибами, укусы змей и насекомых, солнечные удары, травматические повреждения и многое другое, можно просто заблудиться.


Что же нужно для того, чтобы это с нами не произошло? Ответы детей:

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно ответили на вопрос. Давайте запомним основные правила:

  •  Нельзя далеко уходить от взрослого;
  •  Если заблудился - не стоит паниковать, тебя обязательно найдут, помогут;
  •  Оставайся на том месте, где заблудился;
  •  Не рви незнакомые цветы и грибы и тем более не бери их в рот;
  •  Не подходи к упавшим, гнилым деревьям, там могут быть змеи;
  •  Не трогай муравейники, осиные гнезда;
  •  Не снимай в лесу обувь, головной убор;
  •  Если ты порезался или получил случайно ушиб, ссадину - надо приложить к этому месту истолченный лист подорожника или крапивы.

Воспитатель: Итак, ребята, если мы будем выполнять эти правила, то в лесу с нами не произойдет несчастный случай. Ведь причина несчастных случаев:

  •  незнание природных опасностей и пренебрежение правилами личной безопасности при нахождении на природе.

А сейчас мы будем рисовать «Лесные опасности»

ЛИТЕРАТУРА

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. Новая школа 1995г

3. Дидактическая игра «Звук, свет и вода»

Цель: Знакомить детей с явлениями природы, которые могут быть опасны для жизни и здоровья человека; учить размышлять, обосновывать свой выбор; развивать мышление, речь, расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к природе.

Правила игры: Играют трое детей и взрослый. Маленькие карточки лежат на столе рисунками вверх. По сигналу воспитателя дети берут карточки и выкладывают их на свои круги. Рисунок на карточке должен соответствовать символу, нарисованному на круге. Например, на круг с изображением капельки ребенок должен поместить, где нарисованы сосулька, роса, река, лед, и т.п. На круг с изображением лампочки - карточки, где нарисованы костер, молния и т.п. Затем ребенок должен доказать, что он положил карточки правильно и рассказать, представляет ли это явление природы какую-либо опасность.

Кто правильно расскажет и быстрее всех закроет свой круг, тот и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в опасности. Занятие из раздела «познание» для детей подготовительной к школе группы.

Развитие  представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....

Памятка для родителей о правилах безопасности в природе летом "Живые опасности"

Памятка знакомит родителей с правилами безопасности в природе летом....

Опасные "Дары природы"

Статья по экологическому воспитанию дошкольников по теме " Опасные "дары природы""...

Природа в опасности. Занятие из раздела «познание» для детей подготовительной к школе группы.

развитие  представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....

Проект в старшей группе на тему: "Опасная природа"

Проект в старшей группе на тему: "Опасная природа"...