Интегрированный подход в решении задач образовательных областей "Здоровье" и "Физическое развитие" с детьми в ДОУ и семье
методическая разработка (старшая группа) по теме

Брагина Татьяна Викторовна

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий педсовета - 2013 год97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Интегрированный подход в решении задач образовательных областей «Здоровье» и «Физическое развитие» с детьми в ДОУ и семье»

Повестка дня:

  1. Взаимосвязь образовательных областей, специфика форм работы в решении задач (выступление старшего воспитателя).
  2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми (из опыта работы воспитателя старших групп).
  3. Подвижная игра, как средство формирования самооценки (выступление воспитателя средней группы).

1. Интегрированный подход в решении  задач образовательных областей «Здоровье» и «Физическое развитие» с детьми в ДОУ.

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонично развитой личности.

Учитывается специфика сезона:

  • Осенне – зимний;
  • Зимне – весенний;
  • Летний;

Режим организованной двигательной активности на каждый день:

  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурная деятельность (спортивные занятия, плавание);
  • Физкультминутки во время образовательной деятельности;
  • Музыкальная деятельность;
  • Прогулка с большой физической активностью;
  • Гимнастика после сна;
  • Подвижные игры.

Обязательные оздоровительные мероприятия:

  • Приёмы релаксации;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артиккуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Массаж стоп;
  • Занятия  на тренажёрах;
  • Полоскание полости рта;
  • Ласковая минутка;
  • Оздоровительный час.

Релаксация:

«Звери и птицы спят»

Обошёл медведь весь лес и в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.

Дети на спину легли и как мишка видят сны.

Тише – тише – не шумите, наших деток не будите!

Птички станут щебетать, будем глазки открывать.

Просыпаться и вставать.        

  (младший возраст)

«Буратино»

Буратино потянулся,

Буратино улыбнулся.

Он открыл глаза и сел.

Влево – вправо посмотрел,

Ручкой, ножкой повертел.

(старший дошкольный возраст

Дыхательная

      «Дует ветерок»

     Дует лёгкий ветерок

     И качает так листок

«Травушка колышется»

И.п – о.с Поднять руки вверх,

Плавно покачать кистями – вдох,

Опустить руки вниз – выдох.

Пальчиковая гимнастика

«Наши пальцы»

  Пальцы встали дружно в ряд:    Показываем ладони выпрямленными пальцами

 Десять крепеньких ребят           Сжимают пальцы в кулаки

  Эти два – всему указки                        Показывают два указательных пальца,

  Все покажут без подсказки           остальные  пальцы придерживают большими

  Пальцы – два середнячка           Касаются средними пальцами друг друга

  Два здоровых бодрячка            

  Ну, а эти – безымянны,                 Показывают безымянные пальцы,

  Молчуны, всегда упрямы               придерживая остальные пальцы большими

  Два мизинца – коротышки,        показывают мизинцы

  Непоседы и плутишки.

  Пальцы главные средь них, -     показывают два больших пальца

   Два больших и удалых                остальные сжимают в кулаки.

Эти упражнения - замечательная возможность помочь нашим воспитанникам:

  • Улучшить произношение и обогатить лексику;
  • Подготовить руку к письму;
  • Развить внимание, терпение;
  • Стимулировать фантазию, проявить творческие способности:
  • играть;
  • управлять своим телом;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять
  • возможности невербального общения.

Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

2. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми (из опыта работы).

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

                Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В связи с этой актуальной проблемой  для педагогов образовательных учреждений становится востребованным вопрос здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей, а также способствующие воспитанию  у детей культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающей технологии:

  1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
  2.  обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
  3.  осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями:

  • консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещение этих вопросов так же и на родительских собраниях;
  • папки-передвижки;
  • личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы);
  • анкетирование;
  • совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;
  • памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»
  • дни открытых дверей;
  • обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы);
  • выпуск газеты ДОУ;

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
        Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

3. Подвижная игра, как средство формирования самооценки.

Подвижная игра эффективно влияет на здоровье ребенка, выносливость организма, совершенствует двигательные навыки, но   помимо этого подвижные игры можно использовать и в качестве  средства формирования самооценки дошкольников, так как они вырабатывают у детей:

  •  сосредоточенность внимания при запоминании движений
  •  точность движений и ориентировки в окружающей обстановки
  •  ловкость и скорость движений
  •  умение выполнять движения в одном темпе с коллективом
  •  волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать  замечания и корректировать свои движения.

    Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности и для полноценной жизни в коллективе.

Педагогические условия организации и проведения подвижных игр
Условие 1: Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

В каждой группе детского сада можно выделить три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, и соответственно требуют разного подхода.

Дети I типа  очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению.  Они с энтузиазмом включаются в любую игру, стремятся взять  на себя активные роли. Для них наиболее  трудными оказываются правила игры, соблюдать которые , в силу их спонтанной активности , им не легко. Для таких детей полезно организовывать игры со сложными действиями («Черепаха- путешественница»), или где необходимо проявить максимум ловкости («Капкан»), или игры, где требуется проявить точность и аккуратность действий («Водолей», «Водонос», «Городки»)

Дети II типа  более робкие, осторожные.  Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Нельзя заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, результат которых будет зависеть от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбаки и рыбки») и от внимания («Водяной»)

Дети III типа  вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Нуждаются в личном контакте взрослого, в его внимании, объяснении, поощрении. У таких детей занижена самооценка. Игры «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки» - наиболее подходящие для таких детей, т.к. они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Условие 2: Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения

Участвуя в подвижной игровой деятельности у ребенка проявляется желание выиграть, стать победителем. Однако столкнувшись  с трудностями и неудачами, дети испытывают отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому целесообразно провести с ними несколько бесед на тему: «Сегодня побежденный, завтра – победитель» . Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть !»

Условие 3: Создание ситуации успеха.

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижении успеха, является одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и

недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активными в деятельности и в общении.

Условие 4: Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней.

Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений.

Цель третьего этапа – соревновательная:  ребенок должен добиться положительных результатов, выиграть.

 

Условие 5:     Соблюдение правил игры.

Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер.

    Правила поведения во время игры:

  •   каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;
  •   желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;
  •   ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
  •   при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка;                                                                                                                                      
  •   дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;
  •   если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать о причине ухода;
  •   все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением  товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;
  •   как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех  участников.

Условие 6:   Педагогически грамотное распределение ролей.

Что важно для педагога при распределении ролей?

  •   Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет;
  • неактивным - проявить активность;
  • недисциплинированным – стать организованными;
  • новичкам  или детям, сторонящимся коллектива, сверстников, – сдружиться со всеми;
  •   Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство,

     не появлялось превышение власти  командных ролей над второстепенными.

  •    Предусмотреть активное участие  детей в игре: ребёнок выйдет из

      игры, если ему нечего делать.

  •    Не использовать в игре отрицательные роли.

Условие 7: Оборудование и оснащение игровой площадки.

Место для игры должно соответствовать  её содержанию, количеству играющих и быть безопасным для детей. В подвижной игре , как и в большом спорте, результат  иногда зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребенок старается выиграть и у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за вмешательства посторонних людей,  луж, ямок и других помех воспринимается им как трагедия и может нанести вред его эмоциональному состоянию. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем                                                                       значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяется победитель, тем тщательнее следует продумать условия для проведения                                                                    игры и подобрать спортивный инвентарь. 

Таким образом  подвижные игры можно рассматривать как педагогическое средство не только  физического, но и социального развития дошкольников. Все дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально-значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

    Перечисленные качества помогут ребёнку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

Игра: "Водяной". Педагоги совместно с ведущим обыгрывают игру:

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

    Дедушка Водяной,

    Что сидишь под водой?

    Выгляни на чуточку,

    На одну минуточку.

    Круг останавливается. Водяной встает  и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то  они меняются ролями и игра продолжается.

Решение:

  1. Составить картотеку подвижных игр на прогулке, физкультминуток, по каждой возрастной группе.
  2. Разработать комплекс бодрящей гимнастики с разными элементами упражнений, включая игровые, для каждой возрастной группы.
  3. Совместно с родителями сшить  массажные коврики для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.

2. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2006.

3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС,2003-304 с

4. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

 5. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 1999.

6. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2004.

7. Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.

8. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» Пензулаева Л.И. М.: 2004

9. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...

Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"

В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....

Интегративный подход в решении задач образовательных областей "Физическая культура", "Познание"

Использование физминуток на занятиях по математике, окружающему миру, конструированию....

Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение рабо­тать с методической литературой, состав­лять перспективно-тематические планы. ...

"Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального средства решения задач образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Мастер-класс Алтынбаевой Елены Борисовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка» "Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального...

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...