Модель системы работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни
статья по теме

В данной статье представлен опыт работы  коллектива дошкольного учреждения по созданию и реализации системы работы с родителями по формированию навыков ЗОЖ у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_sistemy_raboty_s_roditelyami.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Модель системы работы с родителями

по формированию навыков здорового образа жизни

МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица»

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников  и родителей в процессе развития и оздоровления детей.

1. Принципы совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка

1.        Основным принципом совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка для педагогического коллектива является принцип здоровьесбережения - основополагающий принцип деятельности ДОУ, который предполагает использование особых здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья детей, построение целостной системы работы по формированию навыков здорового образа жизни с педагогами, специалистами  детьми и родителями.

2.        Принцип единства целей и задач. Цели и задачи воспитания здорового ребенка должны быть понятны и едины для воспитателей, специалистов, медиков и родителей.

  1. Принцип системности и последовательности работы. В течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду в работе с родителями необходима системная и четкая последовательность (этапность) в ее организации.
  2. Принцип индивидуального подхода. К каждому ребенку и к каждой семье на основе учета интересов и способностей должен осуществляться индивидуальный подход как высшая степень дифференциации.

5.        Принцип взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

2. Основные задачи ДОУ в системе работы с родителями

Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад  № 97  «Светлица» определил следующие задачи работы с родителями:

  1. Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  1. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни
  2. Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических  проблем развития каждого ребенка.
  3. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
  4. Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной  среды в семье.
  1. Включение родителей в образовательный процесс.

3.Направления работы по реализации задач

  • Информационно- просветительская

С целью реализации данного направления работы педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения регулярно информирует родителей об актуальных проблемах связанных со здоровьем детей. Проводится  просветительская работа по вопросам формирования навыков  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В холлах и приемных детского сада оформлены информационные стенды  «Ребенок без проблем», «Здоровье ребенка в наших руках», «Здоровье начинается с детства», «День за днем мы растем!» тематические папки- передвижки. Большой популярностью среди родителей наших воспитанников пользуется  Книга «Кладовая здоровья», в которой каждый из них может поделиться семейным опытом по оздоровлению детей.

В раках работы «Академии здоровья» специалисты  дошкольного учреждения регулярно  проводят консультации по наиболее актуальным вопросам здоровьесбережения.

  • Консультативная

Большую помощь оказывают родителям специалисты  и медицинские работники в системе консультативной работы, особенно в период адаптации детей к условиям детского сада и при  наличии  у некоторых из них каких-либо проблем с физическим, психическим, интеллектуальным или социальным здоровьем.

Особое внимание в нашем  дошкольном учреждении  уделяется поддержке каждой семья в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В период оформления в   дошкольное  учреждение родители с ребенком могут прийти в группу, познакомится с педагогами, с помещениями детского сада, посетить «Игротеку». В адаптационные период  педагогом – психологом проводятся совместные  игровые занятия с детьми и родителями  «С мамой в детский сад», индивидуальные игровые сеансы.

 В помощь родителям, специалистами разработаны печатные консультации и памятки по адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

С целью формирования у детей и родителей мотивации к сохранению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни в ДОУ проводятся консультации специалистами и медицинскими работниками. На протяжении нескольких лет работает «Школа психологического здоровья» для родителей и педагогов  детского сада.

  • Организационная

Включению родителей в образовательный процесс способствуют дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению отдельных занятий, соревнований, праздников, развлечений, демонстрации личностных достижений воспитанников, опыта семейного воспитания  и др

  • Диагностическая

Изучение личности родителей – необходимая предпосылка повышения эффективности

взаимодействия с родителями Современные  родители, на наш взгляд, более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Педагогический коллектив нашего  дошкольного  учреждения  начал эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. В ходе изучения потребностей семей им был предложен ряд анкет: по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ; по выявлению потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

4.Формы работы с родителями.

Педагоги ДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.

 Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе их дифференцирования в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры через информационные стенды и газеты для родителей, где есть специальные карманы - «Спрашиваете - отвечаем». Информирование родителей о состоянии и перспективах работы отдельных групп и ДОУ в целом осуществляется на общих и групповых родительских собраниях и групповых консультациях.

На всех мероприятиях проводятся: анкетирование, интервьюирование, тестирование, собеседование, обмен мнениями с целью обеспечения обратной связи, диагностики и мониторинга.

Для реализации поставленных задач педагоги МБДОУ используют  интерактивные формы работы с родителями:

  • родительские собрания в нетрадиционных формах (Мультимедийные презентации  «Дети - зеркало семьи», «Я хочу здоровым быть!», «Детский сад – территория здоровья»;  «За здоровьем- в детский сад!», «Игротека для взрослых и детей»: «День рождения группы»; индивидуальные игровые сеансы, семинары-практикумы, совместные тренинги для детей и родителей,
  • дни здоровья (каждая среда)
  • спортивные соревнования; участие в корпаративновном  лыжном  марафоне «Лыжня Норильского Никеля»;
  •  конкурс «Дорога в завтра»;
  • праздники здоровья;
  • выставки детских работ;
  • спортивные и другие праздники («Папа, мама, я - спортивная семья» и др.);
  • «круглые столы»;
  • клубы «Здоровячок», «За здоровый образ жизни», «Азбука здоровья», «Радуга здоровья» и др.
  • выпуск журналов «В гостях у Здоровячка», «В здоровом теле - здоровый дух», «Наш друг Светофорик» и др.
  • выпуск газет «Советы Неболейки», «Зеленые помощники здоровья», «Советы Полярной ночи».
  • семейные фотовыставки «Мама, папа, я - спортивная семья»; «Наш домашний стадион»
  • выпуски «Книги «Кладовая  здоровья» для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
  • родительская Академия «Здоровье», «Дети - зеркало родителей», «Школа психологического здоровья»;
  • ведение «Паспортов здоровья» и др.

5. Создание детско-родительских объединений

Важным моментом деятельности детского сада явилось создание детско-родительских объединений, которые способствуют сближению детей и взрослых на основе общего интереса к ведению здорового образа жизни и приобщению «домашних» детей и их родителей к здоровому образу жизни.

 Это активные формы работы с родителями, дети которых не посещают детский сад: детско- родительский клуб «Светличка» ,«Домашняя игротека»; «Домашняя школа здоровья», «Горячая линия  здоровья»;

Большую популярность среди родителей имеют семейные гостиные «В горнице», в рамках работы родительских  клубов, где в психологически комфортной атмосфере за чашкой чая родители, чьи дети посещаю детский сад, делятся волнующими их проблемами, обсуждают вопросы воспитания и развития детей. Это служит установлению доверительных отношений в среде родителей, сближает их.

Формы работы детско-родительских объединений.

1.«Диалоги о здоровье» позволяют организовать заинтересованное общение взрослых и детей со специалистами детского сада. Участники встреч имеют возможность не только обсуждать интересующие проблемы, но и делиться собственным опытом.

2. «Школа психологического здоровья» помогает  родителям  осознать важность сохранения психологического здоровья детей,  психоэмоциональной оздоровительной профилактики.

3. «Игротека для взрослым и детей»». С ее помощью специалисты и воспитатели детского сада знакомят родителей с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка. С родителями проводятся практические занятия, тренинги, игровые занятия со взрослыми и детьми, индивидуальные игровые сеансы в период адаптации ребенка к условиям  дошкольного учреждения.

4. «Светличка»- детско - родительский клуб для  родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение.  Занятия в клубе проводят  специалисты дошкольного учреждения.

Цель: адаптация  детей к дошкольному учреждению, развитие коммуникативных и игровых навыков, оказание консультационной помощи родителям.

Анализ  практики работы показал, что детско-родительские объединения помогают взрослым и детям раскрепоститься, учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, положительно влияют  на эмоциональный климат в семьях  воспитанников.

Разработанная педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» система социально-оздоровительной работы позволяет эффективно использовать возможности  семьи и сделать родителей партнерами в решении задач по формированию у дошкольников  навыков здорового образа жизни.

Педагог- психолог МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» Стаценко М.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании навыков здорового образа жизни дошкольников

Чем более крепким и здоровым будет ребёнок, тем легче он будет овладевать знаниями в школе, быстрее приспособится к современным условиям жизни...

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)...

Презентация "Родительский клуб" как эффективная форма работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни и культуры здоровья»

Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в родительских клубах. Участие родителей в работе клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их ...

"Система работы в группе по формированию навыков здорового образа жизни" (презентация)

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формиров...