Конспект НОД "Наши помощники -органы чувств"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Евсюкова Марина Николаевна

Конспект  непосредственно  игровой образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста.

Цель: закрепление знаний детей об органах чувств , их роли  в восприятии человеком окружающего мира .

Задачи :

  • Познакомить детей  с понятием «мозг человека», его свойством – памятью,
  • закрепить знания детей об органах чувств  , уточнить какое значение для человека имеют органы чувств  при восприятии ими окружающего мира .
  • Развивать тактильные, зрительные , вкусовые, слуховые ощущения
  • Создать условия для развития логического мышления , сообразительности, внимания.
  • Соблюдать правила гигиены органов чувств .
  • Воспитывать желание заботиться о собственном здоровье и здоровье близких

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно  игровой образовательной деятельности

для детей старшего  дошкольного возраста

                                                                         из опыта работы                          

                                                                         воспитателя

                                                                         МК ДОУ Воронцовский              

                                                                         детский сад

                                                                         Евсюковой М.Н.

                                                                 

Форма проведения : сюжетно-ролевая игра

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная ,художественно –продуктивная .

Цель: закрепление знаний детей об органах чувств , их роли  в восприятии человеком окружающего мира .

Задачи :

Познакомить детей  с понятием «мозг человека», его свойством – памятью

закрепить знания детей об органах чувств  , уточнить какое значение для человека имеют органы чувств  при восприятии ими окружающего мира .

Развивать тактильные, зрительные , вкусовые, слуховые ощущения

Создать условия для развития логического мышления , сообразительности, внимания.

Соблюдать правила гигиены органов чувств .

Воспитывать

Материалы :  

Демонстрационный : презентация « Боги на Олимпе», рисунок ребенка во весь рост , пиктограммы к стихотворению, кукла.

мелкие предметы, ватные палочки, подносы, салфетки, фрукты на шпажках.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Институт здоровья» : халаты на всех детей , шапочки.  

Раздаточный : Лупы, грецкие орехи, баночки с источниками запахов ( кусочками лука, апельсина), фрукты,  фломастеры , листы бумаги.

Ход деятельности

Воспитатель приветствует  детей

                         « Доброе утро! »  я вам говорю .

                         « Доброе утро! »,  я всех вас люблю.

                          Желаю вам хорошо постараться

                          Слушать внимательно, ума набраться .

Ребята , как я вас поприветствовала ? Какими словами ?

А как еще можно поприветствовать друг друга ?

Знаете , ребята , вы ведь не просто здороваетесь– вы дарите друг другу  частицу здоровья, потому что говорите « Здравствуйте». А это значит – «здоровья желаю».

Ребята , а как выдумаете, что такое здоровье ?

Кого можно считать здоровым?

Каким должен быть здоровый человек

А хотите узнать старинную легенду о здоровье ?

Сюрпризный момент

( показ слайдов)

« Давным – давно, на горе Олимп, жили боги. И стало им скучно, и решили они создать человека и заселить  планету Земля. Стали решать , каким должен быть человек . Один Бог сказал : « Человек должен быть сильным! ». Другой сказал  « Человек должен быть умным!, третий сказал : « Человек должен быть здоровым ». Но один из богов  сказал так: « Если все это будет у человека, он будет подобен нам » . И решили тогда боги спрятать

главное, что может быть у человека – здоровье . Стали думать-решать куда бы его спрятать?. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море , другие – на вершину самой высокой скалы. А один из богов предложил : «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет человек с давних  времен пытаясь найти свое здоровье , да вот не каждый может найти  и сберечь  бесценный дар Богов » !

Ребята, так где же спрятано здоровье ?

Правильно, оказывается оно спрятано и в тебе и во мне, в каждом из нас . И чтобы узнать  как его сохранить , мы должны лучше узнать , изучить себя.

 Как  вы думаете , как  называют тех, кто   все изучает?

Правильно-ученые, исследователи.

А где же они  могут изучать что-либо?

Правильно .в лабораториях институтов.

А где же можно изучить Здоровье .?

Правильно в институте Здоровья .

А вы хотели бы стать учеными?

 В таком случае нам может понадобиться  лаборатория- место где проводят опыты и исследования .

Сюжетно-ролевая игра  «Лаборатория»

Воспитатель : Хотите  поиграть  в исследовательскую лабораторию ,и   превратиться в ученых?

Тогда нам нужна специальная одежда. Прошу вас, одевайтесь.

( Дети надевают халаты, шапочки.)

Ребята , а как вы думаете зачем нужны халаты?

Ответы детей .

Воспитатель: Теперь вы и я  исследователи, мы с вами  будем заниматься одним делом – значит мы коллеги.

Коллеги , напомните мне, куда Боги спрятали здоровье ?( ответы детей)

Правильно.

Значит мы с вами должны изучить человека?

Для этого нам необходимо его нарисовать .Помогите, мне пожалуйста .

Рисование схемы человека

( Воспитатель  и дети обводят контур одного ребенка , лежащего на большом листе бумаги.)

Вот наш человек . Давайте дадим ему имя .( дети придумывают имя)

На примере схемы человека мы сможем узнать о некоторых наших органах.

Как вы считаете, какой орган человека самый главный ?

А кто управляет всем нашим организмом?

Так его можно считать главнокомандующим всего организма, командиром?

Коллеги, головной мозг – самый главный наш орган  , без которого мы не можем жить

Как вы думаете, где в  вашем  организме находится  головной мозг? Почему , вы так считаете?

Кто знает, как выглядит головной мозг?

Коллеги,  обратите внимание на картинки на магнитной доске и выберите с изображением головного мозга .

Покажите

Коллега, поместите рисунок на схему .

Уважаемы коллеги , вот теперь мы с вами в настоящей лаборатории , у нас есть специальное оборудование , специальная одежда , приборы. Мы можем приступать к исследованию

Дети садятся за стол , где стоит контейнер.

Воспитатель мы с вами  сейчас приготовимся к серьезному изучению. Возьмите  лупы  и  пакетики .Коллеги будьте предельно внимательны и осторожны с материалами .

Работа по изучению формы и строения  мозга на примере грецкого ореха

Вопросы:

Посмотрите, что пред вами?

На что похож орех?

Посмотрите на ядрышко ореха. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно. Что вы видите?

Какая у ядра ореха поверхность ?

Обратите внимание на извилистые спутанные морщинки. Они называются –бороздками  коры головного мозга .

Работа в парах

Задание1.

Посмотрите , одинаковые ли у вас бороздки

( да похожие, но не одинаковые)

Дети делают вывод.

Воспитатель

Да все правильно.

Вот  так же извилины  мозга одного человека отличны от  другого.

Задание 2

Спрячьте орех в скорлупу.

Надежно ли защищено ядрышко?

Дети делают вывод.

Воспитатель:

Вот так  и у человека мозг надежно спрятан в черепной коробке.

А знаете какой секрет   у нашего мозга?

Хотите я вам его открою?

У нашего командира мозга –  есть память . Он может запомнить   на долгие   , долгие годы множество  запахов  цветов, картин, звуков, и никогда их не забывать.

А  как вы думаете, какие органы чувств  помогают ему все это запомнить.?

Они помогают ему  познать, почувствовать окружающий мир  и поэтому  мы их называем органами чувств.

Сейчас вы узнаете какой орган чувств  мы будем изучать .

На ночь 2 оконца сами закрываются , а с восходом солнца  сами открываются .

( глаза)

Открывается (схема ), обращают  внимание на схему .

Да, в этой лаборатории  мы  будем изучать  глаза .

Глаза – один из ценнейших органов человека

Как считает Дима, для чего нужны глаза?

Правильно, глазами мы видим мир . Благодаря глазам мы получаем  почти всю информацию  об окружающем мире

Посмотрите друг другу в глаза

Что вы видите?

 Этот кружок назвали радужной оболочкой 

Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки?

 А черная точка посредине – это зрачок . Через него лучи света попадают внутрь и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

Коллеги , что бы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

 Я уверена вы об этом знаете . Как же необходимо заботиться о глазах.?

 Правила:

-нельзя тереть глаза руками

-нельзя близко и долго смотреть телевизор или играть в компьютер

-нужно беречь от колющих и режущих предметов, попадания пыли.

-нужно тренировать глаза , делать упражнения

-нужно больше играть на свежем воздухе

Давайте изобразим эти правила  в виде пиктограмм

Работа с пиктограммами с объяснением детьми

Воспитатель :

Коллеги , предлагаю передать эти рисунки другим ребятам чтобы они, тоже не забывали заботиться о своих глазах.

Глаза надо не только защищать , но и ухаживать за ними.

Глазам , как и нам нужно заниматься  гимнастикой , она называется

Гимнастика для глаз.

Предлагаю вам коллеги, отдохнуть и расслабиться , выполнив ее со мной

Смотрят вдаль мои глаза ,

 Возвращаются назад

 А теперь смотрю на нос .

 Чтобы длинным он не рос ,

 Вверх смотрю теперь глазами –

 Вижу солнце с облаками.

 Широко смотрю вокруг –

 Обвожу глазами круг.

 Влево, вправо посмотрю

 И опять все повторю .

А сейчас , коллеги,  мы узнаем что же полезно есть для того чтобы наши глаза  были здоровыми   из необычного рисунка.

Чтение  стихотворения по пиктограмме.

Что полезно есть для глаз?

Расскажу я вам сейчас.

Не ищите далеко черный хлеб и молоко,

Мясо , рыбу и горох,

Геркулес совсем не плох

Летом -семечки, морковку,

Фрукты , ягоды подряд

Облепиху, виноград  и бананы и брусника и особенно черника.

Молодцы все запомнили необходимые и полезные продукты для сохранения и укрепления зрения

А теперь, я предлагаю вам отдохнуть .

Дети в кругу.

Воспитатель :

Маша слушает в лесу  , как кричат кукушки

А для этого нужны нашей Маше ушки

Для чего вам нужны уши?

Слух это очень большая ценность .

Для того чтобы у вас был хороший слух предлагаю выполнить массаж ушей.

Дети выполняют самомассаж с произнесением текста:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу

Подойди ко мне дружок и скорей садись   кружок.

Ушки ты свои  найди и скорее покажи

 Ловко с ними мы играем.

Вот так хлопаем ушами

А сейчас все тянем вниз .

Ушко, ты не отвались

А потом, потом, потом,

Покрутили козелком

Ушко , кажется , замерзло

Отогреть его как можно

1,2, вот  и кончилась игра

А раз кончилась игра

наступила тишина .

  А пока мы в тишине находились

 У меня на столе появились .

Коллеги обратите внимание , что же здесь находится

( разные предметы , а также ватные палочки)

Выберите предметы , которыми можно чистить вам уши

( дети выбирают. )

Помогите , тому кто сделал неправильный выбор и объясните  почему  он сделал не так.

 А кто знает как правильно чистить уши?

( осторожно, не торопясь, не глубоко вводя ватную палочку)

Плач и появление Куклы .

Воспитатель :

Что же случилось7

Кто плачет?

Кукла Катя жалуется , что у не сильно болят уши

 Расскажем о правилах ухода за ушами:

 Нужно уши защищать от шума и пыли

 Не ковырять в ушах.

 Не допускать попадания воды во время купания

 Не сморкаться сильно.

 Не простужать уши.

  Если заболели уши – обязательно обратиться к врачу

 Игра – упражнение «Почистим уши кукле Кате»

Я надеюсь, что Катя больше не будет страдать от боли .потому что она знает как нужно беречь свои ушки.

Ребята,  Уши-  очень важный орган  и если он будет болен , то мы не сможем многого узнать .

( Обращаясь к кукле) оставайся снами и ты узнаешь еще много интересного .

Ну что коллеги , наверное ,нам пора вернуться в нашу лабораторию .

 А что мы там будем изучать  Вы мне сейчас подскажете сами.

Дети садятся за стол

Нос полезнейшая штука

Не грозит нам с носом скука?

Можно мерить нос в длину

Высоту и ширину.

О чем же шла речь?

Вы согласны со мной , что носы бывают разные?

Вспомните сказочных героев с особенными Носами.

Какие и у кого  они ?

Дети называют ( Баба яга , Карлик нос, Буратино)

А какие носы бывают у людей?

( длинные, коротенькие, пуговкой, с горбинкой………)

И все они имеют  одно свойство – определять запахи , а чтобы в этом убедиться мы проведем эксперимент .

 Эксперимент

Достаньте баночку с номером 1 .

Определите , не открывая ее , что там находится .

Что вы сделаете?

А теперь проверьте себя , откройте и посмотрите .

А что  в баночке под номером 2.

Молодцы справились с заданием .

Запах из какой баночки  вам  понравился больше?

Он был резкий или еле уловимый?

Какие запахи бывают?

А может ли запах предупредит человека об опасности?

Как ?

 Ответы детей

Коллеги , мы с вами выяснили, что нос тоже является важным органом , который нам рассказывает о мире.

А как еще можно определить что за продукт, без помощи носа , глаз, рук ?

 Правильно. С помощью языка.

Игра «Определи на вкус»

Коллеги я предлагаю вам перекусить и отправиться в столовую .

Но есть одно условие мы будем пробовать на вкус что-то , крепко закрыв глаза и откроем их по моей команде.

Уверяю вас что здесь все съедобно и очень вкусно.

 

После того как дети попробовали воспитатель предлагает рассказать о том , что каждый съел.

Какой на вкус был ваш фрукт?

Что это было?

А что нельзя ни в коем случае пробовать  ?

Правильно .

Лекарства,  незнакомые жидкости.

Вот мы с вами и  сказали, что язык это тоже наш помощник в познании мира . Он орган вкуса.

Работа с картами

Ну что дорогие коллеги,  с какими  органами чувств   мы с вами сегодня познакомились?

Давайте сейчас на наших картах отметим  органы чувств .

Кружком – ухо

Овалом - глаз

прямоугольником –нос

Треугольником - язык

А что же осталось неотмеченным ?

Правильно,  рука-это тоже орган чувств, с помощью которого мы можем определить предметы на ощупь и это тоже наш помощник в познании того ,что нас окружает

Обведите их в квадрат.

Кто хочет  обозначить их на схеме? .

Ребенок обозначает.

Сегодня мы с вами убедились в важности каждого нашего органа чувств .

Назовите , какие органы чувств  нам помогали в нашем познании ?

Кто руководил действиями всех наших органов?

 Что сегодня нового вы узнали?

Что было самым интересным?

Молодцы . Мы все сегодня работали в команде ученых. И каждый был незаменим.

 Стихотворение  

Есть пять помощников на службе у тебя

Не замечая их, используешь шутя:

 Глаза тебе даны , чтоб видеть,

а уши служат чтобы слышать.

Язык во рту - чтоб вкус понять,

а носик- запах различать .

Руками можно все потрогать  и ни к чему твоя тревога

они всегда тебе помогут .

Сюрприз.

Я хочу подарить вам фрукт в котором содержится много витаминов , и он полезен для всех ваши органов . Угощение яблоками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...

Конспект комплексного занятия "Наши помощники- органы чувств"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области» Конспект  открытого комплексного занятия. Образовательная область...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в средней группе на тему: «Наши помощники-органы чувств»

] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить переда...

Конспект НОД на тему "Наши помощники - органы чувств" для среднего дошкольного возраста.

И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того...