Семинар – практикум « Психология детей и безопасность дорожного движения»
проект (старшая группа) на тему

Макарова Марина Александровна

Цель семинара: создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения.

 

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • расширить представление о безопасном поведении на улице и дороге;
  • способствовать формированию сознательного отношения к выполнению ПДД;
  • привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми;
  • закрепить полученные знания через инсценировку и игру.

Структура семинара:

  1. Теоретическая часть (информационный материал).
  2. Практическая часть (упражнение «Эмоциональный светофор», ситуации для анализа, тест «Грамотный пешеход», обсуждение).
  3. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologiya_detey_i_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniya.docx95.76 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

            детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»  

                                          Семинар – практикум

           « Психология детей и безопасность дорожного движения»

C:\Users\Марина\Desktop\Pravila.jpg

                                                                                                 Подготовила и провела:

                                                                                                 педагог-психолог    

                                                                                                  I кв. категории

                                                                                                  Макарова М.А.

   

                                                         Городской округ г.Выкса 2014г.

Цель семинара: создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • расширить представление о безопасном поведении на улице и дороге;
  • способствовать формированию сознательного отношения к выполнению ПДД;
  • привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми;
  • закрепить полученные знания через инсценировку и игру.

Структура семинара:

  1. Теоретическая часть (информационный материал).
  2. Практическая часть (упражнение «Эмоциональный светофор», ситуации для анализа, тест «Грамотный пешеход», обсуждение).
  3. Рекомендации родителям.

Участники: родители воспитанников (независимо от возраста последних).

Ведущий: педагог-психолог.



I. Теоретическая часть.
Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении. Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, особенно в городах, бывают слишком трудны для ребенка с учетом его психофизиологического развития. Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них.

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности. Обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов.

Другая негативная особенность психофизического развития детей -
трудность идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно-транспортной ситуации в лучшем случае не более двух-трех. Результаты опроса детей от 4 до 6 лет показали, что 54% четырехлетних, 45% пятилетних и 32% шестилетних уверены в возможности мгновенной остановки автомобиля в случае опасности.

Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Последние, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю дороги, начинают наблюдения. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их 5-6-летние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. За этой цифрой кроется непонимание родителями всей ответственности за поведение ребенка на дороге.

На детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Известен случай, когда 6-летняя девочка, которая хорошо знала, как следует переходить дорогу, и безошибочно отвечала на вопросы, касающиеся правил поведения на улице, увидев на противоположной стороне дороги воспитательницу, бросилась ей навстречу, и только благодаря своевременной реакции водителя удалось избежать ДТП.

Необходимо помнить, что
привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что находится за ним, формируется у детей незаметно еще в раннем возрасте. Играя, ребенок часто выбегает из-за углов, дверей, мебели - возникает опасный отрицательный навык, с которым маленький пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок перебегает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но такие действия не воспринимаются ребенком как ошибка, неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться, если на это не обратят внимания взрослые.

К сожалению, многие водители плохо представляют себе, как ребенок воспринимает дорожную ситуацию, когда он стоит на середине дороги. Привычка отступить, отшатнуться, отпрыгнуть, не поглядев заранее назад, свойственна детям, натренирована за годы детских игр в доме, во дворе, вдали от улицы. И бывает, что она незаметно для них самих срабатывает на дороге, т. е. там, где это смертельно опасно.

Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми. Одна из причин этого - то, что дети находятся под присмотром лиц старшего возраста, которые не в состоянии сдерживать их подвижность. Нельзя не учитывать также, что на остановках транспорта детям быстро надоедает стоять и ждать, они ищут себе забаву и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.

Есть особенности в восприятии ребенком потока машин. Водитель, который приближается к стоящим на разделительной линии детям, например, четвертым или пятым, воспринимает ситуацию менее опасной, чем водитель, приближающийся к ним первым: ведь дети стояли, пропуская транспорт, значит, будут стоять и дальше - и этот четвертый или пятый расслабляется. А для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина - трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу.

У детей очень распространено мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по "зебре" или о необходимости быстрого перехода дороги.
Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этих вопросах.

Известно, что
дети любят подражать взрослым. Взрослый - эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора - и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.
Детский дорожно-транспортный травматизм - это беда, часто горе, но ни в коем случае не стихия, и средства для предупреждения детского травматизма есть, испытанные и эффективные.

Рассмотрим общие рекомендации.

Рекомендации для предупреждения детского травматизма
1. Обучение и подготовку детей к самостоятельному участию в дорожном движении следует начинать в дошкольном возрасте. Уже 3-летний ребенок хорошо ходит и может наблюдать окружающую обстановку. Чтобы привлечь внимание ребенка к безопасности движения, нужно вызвать его интерес к этому вопросу. Дети рано начинают интересоваться автомобилями, запоминают названия марок, имеют игрушки-автомобили - все это надо использовать при обучении.
2. Правила движения детям необходимо объяснять на доступном и понятном им языке.
3. Следует помнить основные элементы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста:

  • систематический надзор;
  • обучение навыкам поведения на улице и личный пример родителей и других взрослых;
  • при объяснении правил поведения на дороге не стоит концентрировать внимание детей на ужасах, несчастных случаях: они должны понимать опасность, но не бояться, иначе чувство страха парализует ребенка.


Если в дорожно-транспортном происшествии гибнет человек -это всегда трагедия, но когда обрывается жизнь ребенка, то это не только огромная беда, но и вина взрослых. О взрослом в определенных случаях можно сказать, что его собственные действия стали причиной его гибели или увечья. О детях так не скажешь, даже если имело место нарушение правил дорожного движения. Ребенок не виноват, его взрослые не научили, не предупредили, не уберегли. И в ответе за это - в первую очередь родители.

Прежде, чем спросить малыша знает ли он правила дорожного движения, задайте этот вопрос себе, помня, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им. Чтобы быть ребенку надежной защитой, необходимо внимательно наблюдать за каждым его движением. Собираясь переходить улицу, выходить из автобуса, троллейбуса или такси надо крепко держать ребенка не за одежду, рукав, а только за руку. Первым из транспорта должен выходить взрослый.

Дети любят играть. А что если по пути поиграть с ним в "больших и маленьких"? Пусть он будет "большой", ведет через улицу «маленького» и учит, как надо идти, объясняет, почему нужно делать так, а не иначе. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения, полезно продолжить игру при помощи игрушечных автомобилей, автобусов, светофоров. Сюжеты игр можно придумать самим, также их могут подсказать правила дорожного движения. Необходимо приучать детей смотреть и слушать теле- и радиопередачи о безопасности на дорогах с обязательным их обсуждением.

В предупреждении дорожного травматизма большую роль играет развитие навыка правильной оценки расстояния до движущейся машины, скорости и направления ее движения. Более половины несчастных случаев с детьми происходит в обстановке, когда увидеть опасность они не могут, а спрогнозировать ее не умеют. Ребенок должен убедиться своими глазами, что за разными предметами на дороге часто скрываются опасности. Сам предмет, мешающий свободному обзору дороги, должен восприниматься как предостережение, напоминание о повышенной угрозе. Надо помнить и о том, что поле зрения у детей почти на 30% меньше, чему взрослых.

Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей - длительный процесс, и для этого необходимо использовать каждое совместное пребывание на дороге, давать конкретные уроки. Например, вы показываете ребенку, как один человек переходит улицу на перекрестке, другой стоит на остановке автобуса, и спрашиваете, где переход улицы опаснее. Ребенок может решить, что опаснее на перекрестке. Однако статистика говорит, что гораздо больше несчастных случаев происходит на остановке. Почему? У перекрестка все внимание сосредоточено, там все начеку. А на остановке, где стоит автобус, ситуация кажется пустяковой. Однако на самом деле он очень мешает обзору. А как обходить автобус? Объясните ребенку, что лучше его не обходить, а подождать, пока автобус отъедет, и переходить дорогу в установленном месте. Ребенок должен уяснить и уметь отвечать на такие вопросы: почему опасно перебегать улицу? чем опасна стоящая машина? чем опасны машины с прицепом? почему опасно ходить по улицам группами?

Какие же моменты наиболее сложны для детей, а потому опасны? Это слишком быстрый подъезд автомобилей к "зебре", плохой обзор на перекрестке, чересчур короткие фазы сигналов светофоров, а кроме того - правый поворот, разрешенный водителям одновременно с зеленым светом для пешеходов. В последней ситуации дети просто не ждут опасности, они смело доверяются светофору.



Чему же родителям надо научить своих детей:

  • переходить улицу под прямым углом там и тогда, где и когда это разрешено;
  • идти по улице шагом, а не бежать, не спешить;
  • уступать дорогу транспорту, не стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;
  • ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там, где нет тротуаров, - по левому краю дороги (обочине), т. е. навстречу движению транспорта;
  • понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;
  • пользоваться общественным транспортом.


Если в машине вместе с взрослыми находятся дети, специалисты по безопасности дорожного движения рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • детей до 12 лет перевозить только на заднем сидении, лучше на руках у взрослого пассажира. На остановках не оставлять их без присмотра, а если без этого нельзя, вынуть ключ зажигания, поставить машину на тормоз;
  • во время езды в автомобиле маленького ребенка нужно чем-нибудь занять, например, дать ему любимую игрушку;
  • в тех случаях, когда водителю часто приходится выезжать с ребенком одному, желательно установить еще одно зеркало заднего вида, позволяющее наблюдать за ребенком, не поворачивая головы.


II. Практическая часть. 

Примечание. Задания практической части в дальнейшем родители могут предложить своим детям.

1. Упражнение "Эмоциональный светофор"

Цель: развитие умения определить свое состояние и состояние окружающих людей на дороге.
Инструкция. Участники получают три картонных кружочка "Эмоциональный светофор": красный - злой, желтый - грустный, зеленый - радостный. Ведущий показывает иллюстрации с какой-либо дорожной ситуацией, например, пешеход перебегает улицу на красный свет. Задача участников - определить, какой «эмоциональный глаз» должен открыть светофор и поднять нужный кружок.

2. Ситуации для анализа

Инструкция. Участники обсуждают предлагаемые ситуации и предлагают выход из них.
1. Мама с сыном идет по улице. Мальчик видит на противоположной стороне папу и бросается к нему через дорогу. Вопрос: правильно ли сделал мальчик и как надо было поступить маме?
2. Мама идет с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребенка и подходит к ларьку. Вопрос: правильно ли поступила мама?
3. Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос: как надо поступить папе?
4. Буратино торопится в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Вопрос: что должен делать Буратино?
5. Буратино оказался в сказочной стране, где много машин, и совсем нет светофоров. Вопрос: где и как ему переходить дорогу?
6. Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил полицейский. Вопрос: как вы думаете, что он ей сказал? Почему он ее остановил?
7. Пешеход переходил проезжую часть улицы на зеленый свет. И вдруг зеленый огонек быстро заморгал и переключился на желтый. Вопрос: что должен делать пешеход в такой ситуации - идти вперед на противоположную сторону дороги или вернуться назад к тротуару?
8. Буратино гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжила движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов. Вопрос: как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора? Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет? Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

3. Опросник "Грамотный пешеход" 
Цель: выявление уровня собственных знаний по данной теме. Примечание. Результаты опросника не обрабатываются, а обсуждаются тут же на семинаре.

Бланк ответов

Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении своих детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте на вопросы, поставив галочку напротив правильного, на ваш взгляд, ответа.

1. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:
а) действую, как мне удобнее и быстрее;
б) стараюсь соблюдать;
в) всегда соблюдаю.

2. Как надо обходить транспорт на остановке:
а) автобус и троллейбус спереди;
б) автобус и троллейбус сзади;
в) трамвай спереди, автобус и троллейбус сзади;
г) свой вариант .

3. Стоящая машина для пешехода:
а) не опасна;
б) опасна;
в) опасна, если у машины включен двигатель.

4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:
а) посмотрю налево, пойду;
б) посмотрю направо, пойду;
в) свой вариант .

5. Вдоль дороги нет тротуара. В каком направлении должен идти пешеход:
а) навстречу движущемуся транспорту;
б) в том же направлении, что и движущийся транспорт;
в) свой вариант .

6. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:
а) с дошкольного, еще в детском саду;
б) в школе;
в) с 10 лет и старше.

7. Какой переход более безопасный:
а) "зебра";
б) подземный.

8. Как вы переходите нерегулируемую часть дороги, если спешите в детский сад:
а) там, где придется;
б) иду к светофору и прохожу там;
в) свой вариант .

9. Где можно кататься на велосипеде и самокате:
а) на специальной площадке;
б) на проезжей части;
в) свой вариант .

10. Как следует поступить, если при переходе дороги вы уронили какой-нибудь предмет:
а) поднять его;
б) продолжить движение;
в) свой вариант .

11. С кем может переходить проезжую часть дороги ребенок-дошкольник:
а) один;
б) со взрослым;
в) свой вариант .

12. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы:
а) по правой;
б) по левой;
в) свой вариант

13. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара:
а) спереди;
б) сзади;
в) свой вариант

14. Что обозначает желтый сигнал светофора для пешехода:
а) разрешает движение;
б) запрещает движение;
в) свой вариант

15. Обучение детей правилам безопасности на дороге - это задача:
а) ГИБДД и родителей;
б) ГИБДД и детского сада;
в) свой вариант

III. Рекомендации родителям по итогам семинара Слово ведущего: "Опыт разных стран показывает, что учить ребенка правильно переходить через улицу надо с самых ранних лет: не с пяти-шести, как это принято у нас, а гораздо раньше. Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми свидетельствует о том, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. И чем раньше, тем лучше. Давайте рассмотрим, чему и как учить детей".

Примечание. Далее ведущий зачитывает правила, каждое из которых отдельно обсуждается участниками круглого стола. Правила можно распечатать и в виде памятки раздать родителям.

Правило первое.
Выберите безопасное место для перехода. Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь. Помехи обзору (стоящие машины и люди, кусты, поворот дороги и др.) - причина более 60% несчастных случаев с детьми и более 40% - со взрослыми пешеходами.

Правило второе.
Перед переходом обязательно остановитесь. Необходимо приучить детей, склонных, не останавливаясь у края тротуара, перебегать дорогу, остановиться, прежде чем ступать на проезжую часть, и внимательно ее осмотреть. Стоять нужно, немного отступив от бордюра, - так, чтобы видеть приближение машин.

Правило третье.
Осмотритесь и прислушайтесь. Из каждых десяти пострадавших на дороге детей девять вовремя не заметили опасность. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Натренируйте ребенка учитывать, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на темном асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки. К тому же, в России водители часто пренебрегают правилом, предписывающим включать ближний свет фар в сумерки и во время дождя.
Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна. Учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Это дополнительная информация о приближающихся автомобилях. К тому же тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.

Правило четвертое.

Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта «ловушка» - причина 8% дорожно-транспортных происшествий с детьми. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в еще одну «ловушку» (6% общего числа пострадавших на дороге детей).

Правило пятое.
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.
Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.

Правило шестое.
Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется, стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.

Правило седьмое.

Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.
Составьте план маршрута, по которому поведете ребенка, например, в детский сад, отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите этим путем с вашим ребенком, чтобы он привык быть в этих местах осмотрительнее и осторожнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре - практикуме для воспитателей «Изучаем правила дорожного движения».

Цель:- повысить  уровень профессиональной компетентности педагогов;-  познакомить педагогов с  системой планирования  и формами организации образовательного процесса по изучению ПД...

Семинар – практикум для родителей по правилам дорожного движения в старшей группе. Тема : «Как обеспечить безопасность свою и своих детей на улицах города».

Семинар - практикум для родителей. Тема: "Как обеспечить безопасность свою и своих детей на улицах города"....

«Психология детей и безопасность дорожного движения»

Психология детей и безопасность дорожного движения....

Психология детей и безопасность дорожного движения

Ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности....