«Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с внедрением ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рангаева Александра Анатольевна

Одной из форм реализации физкультурно-оздоровительного направления  в соответствии с требованиями ФГОС является система дополнительной образовательной деятельности, создание необходимой здоровьесберегающей среды на основе взаимодействия  взрослого с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого  ребёнка.

В нашем образовательном учреждении организовано детское объединение «Здоровье» по профилактике нарушений осанки и  коррекции  плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, где реализуются поставленные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с внедрением ФГОС дошкольного образования»

Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования в соответствии с федеральным  образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать  двигательную  активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие детей в подвижных играх.

     В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Основной своей задачей мы считаем организацию здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

    Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

    Анализ физического развития  выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Значительно меньше дошкольников, чем это было в прежние годы, развивается в соответствии со своим календарным возрастом: их число за последнее время снизилось с 85 до 65%.Данные исследований легли в основу определения приоритетных направлений государственной политики в образовании. Поэтому важной задачей образовательных учреждений в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

  Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития детей. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Сохранить и улучшить здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.      

     Правильная осанка - правильное положение и нормальная деятельность внутренних органов и систем – это  залог крепкого здоровья ребенка

    Стопа человека играет как опорную (наружная часть), так и рессорную, амортизирующую (внутренняя часть) функцию, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении

    Наиболее распространенными и чаще всего встречающимися   отклонениями в состоянии здоровья детей являются нарушение осанки и плоскостопие

      Осмотр детей старшего дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении врачом - хирургом   выявил вышеназванные  нарушения опорно-двигательного аппарата, что побудило нас к поиску новых развивающих технологий, которые помогут исправить имеющие отклонения в развитии.

      В дошкольном возрасте нарушение осанки и деформация стопы, как правило, имеют функциональный характер и определяются в основном слабостью мышечного тонуса и связочного аппарата. Основным  средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, а также их профилактикой    являются  специальные игровые  физические упражнения. Данные упражнения требуют немного времени, а пользу приносят огромную: создают положительный эмоциональный настрой, воспитывают потребность в движении и формируют основные двигательные навыки, что очень важно для правильного развития ребенка. Кроме того, корригирующие игровые упражнения дисциплинируют, помогают стать сильным, крепким, ловким и выносливым, вырабатывают у детей собранность, умение преодолевать лень.

   Одной из форм реализации физкультурно-оздоровительного направления  в соответствии с требованиями ФГОС является система дополнительной образовательной деятельности, создание необходимой здоровьесберегающей среды на основе взаимодействия  взрослого с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого  ребёнка.

В нашем образовательном учреждении организовано детское объединение «Здоровье» по профилактике нарушений осанки и  коррекции  плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, где реализуются поставленные задачи.

    Для функционирования объединения была разработана программа, целью  которой является формирование потребности в здоровом образе жизни и укреплении здоровья детей в целом через игровые и здоровьесберегающие технологии.

Программа может использоваться в учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста педагогами и инструкторами по физкультуре.

Основными задачами данной программы являются:

1. Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

2. Профилактика и коррекция плоскостопия у дошкольников.

3. Формирование навыка сохранения правильной осанки в повседневной жизни: на занятиях, на прогулке, дома, во время самостоятельной игровой деятельности и т.д..

4. Развитие ориентировки в пространстве, двигательных качеств: координации, точности движений, ловкости, пластичности.

5. Укрепление костно-мышечного аппарата в целом.

6. Воспитание желания вести здоровый образ жизни и заниматься спортом каждый день.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом уровня их развития, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Структура программы «Здоровье»

Программа «Здоровье» состоит из трёх структурных блоков (модулей): диагностико-коррекционного, лечебно-оздоровительного и образовательно-просветительского.

 Дети на занятиях объединения занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие.

Главным средством решения задач по предупреждению и коррекции нарушений осанки являются  игровые упражнения, при выполнении которых активно работают мышцы - разгибатели спины, мышцы живота и верхнего плечевого пояса

 Взаимодействие педагога и детей в объединении  «Здоровье» ведётся с помощью форм и методов, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС содержательно насыщенна, вариативна, доступна и безопасна. Организация образовательного пространства оснащена  разнообразным  игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием.

Заключение:

Предложенная программа и систематическая работа по ней в условиях  внедрения ФГОС показали свою эффективность по профилактике  нарушений осанки и плоскостопия для детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате проведения коррекционно-развивающих  занятий с детьми с применением игровых и здоровьесберегающих технологий, на основании диагностических карт, осмотра врача – хирурга, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета, свода стопы и формировании правильной осанки.

Список литературы

  1. Егоров Б. Оздоровительно- воспитательная работа с ослабленными детьми / Дошкольное воспитание, 2001г.
  2. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009г.
  3. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.
  4. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
  6. Фонарев М.И.Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия...