"Лечебные травы" непосредственно образовательная деятельность, старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кошелькова Наталья Федоровна

Расширять знания детей о лечебных свойствах растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no3.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к лечебным травушкам»

(Старшая группа)

Программные задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах пользования.

Учить распознавать их по листьям, цветам.

Развивать мышление, вникая в смысл слов.

 Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям.

Предварительная работа: наблюдение за растениями, составление гербария,

заучивание стихов, загадывание загадок.

Ход занятия:

выхожу к детям в наряде  «бабушки – травницы», читаю стихотворение.

Лето теплое, лето красное!

Солнце доброе, солнце ясное! Соком полнится.

Зелена трава, собирать, сушить уж ее пора!
                 А вы травушку собирайте, да на зимушку припасайте!
                От болезни вас охранит она,
                Вам здоровья даст, силушки сполна!

Предлагаю отправиться в лес за травами.

(По группе расставлены картинки с изображением трав, закрытые от детей).

Читаю загадку про чистотел

Бородавки вырастают,

Средства есть,

Они все тают.

-Догадались, про какую травку эта загадка?

-Почему так назвали это растение?

-Да, чистотел помогает избавиться от бородавок, тело становится чистым,     лечит эта травка раны, ушибы, помогает, как болеутоляющее - попьешь такой  травки, и боль проходит, но только лечиться этой травой  надо осторожно, она очень ядовита. Полезны  у чистотела верхние части стебельков.

 -А это, что у нас за растение?

Загадка про крапиву

Растет зеленою стеной,

Её  обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

- Почему крапиву обходят стороной?

- Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты  витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. Листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

-А вот другая лечебная травка.

Загадка про одуванчик

Он сорняк, он цветок,

От болезней мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый…  

-Чем полезен одуванчик? 

Одуванчик полезен при болезнях желудка, придает силы, а еще из него делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.

Загадка про мяту

-Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен,

Листочки сорваны, помяты,

Что ты вдыхаешь?

Запах…

(Подношу детям коробочку с мятой, даю возможность почувствовать её запах)

-Чем полезна эта трава?

Эта ароматная травка снимает головные боли, успокаивает, помогает хорошо уснуть, вы ее встретите и в зубной пасте, и в жевательной резинке – ведь она не только ароматная, но и полезная.

- А это, что такое?

Загадка про  подорожник:

-Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

-Почему так назвали эту траву?

Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди  ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор, приложи  чистый листочек к ушибу, боль будет меньше,  если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

-Вот  еще одна травка нас дожидается, узнайте ее по запаху.

 ( Предлагаю  понюхать, почувствовать аромат ромашки).

 -Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях   печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

-Вот сколько целебных трав растет в лесу. Из них получают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от разных болезней. Лекарственные растения используют и при изготовлении зубных паст и лечебных кремов. Травы и цветы, собранные в лесу и в поле, долго не теряют лечебных свойств.

- Знаете, какие части лекарственных растений используют  для лечения?

- Давайте поиграем  в игру «Вершки – корешки».

Одуванчик – листья, цветы, корень.

Ромашка – цветы.

Крапива – листья.

Подорожник – листья.

Мята – листья.

Чистотел – стебель.

- Молодцы! Справились с заданием, но вот разбросал ветер растения,     перепутались все части, давайте попробуем их собрать.

Проводится игра «Собери растение».

-А все ли растения безопасны? Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?

-Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

-Собирать растения в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

-Нельзя собирать растения вблизи дорог, в парках, так как на листья, стебли растений оседает пыль, копоть.

- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
-
А перед тем, как закончить нашу прогулку по лесу, мы заглянем в «зеленую аптеку»

(перед детьми баночки  с травами: чистотел, мята, подорожник, ромашка, крапива, по несколько экземпляров).

Дети говорят, от какой боли они хотят  взять травку, находим  нужное растение.

-Что вам запомнилось с нашей

- С какими травами мы повстречались? Назовите их.

-

-Что вам запомнилось

- Помните, что главный доктор – это Природа, но чтобы травка помогла, надо обязательно знать, как ею пользоваться.

 

 

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно совместная образовательная деятельность старшей группы ОНР "До свидания, осень"

Занятие содержит в себе развивающие упражнения и игры, направленные на закрепление полученного музыкального материала...

Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности старшая группа.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы

Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника»  Сетка НОД старшая груп...