Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Кулагина Ирина Евгеньевна

я представляю материалы, которые могут  пригодиться педагогам для работы. Надеюсь, что этот раздел будет интересен и востребован.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulagina_sopr_slovo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы читаем:

 познание - это приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Дети – природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов воспитанников раннего возраста является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для ребенка раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Поэтому тема моей работы:  Развитие познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление с природой.

Следовательно, Основной задачей на 2012-2013 учебный год стала:

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста

А именно:

    Учить детей различать, узнавать, называть конкретные растения, животных, птиц;

  • Формировать представления о сезонных изменениях в природе;
  • Дать детям элементарные знания по уходу за растениями и животными;
  • Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;
  • Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;
  • Развивать память, мышление, внимание, речь;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • Воспитывать умение сопереживать;
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу в познании нового.

Работая по вышеназванной теме, я использовала следующее программно-методическое обеспечение:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  • Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №270 г. Нижнего Новгорода
  • «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Дрязгунова
  • «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

            Николаева С.М.

  • Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаева С.М.
  • «Знакомим дошкольника с миром животных» Золотова Е.И.

Так как в нашу группу пришли дети, ранее не посещавшие детский сад,  уровень их знаний  в образовательной области «Познание» я определила методом диагностических наблюдений.

Выше среднего уровня – 11% . Средний уровень – 55%   Ниже среднего – 34%

К развитию познавательных интересов у детей раннего возраста

я приступила, поставив перед собой следующие  задачи:

Образовательные:

  • Формировать первичные представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Познакомить с основными видами фруктов и овощей.
  • Формировать знания о потребностях растений и животных.
  • Формировать активный и пассивный словарь.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Развивать наблюдение, воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к природе.
  • Воспитывать общую культуру поведения в коллективе.

Я как воспитатель основное внимание уделяла адаптации детей к новым для них условиям детского сада. Чаще всего малыши трудно «отрываются» от дома, от самых близких людей. Поэтому моя задача — создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой.

Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой и забавной игрушки, но и другими способами, например общением с объектами природы.

Я брала за руку или обнимала малыша и вела его к уголку природы, в котором, не смотря на сентябрь, расцвела лилия. Аналогичным образом я успокаивала детей на прогулке, потому что когда мы  выходили на участок, ребятки искали глазами мам и начинали плакать. Чтобы отвлечь детей, я вела их к цветочной клумбе, к дереву, к кусту, к огороду. Ребятки постепенно успокаивались, а первые впечатления о природе оставались с ними. Рассматривая клумбу, я знакомила детей с понятием ЦВЕТЫ. Мы с ребятами искали на клумбе цветы: красные, желтые, большие, маленькие. И, конечно я учила детей ухаживать за цветочками. Например: поливать. Наблюдая за деревом, я объясняла ребяткам, что у дерева есть ствол, ветки, листья. Заодно мы продолжали учить цвета (листочки зеленые, желтые, красные), величину (листья большие и маленькие). Часто ребятки приносили мне понравившиеся им листочки, и к концу прогулки у нас получался красивый осенний букет. А чтобы дети научились различать дерево, куст и траву, мы играли в П\И « Раз, два, три, к (дереву, кусту, травке) беги». Так, с регулярных наблюдений, я приступила к  формированию первичных представлений детей о сезонных изменениях в природе. В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали внимание, память, воспитывали любознательность.

Познание  какого – либо  объекта  начинается  с  его  неоднократного  наблюдения  с  подключением  различных  анализаторов (потрогать,  понюхать,  и  т.д.). Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, утром приносили ягодку рябины любимому воспитателю. Стремились потрогать всё, что зеленеет на огороде. Осуществляя ежедневные наблюдения, я всем своим видом – речью, мимикой, жестом показывала детям, как я удивляюсь, радуюсь, восторгаюсь красотой природы. И ребятки  настраивались на положительные эмоции при общении с природой.

Наряду с элементарными понятиями о сезонных изменениях в природе, дети приобретали знания о цвете, форме.

Художественная литература - могучее действенное средство развития и воспитания детей. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. В начале учебного года в работе с детьми я использовала малые фольклорные формы (песенки, потешки, небольшие русские народные сказки).

С помощью книги дети с раннего возраста узнают о явлениях природы, о жизни растений и животных. Например, когда я знакомила ребят со временем года «Осень», прочитала им сказку «Репка», объяснила, что репка – овощ. И мы плавно перешли к рассматриванию иллюстраций овощей и фруктов, созревающих осенью.

 Как средство воспитания и обучения детей рассматривал иллюстрации К.Д. Ушинский, подчеркивая необходимость отражения в них познавательного и художественного начал.

Слушая и воспринимая книгу, ребенок  учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, я постепенно подвела ребят к следующим выводам: все, что растет на огороде – овощи, в саду – фрукты.

Изучение темы домашних животных я начала с прочтения детям сказки «Курочка Ряба» и рассматривания к ней иллюстраций. А потом объяснила, что у бабушки и дедушки кроме кур живут: корова, коза, лошадь и др. животные, которые называются домашние, потому что живут у дома. Животные, которые живут в лесу – дикие (вывод).

В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал. Как уже было сказано ранее, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. У детей развивается память, мышление, внимание, воображение.

Огромное  значение  в  работе  с  детьми   раннего  возраста  имеет  игра.  Я использую  разнообразные  игры:  дидактические,  подвижные  и  творческие.  В  них  дети  накапливают  чувственный  опыт,  творчески  осваивают  приобретённые  знания.

В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми,  что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета» дети познакомились с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления ребенка о свойствах и качествах растений, у него формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности.

Играя в дидактическую игру – вкладыши «Домашние животные», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки животных, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о дом. животных.  С помощью таких настольных игр как «Дары лета», «Соберем урожай»  дети учились узнавать отдельные признаки предметов, цвет, форму, группировать их по определенным качествам: овощи, фрукты.

Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, я давала им такую возможность, но в то же время привлекала детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе.

Определенные знания о природе дошкольники получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса детей, удовлетворение потребности ребенка в активных движениях, уточнение знаний о различных объектах и их свойствах (дождик идет \ не идет), развитие ориентировки в окружающем, умение слушать и выполнять движения в соответствии с требованиями. Игры я подбирала с учетом времени года, темы наблюдения. Я являлась одновременно и организатором, и участником игры. Поддерживала радостное настроение играющих.

Например, в подвижной игре «Солнышко и дождик», дети закрепляли знания о природных явлениях и приучались согласовывать свои действия с игрой и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Художественное творчество тесно связано с познанием окружающей нас природы.  Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм.

В Этапе активизации практической деятельности детей, опираясь на полученные знания и умения, я поставила перед собой следующие задачи

Образовательные:

  • Продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе
  • Закрепить знания детей о живой и неживой природе.
  • Продолжать обогащать активный и пассивный словарь

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать
  • Развивать любознательность, стремление к знаниям

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к оказанию помощи объектам живой природы
  • Воспитывать чувство прекрасного
  • Воспитывать активность в образовательной деятельности  

Поставленные задачи я решала через:

У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и познание природы. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, я сознательно развивала различные стороны его личности. Пробуждала интерес и желание познавать природное окружение, вызывала у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, указывала на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой. Зимой я продолжила формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. На слайде вы видите, как мы с ребятами рассматриваем то же дерево, что и осенью. Если вначале учебного года во время наблюдений  моя беседа с детьми была эмоциональным монологом, то зимой и весной мы вели с детьми активный диалог. Из чего я могу сделать вывод, что формирование активного и пассивного словаря у детей идет успешно.

Моя задача как педагога  - воспитывать интерес у детей к оказанию помощи объектам живой природы (в данном случае – птицам). Как вы видите на фото, зимой на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга у нас всегда висят несколько деревянных кормушек.

Каждый раз, выходя на прогулку, мы с детьми подкармливали птиц, рассматривали их, запоминали названия, цвет, величину, учились сравнивать разных птичек (воробей и ворона).

Весной я предлагала детям подставить лицо под солнечные лучи, чтобы ощутить как греет солнышко, обращала внимание ребят на появление зеленых листьев на деревьях и кустах, на зеленую травку, на распустившиеся цветы. И опять же, если осенью я называла детям основные цвета в природе (например: листочек желтый, красный, зелёный), то весной я была приятно удивлена, когда услышала от детей : а травка зеленая, вон желтый цветок.

В результате дети приобрели новые знания, умения и навыки,  у них развивается любознательность,  воспитывается доброта, душевная щедрость.

Красота зимней и весенней природы  вызывала  у  детей  глубокие,  неизгладимые  впечатления,  способствовала  развитию  эстетических  чувств.  Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Если осенью в НОД по худ творчеству моя помощь требовалась всем без исключения детям, то зимой, а потом и весной я была приятно удивлена активной позицией и проявлением самостоятельности ребят во время рисования и аппликации на зимнюю тематику.

Как говорилось ранее, Подвижные игры развивают у детей младшей группы скорость мышления, быстроту реакции, сообразительность. Особое удовольствие испытывают малыши, когда в П\И используются атрибуты: шапочки животных, мягкие игрушки, нагрудные знаки. Если на обучающем этапе я подбирала для детей П\И с примитивными правилами, то на этом слайде дети играют в П\И с более сложными правилами: в п\и «Белые снежинки» у ребят более творческий подход к выполнению действий по слову воспитателя. Ангелина часто спрашивает: А я красивая снежинка? Гриша постоянно утверждает: я далеко улетела. В п\и «Курица и цыплята» я заметила, что дети имитируют поведение цыплят (клюют зернышки, пьют водичку, машут крылышками), проговаривают вместе со мной слова игры.

Дидактические игры типа «Чей малыш», «Парочки» и др. помогли систематизировать знания о природе, о животных  и их потребностях. В процессе игр развиваются речь, логическое мышление, наблюдательность, совершенствуется мелкая моторика рук.

Дети очень любят опыты. В возрасте2-3-х лет это практически единственный способ познания мира. Главное достоинство опытнической деятельности заключается в том, что в процессе опытов:

 1. дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта

2. идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

3.  развивается речь ребенка

4. воспитывается активность в образовательной деятельности.

5. у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы: опыты с водой. Опускали предметы в чистую воду и в цветную водичку. В прозрачной воде предметы видно, а в цветной – нет. Знакомство детей с таким свойством воды как прозрачность.

Цветную водичку разливали в формочки, замораживали, цветными льдинками украшали участок.

Приносили с улицы снег, наблюдали за его таяньем при комнатной температуре.

Весной мы с детьми наблюдали за ветками, поставленными в вазу с водой. Я объясняла, что веточка живая, пьёт водичку,  и так как в группе теплее, чем на улице, то листочки на ней появятся быстрее, чем у веточек деревьев, которые остались на улице.

Ещё я с малышами  сажала л у к.

Объясняла детям, что земля мягкая, рыхлая, давала время рассмотреть луковицу. Далее мы с детьми поливали лук, наблюдали как он растет. Во время опытов с водой я продолжала формировать у детей наблюдательность, любознательность.

Во время посадки лука и наблюдения за его ростом у детей закреплялись знания о потребностях растений.

Музыка в раннем возрасте для детей является игрой. Ребенку намного интереснее вообразить себя осенним листочком или нарядной белой снежинкой под соответствующее музыкальное сопровождение.  Красота  природы  вместе с музыкой вызывает  у  детей  глубокие  переживания,  неизгладимые  впечатления,  способствует  развитию  эстетических  чувств.  

Инструктор по физической культуре дает детям задания, например: идем к Мишке, как медвежата,  побуждает детей на основе ранее приобретенных в группе знаний о медведях, учиться ходьбе вразвалочку.  

Так как большую роль в развитии познавательной активности детей играют родители, то я стараюсь привлекать к работе и их. Осенью было проведено родительское собрание, в течение учебного года я проводила индивидуальные консультации. В уголке для родителей я размещала рекомендации по воспитанию у детей познавательных интересов.

Мама Гриши С. сделала для ребят нашей группы такой подарок: картины из соленого теста: 1 – «Осень наступила», 2- «Зимний хоровод». 3,4,5-  серию картин  об овощах и фруктах «Что растет на грядке», «Девочка Весна».

Я предложила родителям собрать совместно с детьми природный материал, смастерить поделки для осенней выставки семейного творчества. А для зимней выставки (Мастерская Деда Мороза) родители принесли поделки из бросового материала. Весной я была приятно удивлена, когда в начале марта  родители принесли поделки для весенней выставки семейного творчества.

Результаты работы.

  • У  детей  повысился  уровень знаний  о живой и неживой природе.
  • Воспитанники проявляют  интерес  и  эмоционально  выражают  своё  отношение  к  животным,  птицам.
  • Сформированы первичные представления детей о сезонных изменениях в природе (осень, зима, весна).
  • Дети проявляют активность в образовательной деятельности.
  •  Научились сравнивать и анализировать.
  • Обогатился активный и пассивный словарь дошкольников.

Перспективы работы:

  • Продолжать работу по формированию представлений о сезонных изменениях в природе
  • Наладить тесное сотрудничество со специалистами детского сада по познавательному развитию
  • Продолжать работу по привлечению родителей к развитию познавательной активности детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях....

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....

«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»

В представленном материале предложен примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования,  предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...

"Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания как фактор повышения качества образования в ДОУ"

Ранний   возраст   —   возраст   становления   и   развития   наиболее   общих   способностей, которые п...