«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
презентация к занятию (средняя группа) на тему

Каверина Светлана Валерьевна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 

Слайд №1

         Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

         Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей.  Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.     

      Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому для меня важно было создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств. Анализ состояния здоровья детей и их представлений о здоровом образе жизни стал основой для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора содержания обучения и воспитания с учетом их индивидуальных особенностей.

 

Слайд № 2

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.

 

Слайд № 3

Цель:

—  Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем.

Задачи:

—  Сформировать навыки  здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

—  Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

—  Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

—  Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

 

Слайд № 4

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

—  Уроки здоровья

—   Игры и игровые ситуации

—   Беседы

—  Театрализованные представления

—  Чтение художественной литературы

—  Продуктивная деятельность

—  Физкультурные досуги,  праздники

 

Слайд № 5

         Занятия из серии « Здоровье » могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

        Ежемесячно, начиная с младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия я использую  динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах и самостоятельной и совместной деятельности детей.

Игровая деятельность

Навыки здорового образа жизни закрепляю в:

·        дидактических:

·        подвижных:

·        сюжетно-ролевых играх:

·        упражнениях, в повседневной жизни.

       Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

      Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных, навыков, использую настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился».

      Организую вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники- глаза» и т.д.

      Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. «Составь режим дня», «Составь классификацию» (разложи, объедини).

      В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляю навыки здоровьеформирования.

 

Слад № 6   Физкультурные досуги и праздники

          Дни здоровья, досуги и развлечения  являются хорошей основой для  развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.  

На фото: зимний праздник «Олимпиада 2014 г.», спортивный праздник «Королевство волшебных мячей», развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Праздники проводятся на участке детского сада, совместно с родителями, сказочными персонажами.

В своей работе по формированию ЗОЖ у детей я использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

 

·         Утренняя гимнастика;

·        Физкультурные занятия;

·        Пальчиковая гимнастика;

·        Дыхательная гимнастика;

·        Точечный массаж, самомассаж;

·                    динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей  (комплексы физкультминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз»)

·        подвижные и спортивные игры  - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

·        динамическая гимнастика (бодрящая). Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, дорожкам «здоровья»

·        гимнастика корригирующая;

·        гимнастика  ортопедическая;

·        релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

 

Сдайд № 7

     «Бодрящая гимнастика после дневного сна» - эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую  ежедневно использую  в работе с детьми.  Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя.  После этих  упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Слайд № 8

Система закаливания и оздоровления.

         Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

         утреннее умывание; соблюдение температурного режима в течение дня,  правильная организация прогулки и её длительность,  соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;  облегчённая одежда для детей в д/саду,  сон с обнаженным торсом;  дыхательная гимнастика после сна; мытьё прохладной водой рук по локоть; комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке здоровья (тактильные дорожки); мытье рук перед едой; полоскание полости рта;  босохождение; сон при открытых форточках в теплый период года, воздушно-солнечные ванны; проветривание помещений.

          

Слайд № 9 Психологические мероприятия в работе с детьми

·          Технологии музыкального воздействия.

Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости. Взаимодействуя с музыкальным руководителем, проводятся музыкальные занятия  с использованием технологий здоровьесбережения.

·        Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

·        Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе  снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

·        Психогимнастика.

·        Минуты созерцания

·        Минуты вхождения в день

·        Элементы релаксации

 

Слайд № 10

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МАДОУ

—  технологии профилактики заболеваний,

—  углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

—   отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

—  реабилитация соматического состояния здоровья,

—  противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

—  витамино - профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов),

—  санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ.

 

Слайд № 11

Принципы организации питания

—  Выполнение режима питания;

—  Гигиена приёма пищи;

—   Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

—  Эстетика организации питания (сервировка);

—  Индивидуальный подход к детям во время питания;

—  Правильность расстановки мебели.

 

Слайд № 12

Учебно-воспитательная среда, созданная в каждой возрастной группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Созданные в группах спортивные уголоки, включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры: грецкие орехи, шишки;  тренажёры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, пёрышки), коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, картотеки и алгоритмы подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта», книги валеологического содержания, пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи, фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе,    помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции.  У детей проявляется интерес к своему здоровью.

 Дети самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

 

Слайд № 13

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МАДОУ:

—  Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых

—  Семинары-тренинги

—  Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка»,

    «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада»

—   Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня».

—  Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

 

       Слайд  № 14

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Ежегодно проводится анкетирование родителей «Формирование здорового образа жизни в семье».

Проанализировав ответы родителей, можно сделать следующие выводы:

ü 61 % - родителей особое внимание уделяют соблюдению режима, физкультурным занятиям, заботясь о здоровье ребенка;

ü Только 30% родителей приветствуют закаливающие мероприятия;

ü 93 % родителей нуждаются в помощи детского сада по вопросам воспитания детей.

Слайд № 15

Взаимодействие МАДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

—  информационные стенды медицинских работников

о медицинской профилактической работе с детьми;

—   рекламные буклеты;

—  анкетирование

—  тематические выставки

—  библиотека здоровья

—   информационные уголки здоровья

—  консультации, беседы с родителями

—  по вопросам здоровье сбережения.

—  встречи «за круглым столом»

—  родительские собрания

—  дни открытых дверей, дни и недели здоровья.

 

Слайд № 16

Результаты работы.

—  Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

—  У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств,  для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

—   У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

 

Слайд № 17

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы!

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Каверина Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Радуга» 2014 год

Слайд 2

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель : Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Задачи: Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом; Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей; Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье; Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.

Слайд 4

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. Уроки здоровья Игры и игровые ситуации Беседы Театрализованные представления Чтение художественной литературы Продуктивная деятельность Физкультурные досуги, праздники

Слайд 5

«Уроки «Здоровья» «Игровая деятельность»

Слайд 6

Физкультурные досуги и праздники Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Слайд 7

Здоровьесберегающие образовательные технологии утренняя гимнастика; физкультурные занятия; точечный массаж, самомассаж; гимнастика пальчиковая гимнастика дыхательная динамические паузы; подвижные и спортивные игры; динамическая гимнастика(бодрящая); гимнастика корригирующая; гимнастика ортопедическая; релаксация.

Слайд 8

« Бодрящая гимнастика после дневного сна» « Система закаливания и оздоровления»

Слайд 9

Психологические мероприятия в работе с детьми Технология музыкального воздействия Сказкотерапия Технология воздействия цветом Психогимнастика Минуты созерцания Минуты вхождения в день

Слайд 10

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МАДОУ технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов), санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ.

Слайд 11

Принципы организации питания Выполнение режима питания; Гигиена приёма пищи; Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; Эстетика организации питания (сервировка); Индивидуальный подход к детям во время питания; Правильность расстановки мебели.

Слайд 12

Физкультурные уголки и «уголки здоровья»

Слайд 13

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МАДОУ: Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых Семинары-тренинги Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка», «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада» Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня». Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.

Слайд 14

Результаты анкетирования родителей 61 % - родителей особое внимание уделяют соблюдению режима, физкультурным занятиям, заботясь о здоровье ребенка; Только 30% родителей приветствуют закаливающие мероприятия; 93 % родителей нуждаются в помощи детского сада по вопросам воспитания детей

Слайд 15

Взаимодействие МАДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми; рекламные буклеты; анкетирование тематические выставки библиотека здоровья информационные уголки здоровья консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. встречи «за круглым столом» родительские собрания дни открытых дверей, дни и недели здоровья.

Слайд 16

Результаты работы. Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

О роли педагога в формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности....

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"....

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Их виды, время проведения в режиме дняи особенностиметодики проведения....

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)

Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...