роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Яворская Татьяна Николаевна

народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

в данном материале подобраны народные игры, считалки, потешки, которые помогут педагогам в проведении подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnyh_igr.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное  дошкольное

                                                Образовательное учреждение

                                                Детский сад

                                                Комбинированного вида№12

                                                Муниципального образования

                                                Города – курорта Анапа.

                                                Инструктор по физической культуре

                                                Яворская Татьяна Николаевна.

Роль  народных  подвижных  игр  в  физическом  развитии

Детей  дошкольного  возраста.

                                                          «Игры – путь детей к познанию мира, в котором они

                                                          Живут и который призваны изменить».

                                                                                            М. Горький.

Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью, обусловленной возрастными анатомическими особенностями, связанными с окостенением  позвоночника. Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх, регулируя нагрузку на организм.

Исследования ученых показали, что двигательную активность, влияющую на здоровье и жизнедеятельность человека, необходимо прививать в раннем детском возрасте, формируя одновременно физическую и умственную активность, укрепляя здоровье. Именно развитость движений  может служить показателем нервно – психического развития детей дошкольного возраста.

По своей природе игра многофункциональна, оказывает разностороннее влияние на детей и способствует развитию гармоничной личности.

Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижных игр, наряду с физическим развитием, проявляется их большое воспитательное значение.

У детей развиваются сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, вырабатывается инициатива и самостоятельность, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать всё для общей победы команды.

Игры разных народов позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания и идейной направленности.

Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению и  развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно – историческим её развитием, своеобразием быта, культуры, традиций.

В принципе, многие национальные игры по своим правилам и содержанию напоминают  нам уже хорошо известные игры, но они имеют другие названия  и несколько видоизменены. Это связано с тем, что любая игра, попадая в иную среду, в зависимости от условий бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Каждый народ вносит в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характер данного народа. Например: армянская народная игра «Пастух», очень похожа на русскую народную игру «Волк во рву». А грузинская народная игра «Снятие шапки», на белорусскую народную игру «Посадка картофеля».

Большая часть народных подвижных игр направлена на общее физическое развитие детей. Основным содержанием игр являются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Кроме  этого  особое внимание уделялось уровню развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции.

Во время традиционных народных обрядов (свадьба, праздник урожая, проводы на военную службу и др.) всегда устраивались игры и состязания, связанные с проявлением ловкости, сообразительности, поднятия духа и других качеств, необходимых в жизни.

Народные  игры  актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютеризированный век. Дети с  удовольствиеим  принимают в них участие. Педагогическая ценность этих игр ещё и в том, что в них много шуток, доброжелательного юмора. Умная, увлекательная игра может оказать большее воспитательное влияние,  чем длительные и монотонные словесные замечания. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

Во многих играх важная роль отводится  водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Поэтому  желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Выбор первого водящего может сразу создать ту или иную атмосферу начала игры и влиять на весь её ход. Для выбора водящего могут служить переходящие из поколения в поколение считалки, когда на каждого играющего приходится по одному слову:  на кого выпало последнее слово – тому и водить. Также можно использовать существующие наравне со считалкой жеребьевки, особенно при разделении детей на команды, когда каждому ребенку задается вопрос: например красное яблочко или золотое блюдечко? Ниточка или иголочка? Вершки или корешки?

Но еще до начала подвижной игры и проведения считалок необходимо определить цель каждой игры, её длительность и величину физической нагрузки, выпадающей на ребенка в процессе игры. Народные игры должны быть общедоступными и увлекательными как по своему содержанию, так и по форме, но никак не утомительными для ребенка.

Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

Казачья народная игра  «Казаки и  казачки».

Задачи: знакомить  с народными играми казаков, с их традициями,  укладом жизни, направленными на воспитание терпения, ловкости, патриотического духа казаков.

Цель: развивать физические качества, внимание, выдержку, быстроту реакции.

Ход игры:  мальчики – казаки. Девочки – казачки.

Казаки строятся шеренгой и уходят.

Казачки не спеша идут за ними, при этом пританцовывают, воображают, кривляются со словами:

Казаки ушли в поход

А казачки у ворот

Завертелись, закружились

«Гопака» плясать пустились.

Казаки резко поворачиваются:

Что за шум тут? Что за гам?

Ну – ка быстро по домам!

После этих слов «казачки» разбегаются, «казаки» - догоняют.

Правила игры: девочки не убегают, а мальчики не догоняют, пока не произнесены  последние слова.

Кубанская частушка:    Топ, топ гопачек

Вышел в круг казачек.

Вин ногой туды  – сюды

Тай отправился к соби.

Грузинская  народная  игра  «Снятие  шапки».

                       (Кудис агеба).

Задачи: знакомить детей с народными играми жителей Кавказа, отличающихся своими  острыми  сюжетами, духом состязания.

Цели: воспитание коллективизма, чувства ответственности, а также ловкости, внимательности, укрепление мышц ног.

Ход игры.   На одном конце игровой площадки у стартовой линии на расстоянии

3 -4м. друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в землю втыкаются по 2 палки (или ставятся стойки высотой 1м.): ближние на расстоянии 2 – 3м, дальние – 7 – 8м. от стартовой линии. На дальние палки вешаются по одной шапке.

Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.

Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают на них шапки. После этого они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети не примут участие в игре.

Правила игры:

- дети делятся на команды с помощью жеребьевки например:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь  какого коня:

Сивого или златогривого?

- последний игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий

- если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.

Белорусская  народная  игра  «Михасик».

Задачи: знакомить детей с играми славянских народов, в которых отражены сельскохозяйственные сюжеты, культовые и бытовые  обряды.

Цели:  развитие ловкости, внимания, координации.

Ход игры:  для проведения игры  по кругу ставятся столько пар лаптей, сколько  участников. Ведущий произносит слова:

- Ты Михасик, не  зевай, лапоточки обувай, обувай! (Убирает одну пару лаптей).

После этих слов все участники подскоками, легким бегом, или шагом белорусской польки (игру можно проводить под музыку) движутся по кругу.

С окончанием музыки (или по сигналу) все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры:

- игроки обувают лапти только по сигналу (или по окончании музыки);

- двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

Считалка:        Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче,  дудочка, дуди:

Мы играем, ты – води.

Армянская народная игра «Пастух».

Задачи: знакомить детей с играми народов Кавказа. Через игру передавать национальные традиции.

Цель игры:         воспитание смелости, коллективизма;

Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: На игровой площадке чертится линия – ручеёк, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.

Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой.

Игра начинается сначала,  но меняются роли.

Правила  игры: волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»;

Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Армянская считалочка: Ала баланица (Алла – баловница)

Дус каданица! (Дуську боится).

Эй, гедеванчо! (Эй, где ты Ванька)

Раз капитанчо! (Разбуди Таньку)

Паланчо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста ».

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....

Роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения....

Роль русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчи...

Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном детстве у ребенка складывается определенный опыт двигательного творчества, которое является составной частью культуры движений. Наиболее эффективным средством развития двигательного творч...

Проект "Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

Народные подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебны...