Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
статья (старшая группа) на тему

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.

Формирование у детей представлений о ЗОЖ предусматривает организованную образовательную деятельность дошкольников, наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, изобразительную и театрализованную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры; рассказы педагога, беседы, объяснения; решение проблемных ситуаций, опыты, упражнения, предметно-практическую и продуктивную деятельность; оздоровительные и закаливающие мероприятия; детско-взрослую проектную деятельность и др.

Среди педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ, выделяются общие условия (необходимые и достаточные при работе со всеми детьми):

  • специальная подготовка педагогов, направленная на повышение уровня знаний по проблеме ЗОЖ и уровня педагогического мастерства;
  • работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ и улучшения социально-педагогических условий обеспечения здоровьесбережения детей в семье;
  • активизация участия родителей в совместной деятельности детей и взрослых при формировании ЗОЖ;
  • создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию указанных представлений;
  • привлекательность для дошкольников образовательного материала: он должен вызывать интерес и эмоциональный отклик, способствовать формированию ярких представлений о ЗОЖ;
  • обеспечение успешности становления представлений о ЗОЖ педагогическими средствами; частные условия: формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников;
  • формирование представлений о ЗОЖ, осуществляемое через доступные детям каждой категории виды деятельности в системе воспитательного и образовательного процессов;
  • реализация дифференцированный и личностно-ориентированный подхода к детям с учетом уровня сформированности у них познавательной деятельности и представлений о ЗОЖ;
  • взаимодействие педагогов образовательного учреждения при формировании у детей представлений о ЗОЖ;
  • специфические условия (определяются характерными особенностями развития дошкольников): учет состояния здоровья дошкольника и необходимости выполнения медицинских назначений;
  • учет потенциальных возможностей ребенка; сотрудничество педагогов и семьи;
  • включение ребенка в совместную со сверстниками и детско-взрослую продуктивную деятельность.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включает: Рациональный режим. Правильное питание. Рациональный двигательный активный режим. Закаливание организма.

Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней социальной и биологической среды.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Следующим этапом является создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого собирается и изучается учебно-методическая литература по теме, составляется проект оздоровительной - работы план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:

  1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч в корзину» и т. д.
  2.  В играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как зайчики». «Побежим тихо как мышки».
  3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.

К задачам работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  1. формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  2. воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  3. помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  4. развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  5. вырабатывать навыки правильной осанки;
  6. обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  7. развивать художественный интерес.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает:

  1. Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий: соблюдение правил санитарии и гигиены; организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей); поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
  2. Физические упражнения: утренняя гимнастика; физкультура; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры.
  3. Выполнение режима дня: Организация рационального питания: Закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны;
  4. Активный отдых: праздники, развлечения; дни здоровья; малая олимпиада; игры-забавы.
  5. Организация развивающей среды: физкультурный уголок; дидактические, настольные игры, альбомы; таблицы, модели на валеологическую тему.
  6. Работа с родителями: родительские собрания; беседы, консультации; анкетирование; письменные консультации («Уголок здоровья»).
  7. Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.
  8. Занятия по валеологии и ОБЖ.
  9. Чтение художественной литературы.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

Таким образом, приобщать детей к здоровому образу жизни следует с создания педагогических условий – с содержания и организации учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 2008. – 326 с.
  2. Бережков, Л.Ф. Итоги динамического изучения состояния здоровья детей и подростков школьного возраста [Текст] / Л.Ф. Бережков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. – С. 57-58
  3. Березин, И.П. Школа здоровья [Текст] / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев - М.: Владос, 2009. – 113 с.
  4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни [Текст] / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. – Выпуск 5. – Ростов н/Д, 2009. – С. 420-429.
  5. Гончарова Е. В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников [Текст] / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки. - 2007. - № 3 (25). - С. 159-168.
  6. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни [Текст] / С.И. Горчак // Социально-философские и медико-биологические проблемы. – 2009. – С. 19-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

"Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.

Роль элементов народной культуры,в формировании представлений удошкольников о здоровом образе жизни....

Консультация для воспитателей "Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни"

Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное и в тоже время хрупкое соз...

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий.

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается.  Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальны...

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...

Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решени...

Педагогический проект "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Реализация педагогического проекта "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"...