ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ПОСТРОЕНИЮ.
статья по теме

Тайсаева Кристина Анатольевна

                                                                                                                   Тайсаева К.А. Магистрант.

Кафедра менеджмента Северо-Осетинского Государственного Педагогического Института 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ПОСТРОЕНИЮ

Аннотация: В статье раскрывается понятие здоровьесберегающей среды и ее состояние в дошкольной организации, проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: Здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии.

Понятие «здоровьесбережение» прочно вошло и часто встречается в различных правовых актах управления в сфере образования и здравоохранения. В последнее время основные принципы «здоровьесбережения» и другие тесно связанные понятия стали входить в научно-исследовательский оборот при обсуждении проблем образования, воспитания, безопасности и медицинского обеспечения воспитанников образовательных учреждений. До недавнего времени не было выработано единого понятия о его содержании и структуре. Ситуация обострялась тем обстоятельством, что основное понятие «здоровье», от которого и образован термин «здоровьесбережение», не имело должной конкретизации, в связи с чем в современных отраслях знаний получало различное содержание (в социологии, медицине, праве, педагогике, психологии и др.). Сравнительно-правовое исследование понятия «здоровье», применяемое в нормах международного гуманитарного права, свидетельствует о том, что оно имеет более сложное строение, чем соответствующая категория действующего российского законодательства. Вступивший в силу закон «Об образовании» от 29 декабря 2014 года и федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» акцентируют свое внимание на охране здоровья детей и ответственности образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. 2.с.5 Однако, не смотря на то, что ценность здоровья и здорового образа жизни активно пропагандируется в обществе, существуют определенные требования СанПин, новые законопроекты и госстандарты, которые требуют более ответственного отношения к здоровью и его сбережению, в дошкольных учреждениях воплотить эти требования по разным причинам не позволяют существующие реалии современной жизни. Вот некоторые из них: - отсутствие программ и конкретных методических рекомендаций, основанных на возрастных и индивидуальных особенностях, а также физическом состоянии ребенка; - отсутствие, в полной мере, оснащенной спортивной базы для физического развития и укрепления здоровья; - отсутствие во многих семьях дополнительных материальных возможностей. Из-за отсутствия организованного здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, чаще всего здоровьем ребенка начинают заниматься тогда, когда уже появляются отклонения. Что касается нравственного, психического, социального здоровья, то этим показателям внимания уделяется еще меньше. В нашей стране ответственность за сохранение здоровья возложена на медицину. Однако медицина занимается, в основном, лечением конкретных заболеваний, а такие проблемы, как низкая рождаемость, высокая смертность от сердечнососудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, рост ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности, остаются значимым показателем низкого качества жизни российского населения. Началом решения этих проблем должна стать реализация целостной образовательной системы сохранения и укрепления здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, как основы «здоровьесбережения», т.к. осознание ценности здоровья и здорового образа жизни у ребенка не развито. На сегодняшний день важнейшими задачами, стоящими перед обществом являются оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни, начиная с раннего детства. Вследствие этого необходимо организовывать здоровьесберегающую среду в условиях дошкольной образовательной организации. 1.с.5 Укрепление и сохранение здоровья ребенка в дошкольном учреждении также зависит от правильно выстроенной деятельности педагога. Грамотно подобранные методики и психологически Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 09 (80) 2015г. Ч III 24 комфортный режим будут направлены на достижение поставленного результата. В группе здоровьесберегающая среда должна быть организована с учетом возрастных особенностей и потребностей детей, создана мобильная зона двигательной активности, направленная на развитие всех основных двигательных навыков. Доступно расположено, как стандартное, так и нестандартное, сделанное руками педагога, физкультурное оборудование. М.Д. Маханева утверждает, что использование нестандартных пособий привносит разнообразие и эффект новизны в любой вид дошкольной деятельности. Нестандартное оборудование вносит новые условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной активности. Двигательный режим в группе должен начинаться с утренней гимнастики, в которой необходимо использовать общеразвивающие и дыхательные упражнения, а психологически комфортная обстановка на занятии поможет в развитии и становлении всесторонне развитой личности ребенка. Этому также способствует правильно подобранное музыкальное оформление. 7. с.5 Для решения задач по здоровьесбережению и созданию здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации необходимо применять различные технологии: - Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемные ситуации, игротерапия, сказкотерапия, коммуникативные игры, самомассаж и точечный массаж, игровые занятия с использованием методической литературы и компьютерных технологий. - Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждающая, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая, создание краткосрочных и долгосрочных проектов в рамках системы «ребенок-педагог-родители», использование дидактических материалов по валеологии и безопасности жизнедеятельности, а также профилактике дорожно-транспортного травматизма. - Медико-профилактические технологии: лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа. 4.с.5 Таким образом, здоровьесберегающая среда – это комплекс социально-гигиенических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, социально-гигиенических, экологических, образовательных, системных мер, способствующих развитию психического и физического благополучия, комфортной морально-нравственной и бытовой среды в семье и детском саду. Тем не менее, проблема здоровьясбережения остается актуальной. Об этом свидетельствуют современные исследования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Тайсаева К.А. Магистрант.

Кафедра менеджмента Северо-Осетинского Государственного Института Педагогического

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ПОСТРОЕНИЮ

Аннотация: В статье раскрывается понятие здоровьесберегающей среды и ее состояние в дошкольной организации, проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: Здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающие технологии.

Понятие «здоровьесбережение» прочно вошло и часто встречается в различных правовых актах управления в сфере образования и здравоохранения. В последнее время основные принципы «здоровьесбережения» и другие тесно связанные понятия стали входить в научно-исследовательский оборот при обсуждении проблем образования, воспитания, безопасности и медицинского обеспечения воспитанников образовательных учреждений. До недавнего времени не было выработано единого понятия о его содержании и структуре. Ситуация обострялась тем обстоятельством, что основное понятие «здоровье», от которого и образован термин «здоровьесбережение», не имело должной конкретизации, в связи с чем в современных отраслях знаний получало различное содержание (в социологии, медицине, праве, педагогике, психологии и др.). Сравнительно-правовое исследование понятия «здоровье», применяемое в нормах международного гуманитарного права, свидетельствует о том, что оно имеет более сложное строение, чем соответствующая категория действующего российского законодательства. Вступивший в силу закон «Об образовании» от 29 декабря 2014 года и федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» акцентируют свое внимание на охране здоровья детей и ответственности образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. 2.с.5 Однако, не смотря на то, что ценность здоровья и здорового образа жизни активно пропагандируется в обществе, существуют определенные требования СанПин, новые законопроекты и госстандарты, которые требуют более ответственного отношения к здоровью и его сбережению, в дошкольных учреждениях воплотить эти требования по разным причинам не позволяют существующие реалии современной жизни. Вот некоторые из них: - отсутствие программ и конкретных методических рекомендаций, основанных на возрастных и индивидуальных особенностях, а также физическом состоянии ребенка; - отсутствие, в полной мере, оснащенной спортивной базы для физического развития и укрепления здоровья; - отсутствие во многих семьях дополнительных материальных возможностей. Из-за отсутствия организованного здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, чаще всего здоровьем ребенка начинают заниматься тогда, когда уже появляются отклонения. Что касается нравственного, психического, социального здоровья, то этим показателям внимания уделяется еще меньше. В нашей стране ответственность за сохранение здоровья возложена на медицину. Однако медицина занимается, в основном, лечением конкретных заболеваний, а такие проблемы, как низкая рождаемость, высокая смертность от сердечнососудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, рост ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности, остаются значимым показателем низкого качества жизни российского населения. Началом решения этих проблем должна стать реализация целостной образовательной системы сохранения и укрепления здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, как основы «здоровьесбережения», т.к. осознание ценности здоровья и здорового образа жизни у ребенка не развито. На сегодняшний день важнейшими задачами, стоящими перед обществом являются оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни, начиная с раннего детства. Вследствие этого необходимо организовывать здоровьесберегающую среду в условиях дошкольной образовательной организации. 1.с.5 Укрепление и сохранение здоровья ребенка в дошкольном учреждении также зависит от правильно выстроенной деятельности педагога. Грамотно подобранные методики и психологически Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 09 (80) 2015г. Ч III 24 комфортный режим будут направлены на достижение поставленного результата. В группе здоровьесберегающая среда должна быть организована с учетом возрастных особенностей и потребностей детей, создана мобильная зона двигательной активности, направленная на развитие всех основных двигательных навыков. Доступно расположено, как стандартное, так и нестандартное, сделанное руками педагога, физкультурное оборудование. М.Д. Маханева утверждает, что использование нестандартных пособий привносит разнообразие и эффект новизны в любой вид дошкольной деятельности. Нестандартное оборудование вносит новые условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной активности. Двигательный режим в группе должен начинаться с утренней гимнастики, в которой необходимо использовать общеразвивающие и дыхательные упражнения, а психологически комфортная обстановка на занятии поможет в развитии и становлении всесторонне развитой личности ребенка. Этому также способствует правильно подобранное музыкальное оформление. 7. с.5 Для решения задач по здоровьесбережению и созданию здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации необходимо применять различные технологии: - Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемные ситуации, игротерапия, сказкотерапия, коммуникативные игры, самомассаж и точечный массаж, игровые занятия с использованием методической литературы и компьютерных технологий. - Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждающая, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая, создание краткосрочных и долгосрочных проектов в рамках системы «ребенок-педагог-родители», использование дидактических материалов по валеологии и безопасности жизнедеятельности, а также профилактике дорожно-транспортного травматизма. - Медико-профилактические технологии: лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа. 4.с.5 Таким образом, здоровьесберегающая среда – это комплекс социально-гигиенических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, социально-гигиенических, экологических, образовательных, системных мер, способствующих развитию психического и физического благополучия, комфортной морально-нравственной и бытовой среды в семье и детском саду. Тем не менее, проблема здоровьясбережения остается актуальной. Об этом свидетельствуют современные исследования. Литература: 1. Статья по теме: Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ | Социальная сеть работников образования http: // nsportal.ru 2. Аналитический обзор нормативных правовых актов, регламент http: // rudocs.exdat.com 3. Программа развития «Школа – за здоровый образ жизни» (стр. 1) | Pandia.ru http: // pandia.ru 4. Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях - V Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2013 года) http://scienceforum.ru 5. Процесс освоения ценностей спортивной культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации http: // federalbook.ru 6. Материал на тему: Мое портфолио | Социальная сеть работников образования http: // nsportal.ru 7. Маханева М.Д. «Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ» М.Академия.-2011.-263с