Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.
статья (старшая группа) на тему

Марфина Елена Анатольевна

Здоровый образ жизни- это активная деятельность людей, направленная на сохранение  и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_vospitannikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Марфина Елена Анатольевна, воспитатель. МБДОУ детский сад № 9 «Малыш».

Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог  эффективной работы в детском саду.

                                                                     «Здоровый образ жизни – это активная      

                                                                                  деятельность людей, направленная    на

                                                                                  сохранение и укрепление здоровья».

                                                                                                                                    Б.Н.Чумаков
       
 Учитывая, что дошкольный возраст – это   период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования самооздоровления приведут к положительным результатам.

        Цель современного ОУ - подготовка детей к жизни. Каждый ребёнок должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей  педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

         Оздоровительная работа в ДОУ является равнозначной образовательно-воспитательной, а в ряде случаях доминирует, когда дело касается детей с устойчивыми нарушениями здоровья. Работа осуществляется через организацию закаливающих и оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду использую факторы внешней среды: двигательная активность на воздухе, воздушные ванны после сна, ходьба босиком, умывание прохладной водой, в летний период – ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой, солнечные ванны.

        Обязательным условием является соблюдение индивидуального подхода, состояние здоровья детей. Работа проводится под непосредственным постоянным контролем медицинской сестрой.

      На состояние здоровья детей оказывают неблагоприятные факторы: наследственность (болезни, курение, употребление алкогольных напитков);  климатические условия;

электронно-лучевое и «металлозвуковое» облучение детей; образ жизни (которое оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

       Учитывая, что дошкольный возраст – это   период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования самооздоровления приведут к положительным результатам.

       Задача  педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.  Комплексное использование таких средств, как  средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы позволяют решать задачи педагогики оздоровления.

      К средствам двигательной направленности относятся  движение, физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура,  подвижные игры, занятия оздоровительной физкультурой,  массаж, самомассаж,  психогимнастика и др.

       Использую оздоровительные силы природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

           К гигиеническим средствам относится: выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков  мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

          Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, проанализировав методы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, я выделила необходимые этапы работы для продуктивной познавательной деятельности  с учетом состояния здоровья детей и  особенностей их развития, интересов, склонностей.

1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий( соблюдение теплового режима; поддержание в помещениях чистоты; соблюдение нормативов освещенности в групповых комнатах; соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания).

2 этап - условия для здоровья на занятиях (санитарно-гигиенические условия  и условия, учитывающие физиологию человека, формирование правильной осанки; правильное размещение воспитанников при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д., физкультминутки; использование мебели, соответствующей росту воспитанников, морально-психологические)

3 этап - формирование социально-психологического климата в группе, отвечающего следующим требованиям (перспективность, оптимистичность, жизнерадостность, дух сотрудничества, уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности).

4 этап - изменение подходов к занятиям физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях (увеличение объема физической нагрузки на занятии за счет повышения плотности, моторности, динамичности,  работа над физическим развитием каждого ребёнка, скоростных, силовых качеств, выносливости, улучшение осанки).

5 этап - спортивно-массовая работа ( проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований, организация различных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и детей,  в течении дня играть в подвижные и спортивные игры).

6 этап - программа здоровья педагога, которая включает в себя творческую активность, поддержание благоприятного морально-психологического климата; организация здорового досуга.

7 этап - пропаганда здорового образа жизни ( формирование физиологии здоровья, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой).

8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: проведение медосмотров врачами, профилактика инфекционных заболеваний, обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9 этап - работа с родителями ( проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; включение родителей в воспитательный процесс; привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья).

          Итак,  я  могу сделать следующие выводы:

-Воспитание у детей  культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

-Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, что ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

        Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

          Для достижения гармонии с природой и самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Благодаря этому создается особая дружеская атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья, позволяет ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Важным результатом работы ДОУ является расширение знаний детей в вопросах сохранения здоровья и организации здорового образа жизни: формирование навыков применения способов оказания первой помощи, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья, увеличение посещаемости детьми ДОУ, снижение заболеваемости.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.

2.  Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

4. Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики.- Издательство «Учитель», 2011.

5. Оздоровительная работа в ДОУ /Под ред. Е.Ю.Александрова. - Издательство «Учитель», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Инфраструктура, образовательные стандарты и здоровье участников образовательного процесса.

Сохранение и укрепление здоровья детей становится основным критерием качества образовательного процесса. Эффективнгость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит о...

Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.

            Задача  педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и береж...

проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"

Проект по здоровьесбережению  дошкольников "Будь здоров!"...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".

Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....