«Наше тело»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по  валеологическому воспитанию

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_valeologiya.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Разработчик:  

воспитатель

 Кобец Ольга Григорьевна

2015 г.

Цель: - обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания, зрения. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.  

 

Образовательные задачи:

 

• Сформировать у детей анатомо - физиологические представления о строении носа, глаз  их  функциях.

• Дать понятие об особенностях обоняния у животных, птиц, рыб.

Развивающие задачи:

• Развивать устойчивое внимание.  

Воспитательные задачи:

• Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Используемые методы, технологии обучения:

1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, рассматривание, экспериментирование.

2. Информационно-коммуникационные технологии: (применение мультимедиа техники).

 

Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор, установка,  презентация.

Материал: картинки-схемы строения органов дыхания,  большое зеркало,  полиэтиленовые пакетики на каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

 

• У детей сформированы элементарные знания о строении и функциях носа, глаза.

• Дети имеют представления о необходимых факторах сохранения и укрепления здоровья.

Воспитатель:     Дети заходят в зал под музыку.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:    Ребята, скажите , что нужно для того чтобы человек всегда был в радостном настроении?  

Дети: Необходимо, чтобы он был здоров.  

Воспитатель:    Как вы понимаете, что такое здоровье?

 Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.

Воспитатель: Скажите, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье? Что  вы можете сами сделать для своего здоровья?

Дети: Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

 

 Сегодня ребята, мы с вами отправимся  на экскурсию в страну «Познай себя», где  узнаем много нового о своём теле, и о том,  как его беречь.

(Присаживайтесь, пожалуйста.)

 

Воспитатель:   Ребята давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека?  (Ответы детей)

Воспитатель: Каких частей тела у человека по два?

Дети: Две ноги, две руки, два уха, две брови….

Воспитатель: А каких частей по одной?

Дети: Одна голова, один рот, один нос, одно сердце

Воспитатель: А чего у человека много?

Дети: Много костей, много волос, много пальцев, много зубов.

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам загадку.

Загадка: Без него не учуять запах роз, что же это?   (Нос)

Воспитатель:    А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать.  

  1. Строение носа.

Воспитатель:  Давайте рассмотрим с вами схему носа, и вспомним его строение.

Мы  вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. - А что это за извилины? Это носовые ходы.

- Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.

-А что же это за волоски в носу? Они  задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в лёгкие.

Воспитатель: Совершенно верно.

- А что же ещё есть у нас в носу? – слизь или липучки. 

-Для чего они нужны? – К ним приклеиваются пыль и микробы и погибают. - Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.

 

Воспитатель: А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем? – воздух.

-А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)

-Давайте с вами вдохнём – куда попал воздух? (в нос)

-А затем куда он опустился? (в горло) – Да, а дальше? (в лёгкие) 

  1. Как мы дышим.

Воспитатель: 

Как называется воздух, который мы вдыхаем? (кислород), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ)

Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.

А сейчас мы узнаем, сколько помещается воздуха в ваши легкие при вдохе (раздаю шарики) – давайте представим, что это наши лёгкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в шарик.

 

Воспитатель: А теперь аккуратно закройте   нос и рот, и не дышите (5 сек) - что вы почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)

  1. Воздух для человека.

Воспитатель:  А теперь давайте порассуждаем с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении, где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно).  А как можно изменить эту ситуацию?

( Проветрить помещение)

  1. Обоняние.

 Воспитатель:  Ребята, нос нужен для того, чтобы дышать, а как вы думаете, для чего ещё нужен нос? (различать запахи, нюхать). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем).

Воспитатель: Есть запахи, которые нам нравятся, а есть, которые не нравятся. (Приятные и неприятные) 

Назовите мне запахи, которые вам нравятся? (называем).

А теперь те, которые не нравятся, вредные для нашего здоровья?  (называем, в том числе – дым).

Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.

 

Воспитатель:

В народе придумано много различных выражений о носе.

Скажите когда употребляют выражение?:

«Нос повесил».

«Водит за нос».

«Не суй нос в чужой огород».

Воспитатель:  А теперь скажите, какие правила гигиены и безопасности вы знаете, чтобы не болел нос?

Правила ухода за носом.

  • Каждое утро нужно очистить нос после сна: высморкать и вымыть.
  • Не ковырять в носу острыми предметами.
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
  • Нельзя сильно сморкаться.
  • Нужно пользоваться своим носовым платком.
  • При чихании закрывать рот.
  • Беречь нос от ушибов (При падении руки выставлять вперед, уклоняться от ударов в нос, запрещено бить друг друга в нос)

Скажите, а мы сами можем помочь нашему носу? (Можем). А чем? (Можно сделать массаж). Ребята,  от того как  дышит наш нос,  зависит  работа  наших  внутренних органов.   Желудок и кишечник будет в порядке, если  помассировать наш нос.  

     Самомассаж:

1. Нажимаем на кончик носа

2. Сгибаем носик вправо, влево, вверх, вниз.

3. Вращаем носик по часовой стрелки.

4. Ведём от основания носа к кончику.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в гости к обитателям природы.

  • Как вы думаете, есть у птиц нос?

У птиц есть ноздри, расположены они с двух сторон надклювья.

  • Скажите, зачем животным чувствовать запахи?

Чтобы чувствовать приближение добычи, опасности.

  • Чувствуют ли рыбы запахи?

Да у них тоже есть ноздри, с  помощью которых рыбы различают пищу, находят свою стаю, обнаруживают хищников. А знаете ли вы, что у осьминога нос находится на щупальцах, у морской звезды на кончиках лучей. Самый чувствительный нос у моли, а вот дельфины не различают запахи.

Физминутка

Воспитатель:  Ребята, продолжаем нашу экскурсию. Послушаем еще загадку.

Загадка: На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются  

Дети: Глаза.

 

Ребёнок:

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно. (Н. С. Орлова)

Воспитатель: для чего нам нужны глаза? (для того чтобы видеть, смотреть, различать предметы, глаза помогают передвигаться в нужном направлении.)

Воспитатель:  Сейчас мы с вами проведём эксперимент. Закройте все глаза и скажите, что вы сейчас видите? Почему вы ничего не видите?

Воспитатель:  Есть люди, которые ничего не видят или видят очень плохо, их называют слепыми и слабовидящими.

Как думаете, им хорошо живется. (Ответы детей). Они не видят красоту природы, не видят вокруг себя ничего, у них постоянная ночь в глазах.

Как думаете, а слепые люди умеют читать? (Ответы детей).

Да, они умеют читать по особенным книжкам, они читают руками по выпуклым буквам.

Воспитатель:

Дети, обратите внимание на изображение глаза. Какую  форму имеет  глаз? (Круглую)

Посмотрите друг другу в глаза, внутри глаза находится маленький кружочек, что это?  (Смотрят друг другу в глаза)

Это зрачок. Он всегда чёрного цвета. Если света много, то он маленький, а в темноте он становится большим.

 

Воспитатель: Как называется большой круг вокруг зрачка, что это?

Дети: Это радужная оболочка, она бывает разного цвета (посмотрите у кого какого цвета глаза голубые, коричневые, зелёные)

Воспитатель: 

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в углублениях – глазницах-домиках. Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием - веко. Когда появляется опасность для глаз, веки по приказу мозга быстро закрываются. Когда отдыхают, тоже закрываются.

Воспитатель: Что ещё есть на веках.

Дети: Ресницы.

Воспитатель:  

Для чего они? ( Для защиты глаза)

Воспитатель:  

На веках есть волоски и называются они ресницы, реснички-сестрички. Они защищают глаза от пыли, мусора, который может попасть в глаза.

Воспитатель:  Наши глаза всё видят, всё воспринимают и переживают.  

Ребята, ведь недаром говорят, что «Глаза – зеркало души». В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека добрый он или злой, правду он говорит или нет, передают эмоции человека.

Встаньте,  пожалуйста,  и  подойдите к   зеркалу,  покажите  

  1. Радость
  2. Грусть
  3. Злость
  4. Страх
  5. Интерес
  6. Стыд, вину

РАЗМИНКА  ТАНЕЦ

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о глазах и об их значении. А как вы думаете, что нужно делать и какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были всегда здоровы?

Дети:

-Нельзя читать лёжа в плохо освящённой комнате

-Смотреть на яркий свет

-Тереть глаза грязными руками

-Нужно оберегать глаза от ударов и острых предметов

-Для глаз полезно умываться чистой водой

-Смотреть телевизор не более 1 часа в день

Употреблять в  пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец, черника)

«Гимнастика для глаз».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам  выполнить гимнастику для глаз, для этого Вам необходимо  следить глазками за движущимся шаром.

Итак, сядьте удобно, внимание на экран.  

Воспитатель:  Замечательно, и в заключении наши ребята  ещё раз напомнят нам о том, как нужно себя вести, чтобы быть здоровым, а значит успешным человеком.

 Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,

Витаминами полна

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Наше тело

Задачи: развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.Формировать и обогащать словарь по теме ...

Информационная папка-передвижка для родителей по лексической теме "Наше тело и уход за ним"

В папке дана информация родителям по закреплению лексико-грамматического строя речи детей. Лексическая тема "Наше тело"....

Социально-бытовая ориентировка Тема: младш.гр «Кто я? Какой я?» средн..старш.гр. .«Наше тело»

Цель: Формировать представление о теле человека, его строении и назначении. Закреплять знания имен и фамилий (младш.гр.) Учить составлять свой словесный портрет: описывать свое лицо (глаза...

Буклет "Наше тело"

Забавная  игра познакомит не только с телом ребенка, но и доставит много веселых  минут....

Тема «Что такое наше тело»

Цель:5-6знакомство детей с внешним строением тела человека6-7продолжить знакомство детей с внешним строением тела человека и возможностями его организма бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать,...

Логопедическое занятие "Наше тело"

Конспект занятия в логопедической группе по разделу: "Грамматические средства языка и связная речь" для детей старшей логопедической группы с ОНР....

НОД по развитию речи "Наше тело. Наше лицо"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Наше тело. Наше лицо» Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; у...