Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Смирнова Наталья Николаевна

В своей работе я описываю деятельность педагога по овладению детьми подвижными играми с правилами. В данной статье описаны все методы, приемы и формы работы педагога с детьми по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного  возраста подвижными играми с правилами.

1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 

     1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В наше время значительно выросли требования к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. Таким образом являясь актуальной и значимой во всех направлениях (в соответствии с ФГОС) является образовательная область «Физическое развитие». Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:

Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают для детей старшего дошкольного возраста элементы соревнования.

Используя наблюдение за игровой деятельностью, как в режимных моментах, так и на прогулке, можно выяснить:

- как дошкольник владеет подвижной игрой;

-знает ли правила игры, как часто он играет в подвижные игры;

- проявляет ли он инициативу;

-каким играм он отдает предпочтение;

- сколькими подвижными играми он владеет;

- прослеживается ли их динамика развития.

 Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Недостатки в результатах:

- ребенок не всегда выполняет рекомендации педагога  в  игровой деятельности;

- у ребенка не достаточно сформирована саморегуляция;

- ребенок плохо согласовывает движения с действиями в подвижной игре;

- многие дети не проявляют инициативу;

- большинство детей не проявляют  любознательность (не задают вопросы о правилах игры;

 - дети не могут контролировать свои действия в подвижной игре (не подчиняются правилам игры, не слышат взрослого;

- ребенок не обладает развитым воображением во время игр с правилами (например, ходить как лиса).

Недостатки в основном процессе профессиональной деятельности:

-  однообразие подвижных игр

- педагог не проводит работу  с родителями по  знакомству с подвижными играми;

- недостаточно мотивации у родителей участвовать в спортивных праздниках, досугах;

-недостаточно знаний у педагога в использовании народных подвижных игр в двигательной деятельности;

-педагог слабо владеет методиками подвижных игр;

-педагог слабо владеет информационно-коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике, что не позволяет разнообразить виды деятельности;

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

-недостаточное оснащение подвижных игр атрибутами к подвижным играм

-отсутствие современных мультимедийных методических пособий;

- отсутствие единства требований со стороны родителей и педагога;

- отсутствие разнообразного спортивного инвентаря;

- недостаточно оснащение материальной базы;

-в организации подвижных игр не созданы условия для индивидуальной работы с детьми ОВЗ;

В связи с этим, возникает противоречие:

-Деятельности педагога по овладению детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми с правилами предполагает использование современных мультимедийных методических пособий, однако  отсутствие условий по организации двигательной деятельности, не позволяет реализовать овладение подвижными играми с правилами в образовательном процессе согласно ФГОС

   2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Необходима оптимизация деятельности педагога, внесение изменений в образовательный процесс для овладения детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми с правилами.  

  3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В результате освоения детьми, основной общеобразовательной программы дошкольного возраста ребенок приобретает следующие качества:

• проявляет интерес к разным видам подвижных игр.

• проявляет любознательность (ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам)

. Новые образовательные результаты на этапе завершения дошкольного образования

Целевой ориентир

Конкретизация цели  в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действии и речи ребенка

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

В подвижных играх ребенок может договариваться, адекватно реагирует на замечания и проявляет свои чувства, старается разрешить конфликт,владеет разными формами и видами игры, различает условия и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Ребенок может в играх-эстафетах,  в играх-соревнованиях, игры-забавы, развлечениях правильно распределять роли и умения

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

В подвижных играх у ребенка развивается воображение, ребенок овладевает разными формами и видами игры, учится подчиняться разным правилам и социальным нормам, интересуется новыми подвижными играми с правилами,

обладает начальными знаниями проведения игры;

Ребенок с удовольствием играет в подвижные игры, игры с правилами, самостоятельные творческие игры, речевые подвижные игры

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

В подвижных играх у ребенка развиваются такие физические качества: подвижность, выносливость, умение выполнять основные движения, контроль за выполнение проявляет интерес к разным видам подвижных игр, проявляет любознательность (ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам)

Может перекладывать мелкие предметы в воротики, развитие координации, развитие движений рук и ног

 

 4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В связи с введением в ФГОС, меняется общеобразовательная программа дошкольного образования, в соответствии меняются и условия ее реализации. Исходя из всего выше сказанного, возникла необходимость по формированию у детей дошкольного возраста физического развития.

Содержание образовательного процесса формируется через разные виды деятельности:

Игровая:

-сюжетные игры « У медведя во бору», «Хитрая лиса». Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, явлениях природы, средствах транспорта, образе жизни и повадках птиц и животных.

-бессюжетные» Ловишки»,салки».Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают.

-игровые упражнения»По мостику», «Через ручеек».В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога и выполнение заданий зависит только от него и его возможностей.

Досуговая:

-русские народные игры «Выбивалы», «Казаки-разбойники»

-игры-забавы(пробежать в мешке, ударить по мясу с закрытыми глазами)

-игры-эстафеты с элементами соревнований

-праздники, развлечения «Здравствуй Зимушка».

Коммуникативная:

-беседы с детьми «Я и мое тело», «Как закаляться дома»

-родительские собрания «Как беречь здоровье»

-консультации для родителей «Профилактика гриппа», «Здоровый ребенок», «Домашний стадион»

-родительский клуб « Здоровый ребенок»

Детско-родительские проекты

-« Мы чемпионы», «Вечная слава воде».

Группируются игры и по другим различным признакам, способствующим более правильному отбору их в различных случаях работы:

– по форме организации занятий (на занятиях, на прогулке.):

– по характеру моторной плотности (игры с большой, средней подвижностью и малоподвижные игры);

– с учетом сезона и места проведения (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду, на горе, на воде).

Таким образом, для более детального распределения подвижных  игр с целью решения поставленных педагогических задач в различных условиях работы учитывается целый ряд признаков одновременно. Основными из них являются возраст и подготовленность детей, правила игры, виды движений, входящих в игру, проявление преимущественно тех или других морально-волевых и физических качеств в данной игре и принцип взаимоотношений играющих в игре.

В средствах обучения и воспитания:

• Внести изменения в комплексно – тематическое планирование по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами;

• Создание картотеки подвижных игр с правилами: «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Пожарные на учениях», «Кот и мыши», «Мышеловка»

• Внедрение информационно коммуникационных технологий (ИКТ). Использование ИКТ по физическому развитию  детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач по физическому развитию:

-    улучшается запоминание пройденного материала;

-    усиливается познавательный интерес воспитанников;

-    предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-    задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

-    делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-    активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует развитию мышления;

Использование мультимедиа презентаций во время праздников, развлечений, досугов, целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана.

 Во время проведения НОД можно использовать ноутбук, экран телевизора.  Во время проведения физкультурного занятия должны сочетаться коллективная, групповая и индивидуальная работа с детьми. Приобщение родителей к поиску нужного для создания мультимедийной презентации материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи инструктора по физической культуре, детей и их мам и пап. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел физкультурного занятия.

В своей работе я использовала презентации: «Взаимодействие с родителями через родительские клубы», игры «Что лишнее», «Что нужно спортсмену», «Угадай вид спорта»

• Привлечение родителей, к решению развития двигательно-игровой активности детей: беседы и консультации, круглый стол и дискуссии «Зачем ребенку заниматься физкультурой?», «Учим ребенка правильно выполнять упражнения», «Правильная осанка», «Учимся играя», «Зачем играть в подвижные игры?»

В контроле:

При реалазации программы проводится мониторинг уровня физического развития детей. Диагностика проводится два раза в год, где выявляются знания, умения и навыки ребенка по физическому развитию. Используются порциальные программы

Программа «Физическая культура – дошкольникам».(Автор: Л. Д. Глазырина) .

Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.

Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.

 

Программа «Здоровье» (Автор: В. Г. Алямовская) .Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка.

Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:

1. Физическое здоровье – программа «Группа здоровья».

2. Психологическое благополучие – программа «Комфорт».

3. Духовное здоровье – программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».

4. Нравственное здоровье – программы «Этикет», «Личность».

Задачи программы:

укрепление здоровья;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

развитие физических качеств;

создание условий для реализации потребности в двигательной активности;

выявление интересов, склонностей, способностей;

приобщение к традициям большого спорта.

Параметры диагностирования: бег, прыжок в длину с места, статическое равновесие, метание, уровень владения мячом и обследование ловкости и гибкости.

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа по овладения детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Кадровые:

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждение требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога- одно из важнейших условий качества дошкольного образования. Таким образом, по развитию у детей подвижных игр с правилами необходимо:

-расширять и систематизировать знания педагогов о подвижных играх с правилами: семинары «Развитие подвижных игр у дошкольников в свете ФГОС», «Значение подвижных игр с правилами в двигательной активности дошкольника»

-изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью оказания методической помощи по овладению знаниями о подвижных играх с правилами

- создать эффективную систему курсовой подготовки  по обеспечению практической деятельности воспитателей по изучению подвижных игр с правилами

Научно-методические:

- методическая разработка « Создание творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста»;

- подборка новых порциальных программ по овладению детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми;

- подбор диагностического инструментария по овладению детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми.

Материально-технические:

• Оснащение групп демонстрационным материалом;

• Приобрести мультимедийное оборудование;

• Приобретение дидактических игр.

Нормативно-правовые:

Тематическое планирование по овладению детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми с правилами

 Приказы по ДОУ

Положения конкурсов

Закон об Образовании

Конвенция  о правах ребенка

Федеральные государственные  основные стандарты

 Информационные:

- Подключение к сети;

- Подборка картотеки подвижных игр;

-Создание памяток;

-Приглашение родителей на совместные мероприятия;

-Консультации, беседы, круглый стол

Организационные:

Использование разнообразие видов в игровой деятельности, и их интеграция в целях повышения физического развития;

Создание комфортного микроклимата в коллективе

Размещение информации для родителей на стенде

День открытых дверей для родителей

Фотовыставки

Таким образом, подвижная игра является важным средством физического развития и незаменимым средством совершенствования движений, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движения. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это оказывает благотворное влияние на психическую деятельность детей. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. 

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играмт с правилами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

   Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, разви...

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"....

Консультация: «Деятельность педагога по овладению детьми среднего возраста подвижными играми с правилами»

В наше время значительно выросли требования к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. Таким образом н...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...