Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»
материал по теме

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Семинар-практикум

«Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми с ОВЗ»

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Шабаршина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Цель: Организация конструктивного обмена знаниями и опытом по использованию здоровьесберегающих технологий применительно к детям с ОВЗ как одного из факторов комплексного подхода в коррекционной работе.

Задачи:

- уточнить понятие: «здоровьесберегающие технологии», выделить их виды и формы применительно к детям дошкольного возраста;

- актуализировать представления педагогов о специальных видах здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих успешность коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОВЗ;

- выявить и распространить результативный и эффективный опыт педагогов в области профилактики и коррекции в состоянии здоровья детей с ОВЗ.

Оборудование: ИКТ для показа презентаций,  мягкие игрушки, мыльные пузыри,

Предварительная работа:

1. Консультации: «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Возможности применения релаксационных техник в целях психологической коррекции детей раннего возраста в условиях дома ребёнка», «Организация коррекционно-развивающей пространственной среды в специализированном доме ребёнка».

2. Мастер-классы: «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением», «Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».

3. Составление памяток и буклетов для педагогов, подготовка практического материала, изучение воспитателями комплекса упражнений для демонстрации участникам семинара с целью их дальнейшего применения в коррекционно-развивающей деятельности в доме ребёнка.

Планируемый результат: педагоги владеют здоровьесберегающими технологиями, применяют их в образовательной деятельности. Положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья детей с ОВЗ.

Участники семинара: старший воспитатель, учитель-дефектолог, воспитатели.

План  проведения семинара-практикума

I. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.

(Шабаршина О.А., учитель-дефектолог)

1). Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Пальчиковая гимнастика (Рубцова С.Ю., воспитатель)

2). Технологии обучения здоровому образу жизни:

Самомассаж (Дмитриева Н.М., воспитатель)

3). Коррекционные технологии:

Музыкотерапия (Боева Н.В., старший воспитатель);

Изотерапия (Семакина О.В., воспитатель);

Цветотерапия (Прилукова М.Н., воспитатель);

Сказкотерапия  (Просветова А.Н., воспитатель);

Психогимнастика (Шабаршина О.А., учитель-дефектолог);

Фонетическая ритмика (Шабаршина О.А., учитель-дефектолог)

II. Слово участникам семинара: актуальные вопросы, рекомендации, предложения.

Обмен фото-, видеоматериалами педагогической копилки, литература по теме.

Ход проведения семинара-практикума

I. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;                                                                      
  • технологии обучения ЗОЖ;                                                                    
  • коррекционные технологии.                                                                                                    

Основные  условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна  осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Необходимо  уделять  особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в возрастной группе.

 Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Необходимо  обращать внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
  • Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.  Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью в  работе необходимо  использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводить релаксацию можно  в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  • Бодрящая  гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей  можно изготовить коврик- дорожка с пуговицами или аппликатором Кузнецова, также можно сделать дорожку из гальки. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относится воспитание  валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами,  важно достичь такого результата, чтобы  дети, переступая  порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.                                                          

     Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает образовательное учреждение   (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
  • Серия игровых занятий «Азбука здоровья. Можно проводить в свободной деятельности. Эта серия  включает  валеологическое  воспитание  дошкольников и формирование представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение  занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит  повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко  сформируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширится представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                      
  • Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.  Он благоприятствует психоэмоциональной  устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж можно  проводить в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.                        
  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  Физкультурные праздники и досуги необходимо  обязательно сопровождають музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

На участке детского сада необходимо  иметь спортивное оборудование, которое позволит  обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

    Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.  Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений  с детьми  проводит логопед.
  • Арттерапия - это оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.  Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо  помнить  об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.  Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать  перед сном, чтобы помочь с  трудом  засыпающим детям успокоиться и расслабиться.      
  • Технологии воздействия цветом.    Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас психологическое и эмоциональное влияние. Они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.

Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии цветом. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для гармоничного роста и развития.

Цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических ситуациях.

Цвет и рисунок являются языком, понятным и детям и взрослым, это мостик к взаимопониманию и взаимопомощи между детьми и взрослыми.                                                                                                

  • Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Очень хороши в работе  авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаются, но и обсуждаются с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого можно использовать различные виды театров, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Можно также предложить детям  самим сочинить сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы-  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
  •  Технологии коррекции поведения.  Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.
  • Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.
  • Кинезиологическая гимнастика – рекомендуется во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Она активирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные  структурные изменения.
  •   Фонетическая ритмика    Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики. Одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.       

Как вы думаете, какие механизмы  и функции созревают раньше? Эмоции, речь, движения? Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём  предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи. Следовательно развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Рекомендации по проведению образовательной деятельности с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики:

1. Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 5-10 мин. И лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время образовательной деятельности дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.

3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

4. Каждое упр-е повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!

5. В процессе образовательной деятельности педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и  торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

6. На первых порах следует исключить резкие движения. На близком расстоянии они, во-первых, могут напугать ребёнка, а во-вторых, с трудом воспринимаются зрением.

7. Есть дети, для которых начальный этап – пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельза принуждать ребёнка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнёт подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребёнком, тем скорее он начнёт подражать, и включится в совместную игру.

8. Знакомить детей со звуками следует в определённой последовательности, начиная от самых простых для произношения и передодя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й и йотированные гласные).

9. Упражнения должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

10. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

11. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие и руки и т. д.

12. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.

13. Педагог должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять движения. Для этого необходимо разучивать упражнения перед зеркалом.

Регулярное проведение образовательной деятельности с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- нормализуется речевое дыхание;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые  из отсутствующих звуков, создаётся база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

-  повышается речевая активность детей.

Движения на гласные звуки (У – интонация угрозы, пугаем волка; И – интонация удивления и радости, растём к солнышку,  М – «мычим», «Кот – кошка – котёнок»,  Ф – «фыркаем, как сердитая кошка», П -  «мыльные пузыри») «Тихо – громко», «Высоко – низко», «Кто дольше».

  •   Психогимнастика.  Занятия проводятся по специальным методикам. Суть предельно ясна: психогимнастика для детей представляет собой спецкурс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Избавится от страхов, научиться общаться со сверстниками, стать смелым, уверенным в себе, честным помогают специальные упражнения, входящие обычно в курс психогимнастики в дошкольном учреждении. 

Психогимнастика с музыкальным сопровождением «Росточек».                                                                                              

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                                                                                      

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства в доме ребёнка можно использовать  разнообразные формы работы:  педагогические беседы с мед. персоналом - общие и групповые собрания; консультации; образовательная деятельность с участием мед. персонала; участие мед. персонала в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды.

Таким образом,  такая  работа позволит привлечь весь коллектив к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в нашем учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,  коррекционно-развивающей работы, сформирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

II. Слово участникам семинара: актуальные вопросы, рекомендации, предложения.

Обмен фото-, видеоматериалами педагогической копилки, литература по теме.

- Благодарю вас за внимание  и работу на семинаре. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Заполнение анкеты участника семинара-практикума.

                     

                         Список рекомендуемой литературы

1.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008.

2. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .

3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009 .

4. Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007 .

5.  Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .

6. Тарасова Т.А., Власова Л.С.  Я и мое здоровье. -  М.: Школьная Пресса,  2008 .                                                                                                                                                                                                    

7.   Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005 .                                                                                                                                                                                            

8.   Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .                                                                                                                                                                                          

9.   Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .

Рекомендации по проведению образовательной деятельности с использованием игровых упражнений на основе

фонетической ритмики

1. Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 5-10 мин. И лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время образовательной деятельности дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.

3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

4. Каждое упр-е повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает движения более чёткими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!

5. В процессе образовательной деятельности педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребёнка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и  торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

6. На первых порах следует исключить резкие движения. На близком расстоянии они, во-первых, могут напугать ребёнка, а во-вторых, с трудом воспринимаются зрением.

7. Есть дети, для которых начальный этап – пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельза принуждать ребёнка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнёт подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребёнком, тем скорее он начнёт подражать, и включится в совместную игру.

8. Знакомить детей со звуками следует в определённой последовательности, начиная от самых простых для произношения и передодя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й и йотированные гласные).

9. Упражнения должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

10. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

11. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки – улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие и руки и т. д.

12. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.

13. Педагог должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять движения. Для этого необходимо разучивать упражнения перед зеркалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

Семинар - практикум " Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"

quot; Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы"  Томас Карлейль"...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг.Игра «Приветствие» Поздоровайтесь друг с другом за руку, плечами, спинами, поздоровайтес...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Цель:  Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя....