Опыт работы по физическому воспитанию детей в детском саду
статья на тему

Клюшина Ольга Валентиновна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Физическое развитие детей, сохранение и укрепление здоровья ребёнка через повышение двигательной активности считаю приорететной областью своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obmen_opytom_po_fiz_razvitiyu.zip6.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Солнышко". Физическое раазвитие детей .

Тема: "Повышение двигательной активности детей с целью укрепления

здоровья".

Воспитатель: Клюшина Ольга Валентинолвна.

посёлок Савинский.

План.

1 .Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

2 .Представления о мире через движения.

3 .Гиподинамия и её последствия.

4."Энергетическое правило" И. А. Аршавского.

5. Индивидуальный подход к детям с различной двигательной активностью.

6. Работа с семьёй.

7. Туристический поход - одна из форм повышения двигательной активности.

В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей

является как никогда ранее актуальной. Всемирная Организация

Здравоохранения дала такое определение "Здоровье - это физическое,

психическое и социальное благополучие". Значит здоровье - это не только

отсутствие каких - либо заболеваний, но и гармоничное нервно - психическое

развитие, высокая умственная и физическая работоспособность.

Приоритетной областью своей деятельности на современном этапе считаю,

сохранение и укрепление здоровья дошкольника, через повышение

двигательной активности.Известно, что маленький человек - деятель! И деятельность его выражается,

прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят к

ребёнкучерез движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации

поступает в мозг, тем интенсивнее его интеллектуальное

развитие.Недостаточная двигательная активность - гиподинамия омечается

не только у

детей старшего возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии

страдает мышечная система, рабатоспособность, выносливость, уменьшается

масса и объём мыщц.

В основе физических упражнений лежит мышечное сокращение, а мыщцы

составляют третью часть веса ребёнка.

Особенно благоприятно вздействуют движения на нервную систему. А по

уровню развитости движений можно судить о развитии головного мозга.

Гимнастика мыщц - это прежде всего гимнастика нервов.

Древнегреческий философ Платон писал: "Первые 10 лет жизненного

воспитания должны быть преимущественно физическими,игры и занятия

спортом могут заполнить всё расписание с тем, чтобы в эти 10 лет развить

такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной". Величайший

мыслитель прошлого интуитивно уловил то, что сейчас доказано в

физиологических исследованиях.

И. А. Аршавский сформулировал "энергетическое правило двигательной

активности" согласно которому характер деятельности скелетных мыщц

определяет развитие физиологических систем.У растущего организма восстановление затраченной энергии характерезуется

не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением.

Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы

тела, что обеспечивает рост.

Часто мы педагоги больше внимания уделяем эстетике помещения, а

ребёнку не остаётся места с его неуёмной энергией в этом пространстве.

Задачу охраны жизни и здоровья детей в ДОУ решаю через правильную

организацию режима дня, оздоровительные мероприятия и создание

условий для двигательной деятельности.

Уже с раннего возраста провожу утренние гимнастики, обычно в игровой

форме. Эти 5 минут, дают хороший заряд бодрости на весь

день.Физкультминутки в раннем возрасте неуместны, потому что занятия

идут 8-10

минут и не за столами, а в движениии, в форме игры. Ежедневно в утренние и

вечерние отрезки времени провожу индивидуальную работу с детьми по

развитию движений. В книге В. А. Шишкиной "Движение + движения" дана

таблица, отражающая содержание работы по развитию движений в процессе

самостоятельной деятельности детей от 1 г 6 мес до 3-х лет. Её я беру за

основу работы с маленькими детьми по развитию движений. Эту работу

провожу в системе, ежедневно, а пособий для реализации этой задачи

требуется минимум. Во время утреннего приёма активность должна быть

более спокойной, поэтому пособия беру с расчётом на умеренную и среднюю

подвижность детей. Это: шнур, верёвка, кегли, дуги. На прогулке есть время иместо для организации более активной двигательной деятельности. Во

второй половине дня двигательная деятельность особенно подвижна, столы

убираются и освобождается пространство для игр с мячами, обручами. В этот

временной период обучаю детей новым движениям, а затем на занятии

отрабатываю их и вновь переношу в самостоятельную деятельность

Главная задача воспитателя изготовить разнообразные физкультурные

пособия, к помощи можно привлечь родителей. Чтобы создать интерес к

движениям у малышей необходима частая смена двигательной активности.

Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах раннего

возраста, так как это задерживает как физическое так и общее развитие

детей.

В группах раннего возраста "Программой воспитания в детском саду"

выделено два основных компонента двигательного режима:

организационная и самостоятельная деятельность детей.

Занятие в этом возрасте занимают мало времени, а много уходит на бытовую:

кормление, одевание и кроме того сон занимает почти 3 часа. Значит

остаётся самостоятельная деятельность - это оссновной резерв двигательного

режима малышей.

В раннем возрасте особенно заметны различия в двигательной активности

детей. Детей можно условно разделить на три группы с учётом

индивидуальной потребности в движениях. Это дети: большой, средней и

малой степени подвижности. Детей со средней степенью подвижности, как

правило в группе больше половины. Эти дети самостоятельны, активны в

движениях. С такими детьми взрослым, как правило легко, их движения

чёткие, уверенные. Эти дети очень любят играть в подвижные игры.

К детям с большой активностью приходится быть особенно внимательными,

из -за чрезмерной активности они часто падают, попадают в конфликтные

ситуации. А движения таких детей резки и часто бесцельны. Из - за

повышенной двигательной активности у таких детей быстро наступаетутомление. Здесь самое главное не запретить двигаться, а регулировать

движения малыша. Таким детям полезно предлагать метание в цель, катание

мячей в воротики и др. движения.

Особую тревогу вызывают дети малой активности и хотя, как правило, таких

детей в группе не много, оставлять их без внимания нельзя. Гиподинамия

особенно опасна для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от

движений идома. Это ведёт к нарушению осанки, плоскостопию, задерке

физического развития и к хроническим заболеваниям. Тут необходимо

вызывать интерес к движениям у малышей, помочь им развить двигательные

умения и навыки. А так же терпение педагога его доброе слово и взгляд.

Исследован я Н. М. Амосова, Ю. Ф. Змановского показали, что

целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее

воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья.

В старших группах так же необходимо учитывать индивидуальные

особенности детей, их возможности. Учебные занятия в этом возрасте

достигают 30 минут. Каким бы не было занятие по физической культуре:

традиционным, сюжетным, игровым, в форме эстафет, тренировочным

необходимо создать благоприятные двигательно - игровые условия для

каждого ребёнка, учитывая потенциал каждого ребёнка. Проще говоря в

старших группах то - же необходимо учитывать индивидуальные способности

каждого ребёнка. Профессор Р.Н.Дорохов составил схему, которая помогает

определить морфологический тип ребёнка и наиболее подходящий для него

вид спортивных упражнений. Условно всю группу можно разделить на 3

группы: большые, средние и маленькие дети.

1-й Тип. Большие дети. ( Б )

1-й Уровень - лучшие результаты: быстрая и медленная сила.

2-й Уровень - несколько хуже результаты: быстрота.

3 - й Уровень - выносливость.

У больших детей ( назовём типом - Б ) характерно проявление быстрой силы ( прыжки, метание ) и медленной силы (отжимание, подтягивание).

Хуже у таких детей обстоит дело с быстротой (бег на короткие дистанции, быстрые движения рук и ног).

А выносливость находится на самом низком уровне (длительные прогулки, длительный бег).Таким детям подойдут прыжки в высоту, из  больших детей получатся хорошие метатели снарядов, баскетболисты, волейболисты.

2 - Тип. Средние дети.(С).

Это самые выносливые дети, у них нет низкого уровня развития физических качеств.

1 й Уровень - быстрота и выносливость.

2 - й Уровень - быстрая и медленная сила.

Такие дети, со средним ростом показывают хорошие успехи в следующих видах спорта: футбол, хоккей, бег как на короткие, так и на длинные дистанции.

3-й Тип. Маленькие дети.(М).

У маленьких детей вообще нет высокого уровня развития физических качеств.

2 - й. Уровень - быстрота.

3 -й. Уровень - выносливость, быстрая и медленная сила.

Проводя фтзкультурные занятия на основе игр эстафет, тренировочных занятий объединяю детей в 3 группы, по типу телосложения (большие, средние, маленькие дети). То есть дети находятся в равных условиях, с равными себе по силе. Приведу пример. Проводится бег на скорость ( 20 метров). Сначала бегут большие дети, потом средние, а потом маленькие. А в конце занятия или соревнования от мечается успех каждой из команд. Например:

1-я команда (большие дети) - лучший результат в беге.

2-я команда (средние дети) - лучший результат в игре с мячом.

3-я команда (маленькие дети) - была самой внимательной.

Итогда у детей появляется уверенность в себе, радость от движений, а следовательно хорошее настроение и здоровье.

Содание благоприятных условий для физического развития в рамках только дошкольного учреждения не является эффективной мерой. Много времени дети проводят в семье. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям предметно развивающей среды в домашних условиях - это ещё один шаг к здоровью детей. Физическому воспитанию в домашних условиях уделяю внимание на родительских собраниях, родителей приглашаем на встречи в педагогические гостиные, где родители вместе с детьми играют в подвижные игры, соревнуются в силе и ловкости.С тараюсь донести до родителей, что счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. По мнению врача педиатра Е.О.Комаровского " ни качеством, ни колличеством педиатров проблемы здоровья решить нельзя....здоровье в гораздо большей степени зависит от папы и от мамы, чем от всех педиатров вместе взятых". Кроме того, совместные занятия физической культурой укрепляют семью. Только в здоровой семье может вырасти здоровый ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Опыт работы «Художественно – продуктивная деятельность детей в детском саду».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное ...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...

Опыт работы по физическому воспитанию детей в детском саду

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Физическое развитие детей, сохранение и укрепление здоровья ребёнка через повышение двигательной активности ...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в д...

Консультация для родителей в подготовительной группе на тему: «Общие принципы физического воспитания детей в детском саду».

Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. ...