Алгоритм сказкотерапии
методическая разработка (средняя группа) на тему

Пшеничная Виктория Юрьевна

Сказкотерапия — это особое направление психотерапии, которое оказывает влияние на человека с целью улучшить поведенческую реакцию и восприятие, а также ликвидировать существующие страхи и фобии (источник — Википедия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx86.63 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм сказкотерапии

Сказкотерапия — это особое направление психотерапии, которое оказывает влияние на человека с целью улучшить поведенческую реакцию и восприятие, а также ликвидировать существующие страхи и фобии (источник — Википедия).

Методология сказкотерапии, как правило, направлена на коррекционные психологические воздействия у ребенка. Сказкотерапия применяется для детей любого возраста, начиная с самого рождения.

Открытая книга

Потенциал сказкотерапии

  1. Сказка выступает в роли инструмента, который передает некий опыт. Благодаря такой практике можно научить ребенка каким-то навыкам, например, наделить его глубоким смыслом жизни или вразумить разницу между добром и злом. Сказки, которые всемирно известны, обладают обширным набором аллегорий, морали и других поучительных жизненных ситуаций. На основе этого в нынешние дни проводятся психологические исследования, которые ищут закономерность влияния фольклорных сказок на сознание и подсознание детей.
  2. Сказкотерапия для дошкольника является эффективным методом для коррекции психологических состояний, фобий, различных страхов. Существуют некоторые фразы, которые способны значительно повлиять на интерес детей в лучшую сторону. Если ребенку сказать фразу «жил-был ребенок, в точности похожий на тебя…», то это смоделирует у него сказку, напоминающую его жизнь, в которой повторяются какие-то жизненные моменты. Но, используя такой способ повествования сказки, можно вызвать у ребенка определенные страхи, угнетения (стрессы, первые посещения детского садика или школы, боязнь темноты и т.д.). Все это зависит от стилистического жанра сказки и ее смысла, поэтому стоит тщательно подбирать эквиваленты. Сказкотерапия отличается своей многогранностью в методиках, поэтому она имеет эффективное применение не только для детей, но даже и для взрослых людей.
  3. Сказкотерапия способна выявить все имеющиеся глубинные душевные расстройства у ребенка, определяя причину. Именно эта способность наилучшим образом подходит для детей дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет. Этот возраст считается самым определенным в создании подсознательных моделей страхов и фобий. Существует такая практика, как «продолжи сказку…». На этой основе у детей дошкольников формируется собственная картина сюжетного представления, опираясь на собственные подсознательные границы, установки и эмоции. Благодаря выявлению внутренних фантазий ребенка можно определить его психологическое состояние и восприятие мира.
  4. Ресурсы сказкотерапии заметны уже на тренинговой практике. Один из методов, который «обречен» на явный результат, имеет название «Совместная сказка». Суть методики заключается в сюжете, который формируется на основе миниатюрных действий или описаний, которые придумывает каждый участник тренинговой группы поочередно. Уникальность такой методики заключается в том, что сказка сочиняется людьми, которые незнакомы между собой, но, подводя итог, раскрывается четкое представление окружающего в виде ответа на вопрос. Подобные тренинговые мероприятия имеют отличительную особенность, что сказки создаются для каждого участника. Из подводящих итогов каждый в силах выявить свою проблему или реализацию поставленной задачи, которая ему так важна на этапе определенного периода времени. Объяснение всему дает общая совместная работа, которая имеет характер коллективного бессознательного действия.

Ребенок и книга

Сказкотерапия для детей

Дети — это существа, которые обладают тонкой психической организацией, поэтому они способны эмоционально реагировать на какие-либо внешние или внутренние факторы в виде переживания, плача, страха и т.д. Сказкотерапия для детей — это очень хороший способ корректировки негативного воздействия, поведения и любого другого состояния. При изучении этого метода помощь врача-психотерапевта нужна только в разовой форме посещения (исключением считаются патологические случаи), чтобы родители вошли в правильное русло действий.

Методика «Жил-был ребенок, похожий на тебя» является самой популярной для тех случаев, когда ребенок ведет себя слишком агрессивно по отношению к другим детям. Родитель должен выбрать момент, когда ребенок готов его слушать, после чего повествует сказку в подобном стиле:

Сказкотерапия: пример сказки для урегулирования агрессивного поведения ребенка

Жил-был мальчик, который был очень похож на тебя. У него были такие глаза, как у тебя, такие волосы, как у тебя, и он так же любил гулять на улице, как ты. У него даже было точно такое же имя, как у тебя — Сережа. Однажды мальчик вышел на прогулку во двор со своей мамой и увидел, как в песочнице весело играют соседские дети. Сережа очень долго смотрел в сторону ребят, а потом спросил у своей мамы:

— Почему они все смеются и что они делают?

Мама ответила:

— Они строят замок из песка, у них такая игра, поэтому им весело, Сережа.

— А почему? — спросил Сережа.

— Потому что они дружат, Сережа. Они хотят гулять и играть вместе.

— Хочу тоже играть с ними! — сказал мальчик.

А мама с добротой и улыбкой ответила ему:

— Ты тоже можешь с ними подружиться, пойди и попробуй с ними познакомиться.

Сережа пошел к песочнице. В руке он нес ведерко и лопатку, чтобы играть в песке. Он подошел к ребятам и быстро познакомился со всеми, все были рады принять его в свою компанию. Все показывали друг другу свои игрушки, давали поиграть. Сережа очень сильно обрадовался, что играет со всеми. Но вдруг один мальчик попросил Сережу поиграть с его лопаткой. Сережа скривил лицо и не стал давать лопатку, а когда мальчик начал тянуться до нее, чтобы взять, Сережа грубо оттолкнул мальчика, и тот упал в песок.

— Уходи отсюда! Не буду с тобой дружить! — воскликнул мальчик, которого толкнул Сережа. Все дети в песочнице тоже сказали Сереже, что не будут с ним дружить, и резко отвернулись от него.

Сережа загрустил и в одиночестве пошел к маме, а потом сказал ей:

— Не хочу с ними дружить!

Мама и двое детей

Эта сказка является примером для идентификации ситуации в том случае, когда ребенок слишком агрессивен, и вследствие такой реакции возникли неприятные последствия. Родитель может изменять сценарий сказки на любой лад, главное, чтобы сказка в большей степени подходила для конкретной ситуации и несла в себе поучительный характер. Когда первая часть сказки уже рассказана, вам необходимо спросить у ребенка: «Как ты думаешь, Сережа хочет подружиться с ребятами?». Положительный ответ ребенка будет означать то, что он готов слушать вас дальше, что ему интересно. После того как вы завершили свое повествование ребенку, вам следует спросить: «Понравилась ли тебе сказка?». Дети могут дать вам абсолютно любой ответ, но даже он поможет вам сделать какие-то умозаключения. Ваша конечная задача заключается в том, чтобы вы и ваш ребенок вышли на новый уровень поучительного общения.

Сказкотерапия: пример продолжения сказки «стадия урегулирования поведения»

Мальчик Сережа очень расстроился после того случая, когда все ребята отказались с ним дружить. Он очень долго думал об этом, обижался, не мог уснуть. Сереже трудно было выбросить из головы произошедшее, но вскоре он уснул. Мальчику приснился большой рыжий пес. Пес был в очках, а на голове была черная шляпа. Он сидел в той песочнице, где Сережа пытался завести новое знакомство с ребятами. Сережа подошел к псу, а он начал говорить человеческим голосом:

— Ну привет, Сережа, знаю, что у тебя произошло. У тебя нет друзей, потому что ты не умеешь дружить. А все потому, что ты обижаешь других детей, а порой даже бьешь.

Сережа растерялся, посмотрел на пса и спросил:

— А что нужно было делать?

Пес вздохнул, снял свою шляпу, поправил очки и сказал:

— Если бы ты попросил у ребят игрушку, которая тебе понравилась и которой ты хочешь играть, а они в ответ толкнули тебя в песок, то что бы ты чувствовал? Знаю, что тебе не понравилось бы. Поэтому относись к своим друзьям так, как будто это ты сам. Ведь ты же не причинил бы обиды самому себе? Пускай они играют твоими игрушками, они все равно тебе все вернут, ты ведь самый сильный.

Мальчик очень внимательно слушал пса. Он понял, что тогда поступил неправильно. Сережа поблагодарил пса, ведь теперь он знает, что у него будет много друзей. Сережа проснулся, с этого дня он стал вежливым и смог подружиться со всеми ребятами во дворе. Он сам предлагал ребятам поиграть в его игрушки, и дети его простили.

Мама разговаривает с сыном

Бывают случаи, когда ребенок не воспринимает даже первую часть сказки и продолжает вести себя агрессивно. Такое поведение говорит о том, что содеянный случай слишком повлиял на него. Родителям важно выяснить первопричину, которая так травмирует ребенка. Старайтесь не критиковать и не угнетать его, вам необходимо найти контакт доверия. Если вам не под силу найти общий язык с ребенком, то вам поможет обследование у психотерапевта. Специалист установит проблему, которая тревожит поведение ребенка и пропишет курс необходимых действий для лечения.

Сказкотерапия — алгоритм, раскрывающий суть поведенческого урегулирования

  1. Первым делом нужно подобрать главного героя сказки, чтобы он был похож на вашего ребенка. Тем самым ваше чадо должно представить себя в его роли. Герой не обязательно должен быть человеком, зная своего ребенка, вы можете выдумывать его любимых персонажей из мультиков или комиксов.
  2. Затем следует описать жизнь героя подобным образом, чтобы ваш ребенок заметил определенные сходства со своей жизнью и был в этом заинтересован.
  3. Третьим этапом сказкотерпии является создание проблемной ситуации для героя, чтобы напомнить конкретную проблему из реальной жизни. Ситуация, которая должна приписываться к герою, должна напоминать переживания вашего ребенка.
  4. Вымышленный герой пытается найти выход из неприятной сложившейся ситуации. Главный герой должен пройти через паутину событий, он может встречать каких-либо персонажей, которые такие же по поведению или которые способны дать мудрый совет. В этом поиске альтернативных решений сказка должна напоминать о том, что исход должен быть благим. Ребенок должен освоить представленную пред ним аллегорию и сделать собственный вывод.
  5. Герой признает свою ошибку и начинает новый положительный образ жизни, который ему советовали в ходе всей сказки.

Процедура сказкотерапии является типичной историей в воспитании ребенка. Многие родители пользуются таким методом, не зная даже, что для этого действия существует специальный термин. В большей степени такая терапия заложена у родителей на подсознании, но все равно важно иметь четкое представление алгоритма для корректного применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна...

Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения .Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана. Если возник пожар Захват заложников

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая ...

Использование алгоритмов в работе с детьми по речевому развитию. Алгоритм "Времена года"

Составление связного рассказа по алгоритму "Времена года"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.В качестве основного приема обучения используется об...

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...