ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
консультация (младшая группа) на тему

Долгих Любовь Николаевна

В консультации представлены здоровьесберегающие технологии, которые я использую во время адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным принципом которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

По мнению А. В. Ахаева «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. В наших группах младшего дошкольного возраста, в условиях ежегодной организации адаптационного периода, мы пришли к выводу, что использование здоровьесберегающих технологий нужно начинать с первых дней ребенка в детском саду.  Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

В период адаптации мы используем такие технологии:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Динамические паузы
  • Подвижные  игры
  • Релаксация  
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика бодрящая  
  1. Технологии  обучения  здоровому  образу жизни:
  • Физкультурное занятие
  • Проблемно-игровые
  • Самомассаж.
  1. Коррекционные технологии:
  • Технологии музыкального воздействия
  • Фонетическая ритмика

Для младших возрастных групп в процессе формирования здорового образа жизни, в период адаптации ставятся следующие задачи:

  1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: 
  • организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; 
  • формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; 
  • обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 
  • воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  1. Закладывать основы будущей личности: 
  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; 
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; 
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.

В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. На слайде вы можете видеть примеры таких игр.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации

 4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. Включение здоровьесберегающих технологий не только в образовательную работу, но и в домашнюю, необходимое условие для безболезненной  адаптации детей к детскому саду, их полноценного развития, формирования как физической, так и психологической культуры.

В домашних условиях можно рекомендовать родителям использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

1) Валеологические песенки – распевки (несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению)

2) Дыхательная гимнастика (элементы упражнений дыхательной гимнастики). В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.

3) Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

4) Пальчиковые игры. Эти игры служат для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения превращаются в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

5) Музыкотерапия. Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы не только ДОУ, но и родителей. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...

Доклад на тему: "Особенности работы воспитателей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ".

Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, д...

Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации младших дошкольников в ДОО

laquo;Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут» В.В. Путин Основные задачи работы с ро...

Подвижные игры в зимний период для младшего возраста

Подвижные игры для младшего возраста...

Презентация "Организация процесса адаптации младшего возраста в ДОУ "

Презентация  "Организация процесса адаптации младшего возраста в ДОУ "...