Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
проект (младшая группа) на тему

Шатравко Оксана Александровна

Чтобы быть здоровыми и полноценно жить необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, для совершенствования и сохранения здоровья воспитанников. Одно из важных направлений является формирование ценностных установок к своему здоровью, заботы и потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №122

г. Мурманск

 воспитатель:

Шатравко Оксана Александровна

Проект младшей группы  «Я хочу быть здоровым!»

Тип проекта: познавательно – игровой

Актуальность

         Чтобы быть здоровыми и полноценно жить  необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье. Сoхранению здоровья должно уделяться в детском саду как можно больше внимания. Дoшкольный возраст самoе благоприятное время для выработки правильных привычек, для совершенствования и сохранения здоровья воспитанников. Начиная с раннего возраста необходимо формировать элементарные культурно-гигиенические навыки, умение правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье.

         Одним из важнейших направлений по улучшению состояния здоровья воспитанников является формирование ценностных установок к своему здоровью, заботы и потребности в здоровом образе жизни.

Цель: Начальное формирование основ здорового образа жизни у воспитанников.

Задачи:

1) Дать первоначальные представления о здоровом образе жизни;

2) Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;

3) Воспитывать привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

4) Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья.

Длительность проекта

 средней продолжительности - 3 месяца (октябрь – ноябрь - декабрь)

Участники

педагоги, родители и воспитанники

План реализации проекта состоит из 3 блоков

I блок «Моё тело» (срок исполнения - октябрь)

Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты о себе; показать модели социального поведения

(через познавательно-речевые занятия и игровую деятельность)

II блок «Здоровье человека» (срок исполнения - ноябрь)

Цель: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

III блок «Я расту здоровым» (срок исполнения - декабрь)

Цель: Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, правильном  питании, двигательной активности.

Планируемые  результаты

1) Сформированные навыки здорового образа жизни;

2) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни;

3) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям;

4) Повышение компетентности родителей в вопросах физического здоровья ребёнка.

Продукт проектной деятельности

- Оформлен стенд для родителей «Уголок Айболита»

- Оформлена фотовыставка «Я учусь быть здоровым!»

- Совместно с родителями изготовлен альбом по здоровому образу жизни «Мама, папа, я – мы здоровая семья»

Содержание проекта

I этап – Организационный.

  1. Групповая консультация для родителей.

Тема: «Мы начинаем наш проект под названием «Я хочу быть здоровым!»

       При воспитании основ здорового образа жизни у ребёнка необходимо обращать внимание на следующие компоненты: рациональный режим дня, закаливание организма, рациональная двигательная активность, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены.

      Под режимом принято понимать распорядок жизни, предусматривающий чёткое распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

       Закаливание организма увеличивает сопротивляемость к различным заболеваниям простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

      Активная двигательная деятельность – для крепкого здоровья необходимы прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Они активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Прогулки и игры на улице закаливают ребенка, укрепляют и сохраняют его здоровье и нервную систему, развивают двигательную активность. А также это и физические упражнения и физкультминутки, и оздоровительная гимнастика после сна, и пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая. Всё это способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

        Воспитание двигательной культуры – это организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

        Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется  регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными в любом дошкольном учреждении. Такой распорядок не должен стать исключением и в выходные дни дома.

           В  детском возрасте особенно велика роль питания. От правильно организованного питания во многом зависит состояние здоровья ребёнка. В выходные и праздничные дни рекомендуем родителям придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

            Соблюдение правил личной гигиены - приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей в детском саду.

     Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей  являетесь вы, родители. И без вашего участия мы не сможем добиться хороших результатов, только вы являетесь самым ярким примером для своих детей.

      Таким образом, необходимо с малых лет формировать у ребенка  навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

В родительском уголке:

  • Оформление информационного листа «Пять факторов,  которые  сохранят здоровье вашему ребёнку»;
  • Организация фотоколлажа «Мой день в детском саду».
  1. Дидактическое  и методическое  оснащение проекта.
  • Для формирования представлений о себе был приобретён демонстрационный материал «Части тела человека», а также иллюстрации на тему «Предметы гигиены»;
  • Подбор дидактических игр для младшего возраста;
  • Для мероприятий по реализации проекта с воспитанниками было приобретено на группу новое оборудование:

- для самомассажа - ладошки –массажёры: такой массажер мягко воздействует на структурные слои кожи, что благотворно влияет на центральную нервную систему, а так же улучшает кожное дыхание, расширяет сосуды, улучшает кровообращение. Массажёр  оказывает расслабляющее, успокаивающее действие, повышает общий тонус организма.

-для утренней гимнастики наши родители сшили мешочки с песком: благодаря им мы развиваем мышечную силу ребёнка, быстроту, ловкость, гибкость, равновесие.

- приобрели на группу «Каталки»  для развития вестибулярного аппарата: которые формируют равновесие и осанку;

- «Дорожки здоровья» для использования во второй половине дня: для профилактики опорнодвигательного аппарата. С их помощью формируем  осанку и укрепляем мышцы спины, стоп и позвоночника  ребенка.

II этап - Практический.

Мероприятия по реализации проекта с детьми:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Игровая деятельность 

Рассматривание иллюстраций, бесeда по их содержанию;

 Рассматривание и знакомство с предметами, необходимыми для здоровья;

Эксперименты с водой, с мылом: «Какое бывает мыло»;

Дидактические игры:

«Поможем Мойдодыру» - цель: формировать представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

«Вымоем куклу» - цель: формировать знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

«Азбука здоровья» - цель: систематизировать представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Отгадывание загадок  о предметах  гигиены.

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», А. Барто «Девочка чумазая»;

Дидактические игры:

«Сложи картинку» - цель: формировать умение из частей составлять целое.

«Запомни и покажи» - цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

«Что сначала, что потом» - цель: формировать умение располагать картинки в порядке развития сюжета, затем составлять небольшие рассказы.

Подвижные игры:

«Кто больше соберёт» - цель: развивать внимание, координацию движений,

 «У медведя во бору»- цель: развивать умение реагировать на сигнал, ориентировку в пространстве,

«Пройди по дорожке» - цель: развивать внимание, умение  реагировать на сигнал,

«Догони»- цель: развивать умение бегать в заданном направлении,

«Собери  полное лукошко»- цель: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Настольно-печатные и дидактические  игры:  «Витаминка», «Покажи отгадку на мою загадку» - узнавание предметов гигиены,

«Что сначала, что потом» - закрепление алгоритма мытья рук,

Сюжетно-ролевые игры:

«Поликлиника»,  «Дочка заболела».

III этап- Заключительный.

  1. Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни;
  2. Создана  здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание воспитанников  в детском саду:

-блок нестандартного оборудования - массажеры, дорожки здоровья,

-картотека опытов «Мое тело», картотека дидактических игр;

3) Сформированы у воспитанников первоначальные представления о себе, сформирована привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;

4) Совместно с родителями изготовлен альбом по здоровому образу жизни «Мама, папа, я – мы здоровая с

Список литературы

  1. Агаджанова С.Н., Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. – СПб. – ООО Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  3. Нищеева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», издательство Детство-Пресс, 2011
  4. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
  5. Физкультура — это радость!: Спортивные игры с нестандартным оборудованием Серия: Библиотека программы «Детство» Сивачева Л. Н., 2002 г., Изд.: Детство-пресс
  6. Физкультура для малышей : Учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада. Синкевич Валентина, Большаева Т. В., Большева Татьяна, Синкевич Елена, 2002 г., Изд.: Детство-пресс

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14       Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа ж...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здороьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Статья о важности сформирования у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятий физической культурой и спортом, соблюдения режи...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...