Проект "Лимонное путешествие!
проект (старшая группа) на тему

 Балахонкина Наталья Илларионовна

Приобщение дошкольника к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Скорее всего, нет таких людей, которые не пробовали, а тем более и не видели  лимон. О лечебных свойствах лимона многие вспоминают зимой и ранней весной.  А главное преимущество одного из лучших «хранителей» аскорбиновой кислоты в том, что этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы. Чем же еще полезен и интересен лимон?  Все дети очень любят всё неизвестное, сказочное, фантастическое и  поэтому экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию лимона, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

                                                                    Лев Семёнович Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

 VII региональный Фестиваль исследовательских работ  

дошкольников и учащихся 1-2 классов
«Я узнаю мир»

Секция: «Медицина»

Тема: «Лимонное путешествие»https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=02290b462242b7fb7dec4c9390455da0&n=33&h=215&w=151

Фамилия и имя

автора работы:

воспитанники старшей  группы

Исаева Александра, 6лет

                                                                               Ольшанский Алексей, 6лет

Учебное (дошкольное)

 учреждение

СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония»

г.о.Отрадный «Детский сад  №13»

Научные руководители:

Воспитатели:

Балахонкина Наталия Илларионовна

Лопатина Людмила Васильевна

2016г.

I.Введение

Приобщение дошкольника к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Скорее всего, нет таких людей, которые не пробовали, а тем более и не видели  лимон. О лечебных свойствах лимона многие вспоминают зимой и ранней весной.  А главное преимущество одного из лучших «хранителей» аскорбиновой кислоты в том, что этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы. Чем же еще полезен и интересен лимон?  Все дети очень любят всё неизвестное, сказочное, фантастическое и  поэтому экспериментальная деятельность вызывает интерес к исследованию лимона, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

                                                                    Лев Семёнович Выготский.

Актуальность:

Очень часто многие из нас в зимний, весенний и осенний период испытывают авитаминоз (нехватка витаминов) и  хорошим профилактическим средством являются лимоны. А именно чай с лимоном! Почему именно этот напиток нам нравится больше всего? А потому, что он  придаёт хорошее самочувствие и отличное настроение. Только лимоны не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С», который поддерживает наш организм в рабочем режиме. Зная о его чудодейственных - лечебных свойствах нам захотелось узнать о лимоне ещё больше. Только ли человеку лимон приносит помощь и пользу или может быть ещё чему нибудь?

Цель:

Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и волшебные свойства.

Задачи:

*  Изучить литературу о лимоне в энциклопедиях, журнале, интернете.

*  Изучить строение лимона.

*  Узнать об использовании лимона в быту

*  Провести эксперименты

Участники проекта

Дети  старшей   группы, педагоги  и родители, работник прачки, повар, библиотекарь.

Гипотеза:

Предположим, что лимоны не только целебны, но и имеют необыкновенные свойства при взаимодействии с другими веществами.

         Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Предмет исследования – лимон

Этапы исследования:

Подготовительный этап

•   Выбор темы исследования детьми

• Обсуждение с родителями воспитанников вопроса связанного с          проектной и исследовательской деятельностью, определение целей и задач проекта.

  • Информационные ресурсы: материалы библиотеки, личные архивы родителей и сотрудников детского сада.
  • Приобретение энциклопедической литературы.
  • Просмотр  м\ф «Чипполино».
  • Знакомство с презентацией  «Цитрусовые ».
  • Изготовление буклета для родителей «Лимон-лекарь». 
  • Сбор информации  родителями на тему «Полезные цитрусы»,    «Пословицы о здоровье»
  • Участие родителей в  мини проекте «Будь здоров, ешь лимон  - занимайся спортом!»

Мотивационно - ориентировочный

Мотивом для исследовательской деятельности группы являются проблемные вопросы детей: «Почему в детском саду чай с лимоном отличается цветом от того чая, который дают дома?»,   «А разве можно лимон вырастить в горшке, как комнатный цветок?», « А разве бывает лимонное дерево?»      

Поисково-практический

Составление плана действия с детьми

Выбор форм работы.

Деятельность в проекте детей, воспитателей и родителей

         - Трудовая деятельность в природном уголке

         - Легенда о лимоне

- НОД «Лимон-помощник  докторов»

- Презентация «Родина лимона».

- Аппликация-коллаж «Лимонное дерево»

- Знакомство со сказкой  собственного сочинения воспитанника Ольшанского Алексея «В стране лимончиков-пончиков»

- Лепка «Цитрусы на тарелке»

- Персональная выставка рисунков воспитанницы Кати Писчасовой «Принц Лимон»

- Рассматривание энциклопедий.

- НОД « Лимон - он какой?»

- Беседа о памятнике лимону в г. Павлово.

- Презентация «Лимон, который прославил Павлово»

         - Экскурсия в библиотеку-филиал №1.

        - Знакомство с новыми знаниями «Лимон- ягода»

- Игра от шеф повара «Угадай»

-Эксперимент с шеф поваром «Сахар или лимон»

-Знакомство  новым понятием «лимонная кислота»

 -Эксперимент «Лимон- пятновыводитель»

- Беседа, о том, как в ВОВ шифровали письма молоком

-Эксперимент «Засекреченное послание»

- НОД « Что из предметов тонет, почему?

- Опыты в экспериментальном уголке

          - Эксперимент  «Тонет – не тонет»

          - Эксперимент «Лимон надувает воздушный шарик »

          - Сюжетно ролевая игра « День рождения»

          - Эксперимент  «Яблоко и лимон – друзья».

          - Посадка своего лимонного деревца

II Основная часть.

         Каждую пятницу, перед выходными , мы, с нашими воспитателями Натальей Илларионовной и Людмилой Васильевной заботимся о наших «зелёных друзьях» , о комнатных растениях, которые находятся в группе.

И вот, поливая одно из растений, Наталья Илларионовна  сказала : «Да ты подрос!».  Я удивился и спросил, как называется этот цветок?  Наталья Илларионовна  сказала, что это лимон, и лимон не цветок, а дерево, которое мы посадили из косточки. Я удивился  и спросил, а зачем нам в группе дерево лимон?

        А Саша  сказала мне , что лимон очень полезный, он убивает микробы! Поэтому нам в садике и дают чай с лимоном! Потому, что в нём много витамина «С». И дома, мама тоже покупает лимон, и мы все вечером пьём чай с лимоном.

       Наталья  Илларионовна посоветовала мне дома с мамой, посмотреть в энциклопедии,  что- то еще о полезности лимона. Мы всей семьёй искали эту информацию в разных книгах , журналах.  А моя старшая сестра Маша читала мне про него. И я узнал, что витамин «С» и аскорбиновая кислота- это одно и тоже.  Теперь я знаю, что главное преимущество одного из лучших «хранителей» аскорбиновой кислоты в том, что этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы. И теперь стало понятно, зачем люди сажают лимоны! Потому, что лимоны очень полезны!

     А  Наталья Илларионовна  спросила нас : «Как вы думаете, а лимон только полезен как кладязь витамина «С»?» Мы не знали. И наша воспитатель предложила нам отправиться в «Лимонное путешествие». Итак, Лимон…. Что же это такое?

Мы знаем, что лимон- это фрукт, он очень- очень кислый, имеет жёлтый цвет и овальную форму. А Ваня поинтересовался, а лимон так всегда растёт в горшке, хоть и дерево? И тогда Наталья Илларионовна и Людмила Васильевна рассказали и показали нам презентацию про лимон.

И мы узнали ,что родина лимона -Индия, Китай и тихоокеанские тропические острова.  Лимон- вечнозеленое дерево высотой от3 до 7 метров. Он был завезен вместе с остальными диковинами, которые везли македонские воины. Тогда их называли «индийскими яблоками». Не смотря на то, что сегодня лимон просто так не едят, из-за того, что он кислый на вкус, тогда он считался лакомством.

А Маша сказала, что к ним приезжала бабушка, которая живёт в городе Павлово, и  она рассказала Маше о том, что у них в городе очень много памятников, в том числе стоит и памятник лимону! И в этом городе выращивается сорт лимона  «Павловский лимон», который и прославляет город.  Но больше всего мы были удивлены тому, что Маша сказала нам о том, что лимон – это ягода! Мы не поверили,  и наши воспитатели предложили нам сходить за правильным ответом в городскую библиотеку.  Вот мы и отправились  в лимонное путешествие на экскурсию в библиотеку-филиал №1.

Там, библиотекарь Полина Филипповна, показала нам много энциклопедий, журналов и даже старую Большую Советскую энциклопедию, которую читали наши мамы и папы. И она рассказала нам много интересного о лимоне и Полина Филипповна сказала нам, что лимон - это действительно ягода!

Когда мы пришли с экскурсии нас в группе ждал ароматный чай с лимоном.

Катя долго рассматривала свой чай и потом спросила у Натальи Илларионовны, а почему чай такой светлый? От лимона? А может быть от того что туда добавили белый сахар? Воспитатели предложили нам  подумать, к кому обратиться с этим вопросом.  Почти все ребята сразу догадались. К поварам. Мы пригласили к нам в группу шеф повара нашего детского сада Ольгу Александровну, которая предложила нам  поиграть   в игру «Угадай! »,  где мы с закрытыми глазами отгадывали вкус цитруса           ( апельсина , лимона). Мы все справились с этим заданием, это было легко. Дима спросил, ну почему же лимон такой кислый? Ольга Александровна сказала, что в лимоне есть лимонная кислота, которая очень нужна поварам, кулинарам и мамочкам, которые любят печь пироги и готовить всякие вкусные блюда. Шеф повар показала нам маленький пакетик, в котором были маленькие кристаллики, как оказалось - это  и есть лимонная кислота, только переработанная.  Наше лимонное  путешествие продолжилось, Ольга Александровна провела с нами эксперимент что же повлияло на цвет чая? Сахар или лимон?

Эксперимент  «Сахар или лимон?»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая.

Лимон обесцветил чайную окраску, потому , что в лимоне есть лимонная кислота.

И мы узнали, что  не сахар, а лимон – действительно волшебник, который  обесцветил чай.

Нам стало интересно, а сможет ли лимон обесцветить, что- нибудь ещё? Например ткань ? С этим вопросом мы пошли на прачку, к Валентине Петровне , где она нам рассказала и показала об ещё одном фантастическом свойстве лимона.

Эксперимент «Лимон- пятновыводитель»

Цель: узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани.

(На ватный диск и кусочек ткани  капнули йод, образовалось коричневое пятно, а потом капнули свежее выжатый сок лимона, как оказалось, лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, Без применения химических веществ.)

Мой папа любит читать книги про разведчиков  и  мне рассказал, что раньше разведчики свои послания прятали с помощью молока, т.е. писали молоком и потом нагревали на лампочке и послание становилось видным.  Я рассказал об этом ребятам в садике, они очень удивились и даже не поверили. Мы начали спорить. А наши воспитатели сказали, что это действительно так и предложили нам продолжить лимонное путешествие  и проверить,  а сможет ли сок лимона зашифровать письмо?

Эксперимент «Засекреченное послание»

Цель: Узнать, как ведет себя лимон при нагревании.

Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге. Наше «послание» оказалось рассекреченным. Опыт можно применить в игре.

У нас в группе есть экспериментальный уголок, в котором  нам очень нравится заниматься и  экспериментировать. С Людмилой  Васильевной мы проводили опыт, что тонет, а что нет. И она предложила нам продолжить наше лимонное путешествие и узнать , а тонет ли лимон?

Эксперимент  «Тонет – не тонет»

Цель: Утонет или не утонет?

Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно. Рассмотрев  лимон,  мы  увидели, что в кожуре  много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде.

Людмила Васильевна предложила очистить лимон от кожуры и посмотреть утонет ли он теперь?

Очистили лимон, положили его в воду, он сразу утонул,   очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

Мы выяснили, что, оказывается , в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Моя мама, очень любит готовить, она часто печёт пироги, а я ей помогаю, однажды мама в ложку насыпала чайной соды и добавила туда сок лимона. И вот тут то и началось самое интересное! В ложке всё зашипело , забурлило. Мама, сказала, что началась реакция. А папа засмеялся и сказал, что сейчас он мне покажет фокус, как лимон надует шарик.

Эксперимент «Лимон надувает воздушный шарик »

Цель: узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.

При  взаимодействии соды и кислоты лимона образуется газ, который может надуть шар.

На этом наше лимонное путешествие не закончилось, Андрей рассказал , что его мама , когда режет яблочки и кладёт их на блюдце, сбрызгивает их лимонным соком, и из-за этого яблоко не темнеет. Мы решили проверить.

Эксперимент  «Яблоко и лимон – друзья».

 Делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.

Оказывается, что под воздействием воздуха яблоко  приобретает коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

А вот теперь наше лимонное путешествие подошло к концу и мы узнали, что

Ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном!  

Поэтому мы вам советуем,  соблюдая меры предосторожности и рекомендации врачей, ешьте как можно чаще лимоны. В скором времени вы забудете, что такое усталость и тоскливое настроение

 Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будьте здоровы. Надежный лекарь избавит вас от старых болезней и убережет от новых.

III Заключение 

Выдвинутая нами гипотеза , что  лимоны обладают не только целебными свойствами, но имеют и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами оказалась верной. Цель и задачи нашей работы достигнуты. Проведенные исследования и обзор литературы позволили нам не только сделать правильные выводы о пользе лимона, но и  узнать историю лимона, где применяется лимон и сделать соответствующие выводы.

 Лимон служит как тонизирующее, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее, восстанавливающее, Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, , так и в бытовых ситуациях. Поистине лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт.

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия «Я познаю мир», М. А. Торопова
  2. Большая энциклопедия дошкольника., РООССА
  3. Детская энциклопедия. «Росмен», Д. Элиот
  4. Энциклопедия полезных комнатных растений. Лимон. А. Блейз.
  5. Вехов В. Н., Губанов И. А., Лебедева Г. Ф. Культурные растения СССР / Отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1978. — С. 201—203. — 336 с. — (Справочники-определители географа и путешественника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...