Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ
статья на тему

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и других физических дефектов»- гласит девиз, вписанный в Устав Всемирной организации здравоохранения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  здоровьесберегающего пространства в ДОУ

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и других физических дефектов»- гласит девиз, вписанный в Устав Всемирной организации здравоохранения.

Искусство долго жить, прежде всего, в том, чтобы научиться следить за своим здоровьем с детства. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,  ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Впервые о необходимости культуры здоровья и её сущности высказался крупнейший микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное научить человека правильному безопасному выбору в любой ситуации только полезного содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является сохранение и повышение уровня здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой.

Ведущий педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье. Нет. Детям совершенно так же,  как и взрослым, хочется быть здоровым и сильным, только дети не знают, что для этого надо делать». В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей как никогда ранее является актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких- либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Здоровье определяется многочисленными внешними и внутренними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Только здоровый ребёнок может усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учереждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии. Усилия воспитателей как никогда направлены на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающий процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Сущность здоровьесберегающих  технологий, что они имеют этапность, включая в себя набор определённых  действий, на каждом этапе позволяя педагогу предвидеть промежуточные результаты и итоговые результаты собственной профессионально - педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду. Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности  осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Всё это позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием медицинской помощи и самопомощи. Применительно к взрослым – валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающие технологии делятся на виды:

  1. По характеру действия на ребёнка

1.1.Защитно – профилактический;

1.2.Компенсанаторно – нейтрализующий;

1.3. Стимулирующий;

1.4. Информационно – обучающий.

2. По функциональному назначению

2.1. Организационно – педагогический;

2.2. Психолого – педагогический;

2.3. Учебно – воспитательный.

Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Детский сад и семья – вот две основные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна даже самая лучшая физкультурно – оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй – если в дошкольном учереждении не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги). Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....

Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и  расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...