«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».
методическая разработка на тему

 

Аннотация:

Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».

Пименова Ольга Александровна

Воспитатель ГБДОУ №16 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Аннотация:

Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных ФГОС дошкольного образования.

Одной из важнейших задач социализации личности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Возрастные особенности дошкольника определяют игру как единственно верное средство их социализации. Это объясняется тем, что:

- игра наиболее созвучна с «природой» ребенка (реализует потребность в активности, общении, самостоятельности);

- игра максимально содействует развитию личности ребенка (физическое, психическое, социальное);

- максимально способствует социализации ребенка, так как происходит  тренировка социальных ролей;

Среди всех видов игр выделяется подвижная игра. В отличии от других, подвижная игра доставляет не только эмоциональное удовольствие, но и двигательное, что очень важно, т.к. дети дошкольного возраста очень подвижны и активны.

Цель – развивать у дошкольников навыки невербального общения по  средствам подвижной игры.

Задачи:

  1. создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений;

2. познакомить со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности;

3. способствовать применению полученных навыков невербального общения и  коммуникативные умения в самостоятельной деятельности.

Этапы усвоения детьми навыков невербального общения и коммуникативных умений:

  1. упражнения, в ходе которых дети присваивают навыки невербального общения и коммуникативные умения;
  2. автоматизация в ходе подвижной игры;
  3. свободное использование полученных навыков в ходе самостоятельной деятельности.

Из всего выше сказанного, мы видим, что работа должна быть направлена на развитие невербального общения  и коммуникативных умений, т.е умение управлять своими эмоциями, умение высказывать и доказывать свое мнение, умение вызывать желание общаться у партнера.

Как мы это осуществим через подвижную игру?

Итак, умение высказывать и доказывать свое мнение предполагает определенный уровень речевого развития  у детей. Любая из подвижных игр, имеет название и текст. За счёт стихов, которые содержатся в игре, у ребёнка развиваются вербальные и невербальные средства коммуникации (общения). При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен между детьми и взрослым, т.к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов воспитателя. Непосредственно во время игры происходит тактильный контакт между детьми, где каждый ребёнок должен быть эмоционально уравновешен -  легонько касаться при пятнашках, не толкаться. По окончанию игры подводятся итоги, где высказываются в первую очередь дети, высказывают своё мнение, оценивают себя, друг друга. Для развития невербальных средств коммуникации (общения), можно использовать этюды, как подводящий этап к подвижной игре. Этюды будут учить ребёнка передавать настроение, повадки, черты того или иного элемента.

Кроме того сама методика проведения игры помогает нам решить поставленные задачи.

   При подборе игры воспитателю необходимо руководствоваться не только образовательной программой, но и желанием детей. Это будет способствовать развитию коллективизма, умению слушать, уважать мнение других детей. Каждая игра должна давать детям двигательное и эмоциональное обогащение.

Сбор детей проводится быстро и интересно. Важно продумать приёмы сбора. К сбору на игру важно привлекать детей. Это позволит дать ребёнку, не только определённые навыки, но и чувство значимости, что бесспорно влияет на его самооценку.

После того как дети собрались, следует объяснение игры. Объяснение должно быть кратким и понятным,  интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Принципиально важной является последовательность объяснения: сначала - условия, потом - вопрос. Последовательность объяснения:

  1. назвать игру и её замысел;
  2. предельно кратко изложить содержание;
  3. подчеркнуть правила;
  4. напомнить движения;
  5. распределить роли;
  6. раздать атрибуты;
  7. разместить играющих на площадке;
  8. начать игровые действия.

После объяснения необходимо закрепить правила. Спросить поняли ли дети правила, попросить повторить их или объяснить кому-то из сверстников. Тем самым развиваем не только речь детей, но и умение объяснять, умение выслушать, задать вопросы.

После закрепления правил, идёт распределение ролей. Роли определяют поведение в игре. Роли должны определяться вместе с детьми. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность взрослого в том, что ребёнок выполнит важное поручение. Для назначения на ведущие роли часто используется считалочки, так как они предупреждают конфликты. Распределив роли, мы начинаем игру. В целом  контроль за ходом игры, направлен на выполнение её цели. Большое количество замечаний  о не правильном выполнении, отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому их надо делать  в доброжелательной форме. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети и дети с низкой самооценкой.

В руководстве игры взрослый должен следить за тем как дети играют, как осуществляют тактильные контакты. Следует напомнить дошкольникам, что при пятнании, водящий слегка касается друзей, а не толкает, не хватает.

Важным моментом является оценка игры. К оценке игры должны обязательно привлекаться дети. Тем самым мы развиваем у детей умение высказывать своё мнение, умение доказать его, умение управлять своими эмоциями.

Всё это безусловно необходимо для взаимодействия детей друг с другом и взрослым, для развития у них навыков невербального общения и коммуникативных умений.

        Примеры подвижных игр, направленных на развитие невербального общения и коммуникативных умений у дошкольников.

Игры для самых маленьких

«Тишина и шум».
Игра за столом. Сначала произносим текст и выполняем соответствующие движения:
Пальчиком, пальчиком
Тук-тук тук - тук!
(стучим по столу указательным пальчиком, а затем постепенно всеми остальными)
Ладошкой, ладошкой -
хлоп- хлоп хлоп - хлоп!
Локтями, локтями
стук-стук стук-стук!
На головку руку по - ло - жи!
Что-то очень важное скорей скажи!
А теперь из пальчиков очки сложи.
(Из указательного и большого пальцев делаем круги и прикладываем к глазам)
Рот закрой и хитро по - мол - чи!
(Дети прикладывают указательные пальцы ко рту и замолкают до тех пор, пока кто-нибудь не засмеется или не заговорит)
«Заинька»
(игра с пением, слова и музыка народные)
Взрослый поет песенку и показывает детям движения.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
(Дети топают ножками, руки на поясе.)
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! (2 раза)
(Дети хлопают в ладоши.)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! (2 раза)
(Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки на поясе.)
Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши! (2 раза)
( Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может).
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись! (2 раза)
(Дети наклоняются, разводя руки в стороны.)
Когда малыш запомнит все слова, дайте ему возможность выступить "соло".
«По ровненькой дорожке»
Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке. Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам...
В яму - бух!
При словах "По ровненькой дорожке" дети идут шагом. 
На слова "По камешкам, по камешкам" - прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. 
На слова "В яму - бух!" присаживаются на корточки. "
Вылезли из ямы", - дети поднимаются.
Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
Здесь мы живем.
По окончании текста малыши бегут в "дом" (заранее договариваются, где будет дом - на диване, стуле и т.д.).
Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Можно удлинять или укорачивать двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.
«Зайка серый умывается»
Все играющие образуют круг. Выбранный, зайкой становится в середину. Дети произносят:
Зайка серый умывается, 
Видно, в гости собирается. 
Вымыл носик, 
Вымыл ротик,
Вымыл ухо, 
Вытер сухо! 
Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.
Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек - 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание.
«Кабачок»
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок - "кабачок". Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок, 
Тоненькие ножки, 
Мы тебя кормили, 
Мы тебя поили, 
На ноги поставим, 
Танцевать заставим. 
Танцуй, сколько хочешь, 
Выбирай, кого захочешь !
"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "кабачком". Игра повторяется несколько раз.
«Динь-динь-бом!»
Динь-динь-бом!
(дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)
Ходит кошка с бубенцом!
(Ладонями по столу изображают движения кошачьих лап)
Мыши сразу услыхали.
Динь-бом, динь-бом!
Быстро в норку побежали.
(Кончики пальцев быстро бегут по столу)
Динь-бом, динь-бом!
Затворили крепко дверь.
(Дети прячут руки под стол.)
Динь-бом, динь-бом!
Не поймаешь их теперь!
Динь-бом, динь-бом!
(Дети "грозят пальцем" то левой, то правой руки).
"Твои пальчики"
Вы показываете малышу движения, он повторяет за вами.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной!
(Показываете ребёнку большой палец)
Этот пальчик -указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните средний палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать)
«Весёлый гном»
Жил да был весёлый гном
(дети поднимают руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами.
(описывают вокруг ушей большие круги)
Он на сахарной горе
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник)
Спал под воротами.
(пальцы изображают ворота.)
Вдруг откуда ни возьмись 
Великан явился.
(Руки высоко подняты над головой)
Скушать гору он хотел
(движения, будто едим руками),
Только подавился!
(Хватаем воздух ртом и надуваем щеки)
Ну, а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома)

Игра «Назови ласково».

Ход игры: Ведущий передает мяч и называет соседа справа лаского и так по кругу.

Игра «Кто позвал?»

Ход игры: Педагог обнимает водящего и проговаривает:

«Настя, ты сейчас в лесу,

Кто позвал тебя ау?»

И указывает рукой до одного из играющих, и тот называет по имени водящего. Если водящий правильно отгадал, то они меняются местами. Если ошибся, то вновь закрывает глаза, и игра продолжается. Через некоторое время водящего меняют.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Ход игры: Один из играющих – волк, остальные зайцы. На одной стороне расположены домики зайцев – кружки (или просто за чертой), на другом конце зала – дом волка (овраг). По сигналу воспитателя: «На лужок!» зайцы прыгают на двух ногах (по всему залу), присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» зайцы убегают, а волк выбегает и оврага и ловит их. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.

Игра «Нитка-иголка».

Ход игры: Дети беруться за руки, образуя цепочку. Направляющий – это иголка. Куда «иголка», туда и нитка. Задача на оборвать «нитку», т.е не расцеплять руки.

Подвижная игра « У медведя во бору»

Ход игры: Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Он на нас рычит.

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

Подвижная игра «Кот и мыши».

Ход игры: Дети становят в круг. Идут по кругу и проговаривают слова, водящий сидит внутри круга.

Тра-та-та, не боимся мы кота,

Тра-та-та, не боимся мы кота.

Как только педагог говорит: «Кошечка просыпается, мышки разбегаются», дети убегают от водящего.

Игра «Пузырь».

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. Сходятся в центр круга, близко друг к другу, затем расходятся и говорят слова:

Надуйся пузырь, надуйся большой,

Да не лопуйся,

А пузырик взял и лопнил, ши-и-и-и.

Проговаривая, последнии слова снова сходятся в круг и присядают.

Игра «Водяной».

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. Водящий «водяной» сидит с закрытыми глазами (шарфом) в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова:

Дедушка-Водяной, что сидишь ты под водой?

Выходи на чуточку, на одну минуточку.

По окончанию текста дети замирают на месте. Водящий идят и ищит ребенка, затем должен его ощупать и назвать.

Игра «Задуй свечу».

Ход игры: Дети представляют, что держат в руках свечу, подносят ее ко рту и «задувают».

Игра-имитация « Волк»

Ход  игры: Педагог показывает  движения,  дети повторяют  и проговаривают текст.

Я серый волк зубами щелк,

Я ищу себе иду,

Я всегда голодный у-у-у.

Поскорее побегу, может что-нибудь найду.

Ситуативная игра «Котик и ежик на качелях».

Инсценировка стихотворения.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга – Котик и Ежик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул, Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!»

А Ежик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Еж, мне как товарищ совсем не хорош».

Выход из проблемной ситуации.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга – Котик и Ежик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул, Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя, мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»

Ситуативная игра – история  «Машина».

Котику мама купила машину: кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Котик, довольный, помчался во двор.

Ежик машину увидел, и вот молча у друга ее он берет.

Чудо-игрушку хочет отнять, Котик ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, Ежу: «Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».

Выход из проблемной ситуации.

Ежик сказал: «Мы стобою друзья. Очень мила мне машинка твоя,

Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть, ее аккуратно я буду катать ».

Котик ответил: «Конечно, бери. Кнопку для старта скорее нажми!»

Ситуативная игра – история  «Случай в малине».

День был июльский, и жаркий, и длинный.

Котик и Еж собирали малину. Только в траве, возле старой березы,

Котику в лапу вонзилась заноза. Просит он Ежика: «Друг, помоги!

Мама малинку ждет в пироги!»

«Я не желаю тебе помогать, лапкой одной можешь ягоды рвать.

Не я уколол тебя», - Ежик сказал, в помощи другу он отказал.

Выход из проблемной ситуации.

- Не огорчайся, мой друг, не беда! Ведь помогаю тебе я всегда!

- Вместе мы сладкой малины нарвем, сладкий пирог вместе мы испечем.

Ситуативная игра – история  «Ириски».

Котику как-то купили ирис с очень веселым названьем «Кис-кис».

Лучше ириса нет в мире конфет! (Это, признаться, уже не секрет.)

Ежик сказал: «Я конфеты люблю! Не угостишь – я тебя уколю!»

Котик ответил: «Если ты злой, значит, ириски не дам ни одной!»

Выход из проблемной ситуации.

Котик ни капельки не удивился: «Что же ты, Ежик, так рассердился?

Ирис я принес, чтоб тебя угостить. Просто ты, Ежик, забыл попросить!»

Игра-имитация «Медведь»

Ход игры: Педогог читает стихотворение ,надев шапочку-маску медведя:

Я зверь лесной.

Я сплю зимой,

В лесу хозяином

Живу-у-у-у-у.

Я большой и неуклюжий ,косолапый и смешной

Я живу в лесу дремучем, очень мед люблю пахучий.

Педагог показывает повадки медведя, дети повторяют.

Игра-иметация « Лиса»

Ход игры: педагог показывает ,как крадется лиса,как виляет хвостом и т.д.  Все дети повторяют эти движения.

Я хитрая лиса, леса темного краса,

По полянке бегу, лисий след свой замету и зайчишку подстерегу.

Я рыжая плутовка, хитрая и ловкая.

В сарайчик попаду, цыпленка украду.

Подвижная игра «Веселый хоровод»

Ход игры : Педагог  вместе с детьми встает в круг. Он читает стихотворение сопровождая их движениями и жестами. Дети повторяют за педагогом.

Ношками затопали, зашагали по полу ,

То-топ-топ, топа-топа-топ.

Скачет словно зайчики – прыг ,прыг,скок.

Девочки и мальчики – прыг ,прыг,скок.

Прыгают как белочки–   прыг ,прыг,скок.

Мальчики и  девочки– прыг ,прыг,скок.

Ходят дети ножками ,ножками –сапожками.

То-топ-топ, топа-топа-топ.

Топаем мы ножками, но хлопаем ладожками.

Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп.

У лягушек по дорожке тоже скачут, скачут ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква.

Не мешай нам киска, брысь!

На дорожку не садись.

Здесь дороженька одна, нам дороженька нужна.

Ходят ,ходят наши ножки, ходят ходят по дорожке.

То-топ-топ, топа-топа-топ.

Зайка, зайка походи.

Зайка серый, погляди.

Зайка, топни ножкой.

Серый, топни ножкой.

Вот так, вот так,

Зайка наш плясать мастак.

Гуси-гусенята-дружные ребята.

Ходят весело гуськом без сопожек-босиком.

Лапками затопали – топ-топ-топ.

Крыльями захлопали-хлоп-хлоп-хлоп.

Дети ходят ножками-топ-топ-топ.

Хлопают ладожками хлоп-хлоп-хлоп.

Игра «Давай поздороваемся».

Ход игры: Дети по сигналу педагога хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встретится на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок-здороваемся за руку , два хлопка-здороваемся плечиками, три –спинами.

Пальчиковая игра «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравству, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – всех я вас приветствую!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

"Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников"

Данный методический материал поможет педагогам разнообразить повседневную детскую двигательную деятельность детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольни...

Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"  

Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...

Презентация "Народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"

Этот материал поможет воспитателям  сформировать у детей старшего дошкольного возраста  доброжелательные отношения между сверстниками и в развитии навыков общения посредством народных подвиж...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал посвящен развитию общения старших дошкольников на музыкальных занятиях....

Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств у младших дошкольников"

В статье раскрывается роль подвижной игры в развитии и воспитании основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Даются краткие рекомендации по подготовке к игре её организации. Делается выв...