Спорт с раннего детства.За или против.
занимательные факты на тему

Чумакова Любовь Валентиновна

Многие родители хотят, чтобы их ребенок приобщился к физической культуре и спорту как можно раньше, и уже в 3–4 года начинают искать для него спортивную секцию. Идя навстречу пожеланиям родителей, детско-юношеские спортивные школы открывают группы для детей для занятия спортом в дошкольном возрасте, чтобы постепенно готовить их к систематическим занятиям спортом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sport.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Многие родители хотят, чтобы их ребенок приобщился к физической культуре и спорту как можно раньше, и уже в 3–4 года начинают искать для него спортивную секцию. Идя навстречу пожеланиям родителей, детско-юношеские спортивные школы открывают группы для детей для занятия спортом в дошкольном возрасте, чтобы постепенно готовить их к систематическим занятиям спортом. Однако нередко подобные решения приводят к детскому травматизму и на то есть несколько причин. Спортивные секции часто организуются и на базе дошкольных образовательных организаций. В проведении таких занятий есть свои преимущества: родители экономят время на подвозе ребенка в спортивную школу, а детский сад получает возможность реализовывать программы дополнительного образования и оказывать платные услуги. Известно, что решение о занятиях спортом принимает не дошкольник, а его родители. Определяя, куда отдать ребенка, взрослые, как правило, исходят из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Как показало изучение мотивов родителей при выборе для ребенка спортивной секции, наиболее значимыми являются: доступность и удобное время занятий для дошкольников, близкое расположение места проведения занятий к дому. Значительно реже родители руководствуются такими мотивами, как чрезмерная активность ребенка, желание воспитать у ребенка уверенность в себе, рекомендации врачей, необходимость укрепления здоровья, отсутствие платы за занятия, стремление вырастить будущего спортсмена. Таким образом, вид занятия спортом в дошкольном возрасте для родителей не так важен. Чаще всего направление спортивной секции определяет приходящий тренер или инструктор по физической культуре детского сада, который проводит дополнительные занятия. Результаты анализа мнения родителей о спортивных перспективах их детей (проведенного специалистами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры) показали, что около 20% родителей хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом города, а 30% – кандидатом в мастера спорта. В то же время для половины родителей не важно, что выйдет из занятий спортом в дошкольном возрасте их ребенка. Оценка необходимости занятий спортом в дошкольном возрасте По вопросу целесообразности занятия спортом в дошкольном возрасте специалисты высказывают разные точки зрения. Одни считают, что занятия спортом в дошкольном возрасте оказывает негативное влияние на их организм и психику. По мнению других, занятия спортом формируют у дошкольников позитивное отношение к здоровью, помогают в организации досуга, а в дальнейшем и в поиске места в жизни. О важности занятий спортом в дошкольном возрасте свидетельствует то, что в последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей-дошкольников. Нарушения чаще всего касаются нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Причин тому множество, прежде всего отсутствие у детей мотивации к двигательной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки дошкольников в образовательном процессе. Малоподвижность детей – проблема мирового масштаба. Результаты зарубежных и отечественных исследований свидетельствуют о неоценимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Например, в результате аналитического исследования проблемы двигательной активности канадских дошкольников выяснилось, что только 54% детей занимаются физкультурой или подвижными играми в течение положенных 60 мин. двигательной активности в день.  Исследования, проведенные в нашей стране, также подтверждают то, что потребность в занятиях физическими упражнениями ребенку необходимо прививать с раннего детства. Для достижения эффективных результатов занятия должны быть регулярными (не реже 2–3 раз в неделю) и, конечно, приносить ребенку радость и положительные эмоции. Правильные занятия спортом в дошкольном возрасте, основанные на соответствующих особенностям детского организма методике обучения и тренировках, могут стать важнейшим средством достижения оздоровительного и спортивно-образовательного эффекта, обеспечивающего всестороннее развитие детей. Важно помнить, что детский спорт не должен быть «настоящим» спортом. Если спорт взрослых нацелен на выявление запредельных возможностей человека, то занятия спортом в дошкольном возрасте направлены на получение ребенком специальных знаний, умений, навыков и воспитание качеств, позволяющих участвовать в спортивных соревнованиях. Итоги детских спортивных соревнований должны рассматриваться только как демонстрация продвижения по пути к спортивному мастерству. Достижение уровня спортивного мастерства становится долговременной целью лишь для ограниченного количества исключительно одаренных и высокомотивированных юных спортсменов. Для абсолютного большинства детей занятия спортом в дошкольном возрасте остаются способом самовыражения и укрепления здоровья. Опасные и вредные упражнения при занятии спортом в дошкольном возрасте Достигнутый к 4–5 годам у многих детей уровень общего, в том числе двигательного развития, позволяет начинать занятия на начальном этапе спортивной подготовки. Главные цели данного этапа – ознакомление с конкретными видами спорта, создание прочного фундамента общей физической подготовки и первичное овладение отдельными базовыми элементами спортивной техники. Занятия спортом в дошкольном возрасте в силу возрастных особенностей должны кардинально отличаться от тренировок школьников.

Опасность для дошкольников могут представлять общеизвестные упражнения, широко используемые в тренировочном процессе детей школьного возраста и взрослых, например:

 • сед на пятках;

• наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками;

 • разгибание рук в локтевых суставах;

 • висы на перекладине;

• бег с высоким подниманием бедра или «захлестыванием» голени;

 • бросание набивного мяча и т. п.

При организации спортивных секций в детском саду необходимо помнить о том, что детям при занятии спортом в дошкольном возрасте противопоказаны упражнения, требующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание на руках), так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, и затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания.

 Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.). Руководитель дошкольной образовательной организации должен помнить, что он несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Очень внимательно следует относиться к организации спортивных секций в детском саду и контролировать качество программ, по которым проводятся занятия. Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата дошкольника прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка. Нежелательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой (метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге), так как они способствуют развитию сколиотической осанки у дошкольников. Особенности перенесения нагрузок детским организмом при занятии спортом в дошкольном возрасте Упражнения для дошкольников должны подбираться с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма. При занятии спортом в дошкольном возрасте у детей характерна несовершенная регуляция сердечной деятельности. Мышечные усилия нередко вызывают нарушения правильного ритма работы сердца и одышку. При проведении тренировок необходимо учитывать малый резерв увеличения систолического выброса крови детским сердцем. Поэтому, определяя физическую нагрузку для каждого ребенка, следует ориентироваться прежде всего на частоту сердечных сокращений. Другой особенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку является слабая переносимость гипоксии (кислородного голодания). Поэтому любую физическую нагрузки нужно увеличивать осторожно и постепенно. Восстановительный период после занятий спортом в дошкольном возрасте протекает медленнее, чем, например, у детей школьного возраста, поэтому им требуется достаточно времени на отдых. 

Однако это касается лишь значительных физических нагрузок. При малой и средней интенсивности работы восстановительные процессы у дошкольников протекают даже быстрее, чем у взрослых. Период восстановления после занятий спортом в дошкольном возрасте неодинаков у разных детей: его длительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка и уровня его физической подготовленности.

 После 4–5 лет у детей постепенно увеличивается сила отдельных мышц, однако силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление. Дети более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям.

Поэтому предпочтение следует отдавать упражнениям общего физиологического воздействия, вовлекающим в работу большое количество групп мышц и интенсивно влияющим на дыхательную и сердечно- сосудистую системы. Правильное применение физических упражнений при занятии спортом в дошкольном возрасте .

Требование бережного отношения к состоянию опорно-двигательного аппарата ребенка предполагает реализацию комплексов упражнений в щадящем для шейного и поясничного отделов позвоночника режиме.

Такой режим предусматривает:

• исключение упражнений, связанных с переразгибанием позвоночника в шейном отделе в переднезаднем направлении;

 • выполнение упражнений на развитие гибкости только за счет медленных и плавных потягиваний;

  • исключение резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловища;

• выполнение наклонов туловища с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;  

• для исключения гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и напряжение мускулов (прежде всего это касается упражнений, направленных на развитие силы). Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы детей. С целью определения основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей специалистами Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена разработаны методические рекомендации по использованию физических упражнений на физкультурных занятиях*. В рекомендациях указаны упражнения, которые представляют опасность для здоровья дошкольников, и предложены варианты изменения исходных положений или методик их выполнения. Примеры подобных изменений представлены в таблице. Варианты замены опасных и вредных для здоровья дошкольников упражнений * Полный перечень опасных для здоровья дошкольников упражнений и примеров их изменения приведен в учебном пособии «Теория и методика физической культуры дошкольников» под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева.Источник: http://www.resobr.ru/article/59259-qqe-16-m05-zanyatiya-sportom-v-doshkolnom-vozraste-chto-mojno-i-chego-nelzya?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_17062016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Раннее развитие: за или против?»

Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а мо­лодых родителей уже беспокоит не только здоровье, пи­тание, режим крохи, но и его развитие. Что такое "раннее развитие"; для чего оно необходимо и как...

консультация для родителей "Любовь к спорту начинается с детства"

Советы родителям по обучению игры в хоккей и баскетбол с детьми 5-7 лет. Это может сделать каждый, ими может воспользоваться даже не умеющий играть и не фанат спорта. Это поможет привить любовь к спор...

сценарий спортивно-музыкального развлечения для детей 3-7 лет "Со спортом дружим с детства мы!"

Сценарий разработан для проведения спортивного развлечения с музыкальным сопровождением и интеграцией в музыкальное воспитание летом на улице. Развлечение охватывает детей 3-7 лет - предполагаетс...

Раннее развитие. За или против?

Давайте разберемся вместе - дает ли ранний старт какие-либо преимущества. В чем «плюсы» и «минусы» раннего развития....

Сценарий спортивно - игрового праздника «Спорт начинается с детства» (Автор Кривцова Е.Н.)

-Закрепление раннее разученных навыков: прыжки через препятствия, упражнения с мячом, бег на скорость.-Развитие физических качеств в активной двигательной деятельности. ...

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе " Со спортом дружу с детства"

Открытое звнятие по физической культуре . Подготовительная группа.Совершенствование различные виды хотьбы, формирования правильной осанки....

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...