Учебная программа «Стремлюсь, преодолеваю, побеждаю» (для детей с ДЦП)
рабочая программа на тему

Юрова Юлия Андреевна

Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанников и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей не улучшается, а ухудшается. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата,  причем многие из них имеют сложную структуру дефекта, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами, нервно-психическими заболеваниями.

С каждым годом в дошкольное учреждение прибывают дети с недостатками развития, неблагополучным состоянием здоровья, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такие дети обучаются и воспитываются как в группе кратковременного пребывания «Особый ребёнок», так и в группах полного дня. Но обучение и воспитание должны отвечать ещё и требованиям Федерального государственного стандарта образования (Программа «От рождения до школы»). А как быть, если ребёнок не справляется с программой обучения?

Практический опыт  показывает, что объём и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в реформировании.

Какая физическая культура нужна детям, имеющим проблемы в развитии? Как помочь детям с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам скорректировать их проблемы? Возможна ли физическая реабилитация таких детей? Эти тревожные вопросы звучат сегодня не случайно.

Направлением решения этой проблемы является разработка программы по обучению естественным двигательным действиям. Обучение естественным видам движений – это приобретение умений и навыков, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении дошкольников между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1015 ДО №2

Учебная программа

«Стремлюсь, преодолеваю, побеждаю»

(для детей с ДЦП)

Разработала:

                                   инструктор по физической культуре

Юрова Ю.А.

Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанников и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей не улучшается, а ухудшается. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата,  причем многие из них имеют сложную структуру дефекта, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами, нервно-психическими заболеваниями.

С каждым годом в дошкольное учреждение прибывают дети с недостатками развития, неблагополучным состоянием здоровья, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такие дети обучаются и воспитываются как в группе кратковременного пребывания «Особый ребёнок», так и в группах полного дня. Но обучение и воспитание должны отвечать ещё и требованиям Федерального государственного стандарта образования (Программа «От рождения до школы»). А как быть, если ребёнок не справляется с программой обучения?

Практический опыт  показывает, что объём и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в реформировании.

Какая физическая культура нужна детям, имеющим проблемы в развитии? Как помочь детям с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам скорректировать их проблемы? Возможна ли физическая реабилитация таких детей? Эти тревожные вопросы звучат сегодня не случайно.

Направлением решения этой проблемы является разработка программы по обучению естественным двигательным действиям. Обучение естественным видам движений – это приобретение умений и навыков, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении дошкольников между собой.

Цель программы заключается в  реализации двигательных возможностей дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата  (диагноз-ДЦП), в достижении результатов, соизмеримых с результатами нормативного развития детей. Согласно основной цели выделяются следующие задачи: формирование у детей уверенности в своих силах, готовности к любым двигательным действиям, преодолению физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

 Разработанная программа является результатом обобщения опыта работы, педагогических и профессиональных знаний. Это  попытка построить коррекционный процесс так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, стремящиеся к включению в общество нормативного развития  сверстников, были взаимно сближены, поверили в свои силы и реализовали свои возможности и умения.

В программу положена модель «Вхождение детей с ДЦП в двигательный режим ДОУ».

Модель «Вхождение детей с ДЦП в двигательный режим ДОУ»

 Актуальность

Работа с детьми с различными формами детского церебрального паралича имеет ряд особенностей. При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причём этот процесс им не осознается?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка, что является основой для модели «Вхождение детей с ДЦП в двигательный режим».

Цель:

 Реализация двигательных возможностей детей с ДЦП,  соизмеримых с результатами  нормативного развития  сверстников.

Задачи:

1.Формирование у детей уверенности в своих силах, готовности к любым двигательным действиям

2.Формирование стремления к преодолению физических нагрузок

3.Формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Структура модели:

В основу модели положено V ступеней

I ступень – разработка и реализация индивидуальной программы физического развития

Содержание  программы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который признан решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения обучения
  • Рекомендательный характер оказания помощи.

Начальным этапом разработки программы является сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента воспитанников для учета особенностей физического развития; определения специфики и их индивидуальных возможностей;

диагностика (диагностическая деятельность) включает качественные критерии оценки выполнения физических упражнений.

На основе диагностических данных начинается этап планирования и организации. Определяется цель, задачи, содержание и формы работы, подбирается  методическое обеспечение. Результатом работы на этом этапе является разработка индивидуальных занятий  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника.

Оценочный этап включает в себя конкретные достижения воспитанника, его успехи.

II ступень – социализация в детское общество через двигательную деятельность.

Игровые задания, которые выполняют дети, увлекают ребенка. Незаметно для себя он  становится участником образовательного процесса и включается в двигательную деятельность других детей, выполняя упражнения в силу своих возможностей. Незаменимую помощь на этом этапе оказывает воспитатель, он внимательно следит за  действиями ребенка, а воспитатель по физкультуре направляет и сближает его с действиями других детей.

III ступень – установление контакта между детьми в процессе двигательных действий, посредником которого является педагог. Он создает игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей через игры в паре, кругу, прохождение полосы препятствий, подвижные игры, игры соревновательного характера.

IV ступень – взаимодействие со всей группой

Включение  во все двигательные задания, подвижные игры с заменой на те, которые реально выполнит ребенок с нарушением. Взаимодействие  ребёнку составляют или дети с высокой двигательной активностью, или дети с эмоционально положительным настроем, или просто друзья.

V ступень – обучение ходьбе на лыжах

Содержание модели:

I ступень

Цель:

Разработка индивидуальной программы физического развития для каждого воспитанника с выраженными  функциональными нарушениями

Такая программа сопровождает ребенка  в течение всего времени пребывания его в детском саду и постоянно меняется в зависимости от изменений индивидуальных возможностей воспитанника.

Принципы реализации программы:

Помимо традиционных принципов создания и реализации программ обучения и воспитания дошкольника, для реализации  индивидуальной программы физического развития важны:

- сочетание коррекционно-педагогического воздействия на воспитанника с медицинским лечением (стационары, санатории, реабилитационные центры)

- единство требований, предъявляемых  к воспитаннику, со стороны врачей (ортопеда, невролога), педагогов и родителей.

- соблюдение единых воспитательных и здоровьесберегающих воздействий на воспитанника в ДОУ и семье

- создание единых благоприятных условий организации коррекционно-педагогического процесса.

Основной  метод, используемый  при реализации индивидуального коррекционно-оздоровительного маршрута:

Метод «подводящих движений»

Обучение детей двигательным навыкам начинается с движений облегченного адаптированного варианта. Для каждого ребенка подбирается свой вариант «подводящего движения».

Задача: подготовить ребенка к выполнению в полном объеме конкретного двигательного навыка через правильное выполнение элементов  этого движения. От «подводящих движений» переходим к подготовительной части занятия.

Подготовительная часть: 

Задача:  обеспечить плавность и постепенность врабатывания детского организма в ситуацию повышенной двигательной нагрузки.

Основная часть:

Задача:  отработка и закрепление формируемого двигательного навыка.  

Виды основных движений:

- ходьба с выполнением заданий

- беговые задания в умеренной нагрузке (Догони меня, догоню тебя, раз, два, три –вместе беги).

- ползание, лазание, перелезание

- метание (катание, бросание, ловля)

- ОРУ  (с предметами, без предметов)

- упражнения на координацию

- игры и игровые упражнения

Заключительная часть:

Задача: Закрепление усвоенного движения для переноса его в новые двигательные комплексы.

Алгоритм построения индивидуального занятия

Общеразвивающая разминка (6 – 8 упражнений с повтором 3 – 4 раза)

Динамические упражнения

Упражнения на развитие мышечно-суставных ощущений, преодоление «разболтанности» или, наоборот, тугоподвижности в суставах

Игровые задания

Индивидуальная  программа  физического развития ребенка с ДЦП базируется на:

- программе «От рождения до школы»;

- программе Э.Я. Степаненковой «Физическое воспитание в детском саду», а так же на технологии Н.Н. Ефименко, Б.В. Сермеева «Содержание и методика  занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным  параличом»; и игровых фитнес – разминках «Са – фи – дансе»

Таким образом, правильно выполненный индивидуально – оздоровительный маршрут позволяет воспитаннику с ДЦП плавно перейти к следующей ступени.

II ступень – адаптационная

Задача:   адаптация к специалисту и игровому пространству зала.

 На данном этапе педагог выявляет у детей предпосылки к коммуникативной и двигательной деятельности. Игровое пространство спортивного зала стимулирует ребёнка. Незаметно для себя он становится участником образовательного процесса и включается в двигательную деятельность других детей, выполняя упражнения в силу своих возможностей.

Методический  приём, который педагоги используют на данной ступени, является создание игрушки «Пушистик». Сделанный родителями из экологически чистых материалов, «Пушистик» несёт в себе частичку домашнего уюта и маминого тепла. Практика показывает, что дети, чувствуя тепло мамы, легче переносят адаптационный период, быстрее привыкают к режимным моментам дошкольного учреждения, что немаловажно для их дальнейшего пребывания в детском саду.

   III ступень модели – взаимодействие со сверстниками в кругу, полосе препятствий, играх соревновательного характера.

Задача:  формирование навыков опосредованного взаимодействия у всех детей группы.

То есть установление контакта между детьми в процессе двигательных действий, посредником которого является педагог. Он создает игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей через игры в кругу, прохождение полосы препятствий, подвижные игры, игры соревновательного характера.

IV ступень модели – взаимодействие в паре, со всей группой.

 Задача:  формирование непосредственного коммуникативного поведения между 2-3 детьми, а затем и во всей группе на занятиях физической культурой.

 Пару ребёнку составляют или дети с высокой двигательной активностью, или дети с эмоционально положительным настроем, или просто друзья.

Таким образом, стандартный комплекс физических упражнений ребёнок повторяет за детьми в силу своих возможностей. А предложенная модель «Вхождение детей с ДЦП в двигательный режим» позволяет ребёнку реализовать свой двигательный потенциал, научиться взаимодействию в коллективе, снять эмоциональную напряжённость, приобрести уверенность в себе.

Обучение детей с ДЦП хождению на лыжах

Задача: формирование предпосылок к занятиям спортом.

Для каждого ребёнка педагог разрабатывает индивидуальную программу физического развития, результаты которой систематически оцениваются по мере освоения комплексов упражнений.

 Дети с ДЦП умеют справляться с трудностями,  не хотят отставать от своих сверстников, могут продолжать двигаться в большой мир спорта, если им предоставить такую возможность. Мы надеемся на то, что в будущем наши воспитанники смогут принимать участие в параолимпийских играх и занимать почётные места.

В предлагаемой программе раскрыты оздоровительные и коррекционно-развивающие основы формирования и развития двигательных навыков и умений с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП), с использованием успешной адаптации, оптимального двигательного режима, обеспечения их физического и эмоционального благополучия.

Программа предполагает последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, учитывает возрастные критерии подготовки детей к обучению основным движениям.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3-6 лет, и рассчитана на 3 года обучения. Реализация программы осуществляется посредством индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий (как преобладающей формой обучения).

        

Паспорт программы

Название программы

Программа «Стремлюсь, преодолеваю, побеждаю» ГБОУ детского сада компенсирующего вида № 1800 для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы

  1. Рост числа детей с диагнозом ДЦП
  2. Недостаточная  дифференцированная коррекционно-педагогическая помощь
  3. Необходимость совершенствования методов физкультурно-оздоровительной и коррекционной  работы
  4. Включение детей с ДЦП в двигательный режим ДОУ

Назначение программы

Программа предназначена для детей с особыми возможностями здоровья.

В  программе отражены оздоровительные и коррекционно-развивающие основы формирования и развития двигательных навыков и умений у детей с ДЦП.  Используются приемы для успешной адаптации, для формирования оптимального двигательного режима, для обеспечения  физического и эмоционального благополучия детей.

Цель программы

Целью  программы  является реализация двигательных возможностей детей с ДЦП, в достижении результатов, соизмеримых с результатами  нормативного развития  детей.

Основные задачи программы

Задачи:

1.Формирование у детей уверенности в своих силах, готовности к любым двигательным действиям

2.Формирование стремления к преодолению физических нагрузок

3.Формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Период и этапы реализация программы

Программа рассчитана на 3 года обучения

Ожидаемые конечные результаты

- вовлечение детей с ДЦП  в двигательный режим ДОУ

- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей

- овладение двигательными знаниями и умениями

- приблизить выполнение движений к уровню нормативного развития детей

- развитие и совершенствование предпосылок для успешной интеграции в общество.

Разработчик программы

Инструктор по физической культуре Юрова Юлия Андреевна

Структура программы

Программа по обучению дошкольников с ДЦП естественным видам двигательных действий включает в себя:

  1. Проективный блок

Проективный блок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается в обучении детей естественным видам двигательных действий с дошкольниками 3-6 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата на основе компенсаторных (резервных) возможностей организма.

В задачи по физическому воспитанию введены оздоровительный, образовательный, воспитательный и коррекционный компоненты.

Основной этап в ожидаемом результате – это приблизить выполнение движений к уровню нормативного развития ребенка, и, гибкий переход из группы кратковременного пребывания в группу полного  дня.

2. Процессуальный блок

Процессуальный блок содержит основы организации и методики работы по физическому воспитанию. В блоке раскрыты особенности адаптационного периода, организация двигательной активности с описанием алгоритма по разучиванию двигательного действия, рекомендации педагогам.

  1. Содержательный блок

Содержательный блок представлен содержанием обучения (разделами программы) с количеством занятий, учебным планом с количеством часов, содержанием учебного материала, примерным планированием на 3 года обучения.

  1. контрольно-учётный блок

Контрольно-учетный блок представляет собой методику проведения диагностического обследования, параметры оценки развития движений и диагностические карты на начало, и конец учебного года.

Проективный блок

Цель: обучить детей с  ДЦП естественным видам двигательных   действий.

Задачи:

  1. Обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья детей, и их всестороннее развитие
  2. Развивать умения выполнять основные  движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беговых упражнениях, лазании, метении)
  3. Постепенно развивать согласованность движений
  4. Путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности, формированию положительных эмоций
  5. Формировать у детей интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями с использованием игровых упражнений и подвижных игр

Основные задачи по развитию движений

  1. Обогащение двигательного опыта
  2. Развитие и совершенствование предпосылок необходимых для правильной ходьбы
  3. Тренировка равновесия и координации движений
  4. Обучение действию двумя руками одновременно в бросании и катании мячей
  5. Совершенствование  в лазании, ползании
  6. Развитие пространственных и временных ориентировок
  7. Коррекция и профилактика плоскостопия и нарушения осанки

Ожидаемый результат:

- вовлечь детей в двигательный режим ДОУ

- сохранить и укрепить физическое здоровье детей

- овладеть двигательными знаниями и умениями

- приблизить выполнение движений к уровню нормативного развития  ребенка

- развить и совершенствовать предпосылки для успешной интеграции в общество.

Процессуальный блок

Организация двигательной активности.

Работа по развитию движений начинается с выявления индивидуальных особенностей двигательной сферы ребёнка, привития интереса к занятиям физической культуры. При разучивании двигательного действия соблюдать определённый алгоритм (демонстрация педагогом действий на себе с одновременным комментированием); последовательность; совместные действия взрослого и ребёнка. Для усвоения упражнений на выработку правильной осанки подобрать игровые упражнения по подражанию и образцу. Используется груз в руках (гантели, мешочки с песком, палка). Упражнения выполняются под контролем взрослого. При обучении движению использовать в соответствии с уровнем развития ребёнка рациональное сочетание методов и приёмов, наглядный показ, совместное выполнение движений, пробовать самостоятельно, выполнить упражнение; чёткая последовательность отрабатываемых движений. Необходимо чередовать движения из разных исходных положений. На всех этапах необходимо проговаривать вместе с детьми задания, называть выполняемые действия, выполнять упражнения по образцу, подражанию, речевой инструкции. Индивидуальный подход  (учёт особенностей двигательных нарушений, психическое развитие, состояние здоровья). Включать действия с предметами (мячи разного размера, обручи, кубики), музыкальное сопровождение на занятиях.

На занятиях воспитатель по физической культуре должен учитывать следующее:

1.Учитывать конкретное состояние ребёнка в данный момент времени и перестраивать в соответствии с этим план занятий.

2. Прислушиваться к темпу и ритму действия самого ребёнка и приспосабливать к ним действия взрослого.

3. Чередовать периоды активного воздействия на ребёнка с паузами, во время которых взрослый может ожидать от ребёнка ответа на свои действия.

4. Наблюдать за свободным поведением ребёнка в начале занятия и чередовать собственные интенсивные, стимулирующие действия с наблюдением за свободным поведением ребёнка.

5. Прекращать занятие при усталости или возбуждении.

Особенности адаптационного периода в группе кратковременного пребывания

Адаптационный период включает две взаимосвязанных последовательностей:

  1. Мама – ребёнок (мама вместе с ребёнком играет в группе с целью привыкания к условиям детского сада)
  2. Педагог-мама-ребёнок (к игре мамы с ребёнком подключается педагог и берёт на себя ведущую роль, при этом наблюдает за двигательными действиями ребёнка). Используются специальные игры по подражанию, или игры по показу педагога.

Установить эмоциональный контакт с ребёнком с помощью жестов, слов, мимики, улыбки. Формировать различные способы сотрудничества  педагога с детьми

( подражания действиям взрослого, включение ребёнка в пары, мини-группы, подвижные игры), на основе игровой мотивации.

По прогнозу течения адаптации спланировать индивидуальную программу  мини- занятий для  вновь прибывших детей.

Содержательный блок

Содержание обучения на 3 года

Разделы программы

Количество занятий

1год

2 год

3 год

1.

Адаптация к воспитательно-оздоровительным нагрузкам на основе игровой мотивации

  8        

    4

  2

2.

Обследование уровня двигательных возможностей

           

    8        

     6

    4

3.

 Специальная работа по коррекции и профилактике нарушений двигательной деятельности

 

     4    

     6

     8

4.

Формирование двигательных умений  и навыков (в соответствии с разработанным планированием)

         

    32              

     28

    20

5.

Совершенствование двигательных действий

    12      

      16

     24

6.

Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности

     4      

      8

      10

Всего занятий:

    68

      68

       68

Примечание: количество занятий с учетом каникул, праздничных дней.

Примерный учебный план по обучению основным движениям

Примерное распределение учебного времени на различные виды двигательной деятельности в процессе физкультурных занятий  (при двухразовых занятиях по физической культуре)

1 год обучения – дети 3-4 летнего возраста, 2 занятия в неделю по 15 минут

2 год обучения – дети 4-5 летнего возраста, 2 занятия в неделю по 20 минут

3 год обучения – дети 5-6 летнего возраста, 2 занятия в неделю по 25 минут.

Учебный материал

Первый год обучения

3-4 года

Количество часов

Второй год обучения

4-5 лет

Количество часов

Третий год обучения

5-6 лет

Количество часов

Упражнения в ползании, лазании

10-12

10-12

7-8

Базовая двигательная деятельность

(ходьба, бег, построения)

80

80

80

ОРУ без предметов, с предметами

8-10

8-10

14-16

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании

20-24

20-24

24-26

Упражнения в равновесии

15-18

15-18

15-18

Подвижные игры, как средство совершенствования перечисленных выше движений

25-27

25-27

25-27

Содержание учебного материала

1 год обучения

3-4 года

Основной задачей обучения является формирование у детей умения действовать по показу воспитателя по его указаниям.

Упражнения в построении

-  строиться без равнения с помощью воспитателя, держась за веревку рукой, в круг; вдоль веревки, лежащей на полу.

Упражнения в ходьбе

- ходьба стайкой за воспитателем и к воспитателю с использованием игрушек

-  ходьба друг за другом за воспитателем

- ходьба самостоятельно друг за другом, держась за веревку

-ходьба с хлопками

-ходьба на носках, пятках

-ходьба с перешагиванием через палку

Упражнения в беге

-бег стайкой

-бег за воспитателем и самостоятельно

-бег группой

-бег по узенькой дорожке

-бег вдоль веревки, положенной на пол

Упражнения в ползание и лазание

-перелезание со страховкой

-ползать по мягким матам

-ползать по наклонным матам

-подползать под веревку

-залезать на препятствия и спускаться с них (мягкие модули)

-лазание по гимнастической стенке (с первой рейки с пролета на пролет)

-лазание вверх по гимнастической стенке удобным для ребенка способом со страховкой

Упражнения в равновесии

-ходьба по узкой и широкой дорожке, по доске, по наклонной плоскости

-ходьба по бревну, скамейке

-ходьба с перешагиванием через предметы, гимнастические палки

-кружение на месте с переступанием, используя платочки, флажки

Упражнения в катании, ловле, бросании

-катание мяча в прямом направлении из разных исходных положений

-катание друг другу

-катание мяча в воротики

-бросок мяча от воспитателя и ловля его, и наоборот

-броски мяча из разных исходных положений в прямом направлении

-метание на дальность правой левой рукой

Подвижные игры

-игровые упражнения с использованием мяча, платочков, пушистых шариков, обручей, игрушек

Игры с бегом

«Бегите ко мне», «Найди свой цвет», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Догони мяч», «Мой веселый звонкий мяч»

Игры с бросанием и ловлей

«Давай познакомимся», «Кто дальше бросит мяч», «Попади в круг»

Игры на ориентировку в пространстве

«Найди, где спрятана игрушка», «Найди свое место»

2 год обучения

4-5 лет

Упражнения в построении

-строиться в шеренгу, вдоль веревки, в круг, в колонну с использованием зрительных ориентиров

Упражнения в ходьбе

-ходьба группой

-друг за другом по кругу

-вдоль веревки

-парами

-взявшись за руки

-на носках, на пятках

-с изменением положения рук

Упражнения в беге

-бег в заданном направлении

-в заданном темпе

-«змейкой»

Упражнения в ползание, лазание

-ползание на животе

-по скамейке на четвереньках

-по наклонной доске

-на четвереньках вперед, назад

-перелезание через модули

-лазанье по гимнастической стенке произвольным способом

Упражнения в равновесии

-ходьба вдоль веревки, положенной змейкой

-по балансировочной пирамидке

-по бревну с изменением положения рук

-кружение с последующим приседанием по сигналу

-ходьба с перешагиванием рейки лестницы

Упражнения в катании, ловле, бросании

-прокатывание мячей друг другу

-бросание мяча друг другу

-бросание мяча двумя руками из-за головы через веревку

-бросание мяча вверх и ловля его двумя руками

-отбивание мяча о землю двумя руками

-метание на дальность правой левой рукой

-метание в вертикальную цель

Подвижные игры

С ходьбой «Огуречик, огуречик», «Займи себе место»

С бегом   «Самолеты», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Перебежки через вращающуюся скакалку»

С прыжками  «Зайка серенький сидит»

С бросанием и ловлей  «Подбрось-поймай», «Сбей кегли»

На ориентировку в пространстве  «Найди, где спрятано», «Прятки

3 год обучения

5-6 лет

Упражнения в построении

-самостоятельно по инструкции воспитателя вставать в шеренгу вдоль черты

-равняться по носкам

-в колонну по одному, по два

-в большой, маленький круг

Упражнения в ходьбе

-друг за другом в обход зала

-парами

-с изменением положения рук

-на носках, пятках

-с изменением направления

-змейкой

-с остановкой по сигналу

-с предметом в руках

Упражнения в беге

-бег за воспитателем

-самостоятельно

-друг за другом

-с изменением направления

- между  различными  предметами

-врассыпную

-в чередовании с ходьбой

-парами

-за мячом, обручем

Упражнения в ползании, лазании

-на четвереньках вперед, назад, вправо, влево

-«пластунским способом»

-лазание вверх по гимнастической стенке, переходить приставным шагом на другой пролет и спускаться вниз

Упражнения в метании

-в вертикальную, горизонтальную цель

-на дальность разными способами

-передача друг другу по кругу одного или двух мячей

-передача мяча друг другу броском снизу, а также ударом о пол

-броски мяча о пол и ловля его

-подбрасывание мяча вверх и ловля его

-отбивание мяча двумя руками на месте, в движении

Упражнения в равновесии

-ходьба по бревну, скамейке боком приставными шагами

-ходьба по бревну с перешагиванием через предметы

-сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге, руки в стороны

-повороты кругом в ходьбе и беге

-изменением направления в беге друг за другом

Подвижные игры

С ходьбой  «Не оставайся на полу», «Золотые ворота»

С бегом  «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди»

С ползанием «Кто скорее доберется до флажка»

С метанием «Попади в обруч», «Сбей кеглю»

Контрольно – учетный блок

Пояснительная записка к проведению диагностического обследования

Методика проведения диагностики

Обследование детей с ограниченными возможностями это способ выявления двигательной деятельности, а именно изучение потенциальных возможностей его двигательной сферы. Для контроля над качеством развития движений в начале (таблица №1-2) и в конце учебного года ( таблица №3) проводится диагностирование детей.

Предложенные ниже параметры оценки  проводятся с детьми

  • индивидуально
  •  подгруппой

Задания предлагаются не на одном занятии, а на протяжении нескольких.

Оценка уровня развития движений

Оптимальный уровень -  задание выполнено самостоятельно

Средний уровень -  задание выполнено по показу или по подражанию

Ниже среднего -  задание не выполнено  ни по подражанию, ни по показу

Выявленные данные фиксируются в таблице №3 в виде цветов (красный, зеленый, желтый).

Комментарии к проведению диагностического обследования

  • Все задания предлагаются в форме игры
  • Перед началом обследования дать детям четкую инструкцию
  • На одном занятии дается не более 2-3 заданий

Параметры оценки развития движений:

Первый год обучения (3-4 года)

Ходьба

-  ходить прямо, поднимая ноги

- ходить с сохранением заданного воспитателем направления

-ходить  с выполнением задания воспитателя

Бег

-бегать с изменением направления

- бегать «змейкой»

- бегать врассыпную

Равновесие

- сохранять равновесие по ограниченной плоскости

- уверенно ходить по пирамидкам разной высоты

- свободно перешагивать через предметы

- кружиться

Ползание, лазанье

- ползать на четвереньках вперед, назад

- ползать на животе

- лазать по гимнастической стенке с пролета на пролет (1-2 рейка)

Катание

- катать мяч в прямом направлении

- катать мяч в заданном направлении

- катать мяч в паре

Бросание

- бросать мяч двумя руками в прямом направлении из разных исходных положений

- ударять мячом о пол двумя руками

- бросать предметы правой, левой рукой вдаль

Ловля

- бросать мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить его

Второй год обучения (4-5 лет)

Ходьба

-  ходить с разным положением рук

- ходить со сменой ведущего

- ходить с изменением направления

Бег

-бегать в разных направлениях

- бегать с изменением темпа

- бегать «челночком»

Равновесие

- ходить по гимнастической скамейке, бревну

- ходить по наклонной доске

- перешагивать через предметы с мешочком на голове

- перешагивать через набивные мячи с разным положением рук

Ползание, лазанье

- ползать разными способами

- подлезать под веревку правым, левым боком

- пролезать в обруч

- перелезать через гимнастическую скамейку и подлезать под нее

- лазать по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо влево

Катание

- катать мяч, обруч в паре

- катать мяч между предметами

Бросание, ловля

- бросать мяч в паре способом из-за головы  и снизу

- ловить мяч в паре

- перебрасывать мяч через веревку способом из-за головы двумя руками и одной

- бросать мяч вверх и ловить его 4-5 раз подряд

- отбивать мяч о землю двумя руками 5 раз подряд

Метание

- метать предметы на дальность

- метать в вертикальную цель

- метать в горизонтальную цель

Третий год обучения (5-6лет)

Ходьба

- ходить с выполнением различных заданий воспитателя

Бег

- бегать с преодолением препятствий

- бегать парами

- бегать в чередовании с ходьбой

Равновесие

- ходить по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы

- раскладывать и собирать предметы

- прокатывать перед собой мяч

Ползание, лазанье

- ползать на четвереньках между предметами

- ползать на четвереньках толкая головой мяч

- перелезать через несколько предметов подряд

- лазать по гимнастической стенке вверх, вниз со страховкой

Бросание, ловля, метание

- принимать правильное исходное положение

- бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 10 раз

- перебрасывать мяч друг другу стоя, сидя

- ловить мяч в паре с заданием

- ударять мяч о землю и ловить его двумя руками на месте, в движении

- бросать набивной мяч способом из-за головы

- метать предметы вдаль

- метать в горизонтальную и вертикальную цель

Таблица №2

Схема обследования детей, имеющих сложные двигательные нарушения

Ф.И. ребенка_______________________________________________________

                                         Параметры обследования двигательных возможностей

Первичное обследование

Дата__________

Возраст_________

Динамика

Дата____________

Возраст__________

1

                                                                                      Нарушение координации движений

легкая

средняя

тяжелая

2

                                                                                     Способ передвижения

самостоятельно

с помощью ходунков

по стенке

с помощью взрослого

3

                                                                                     Нарушение функций рук

правой

левой

обеих

4

                                                                                      Ведущая рука

правая

левая

5

                                                                                      Нарушение функций ног

правой

левой

обеих

6

                                                                                     Недоразвитие мелкой моторики

правой руки

левой руки

обеих рук

7

                                                                                     Моторика кистей и пальцев рук

отсутствие хватания

есть хватание, но не может манипулировать

моторика ограничена

сохранная

8

                                                                                     Согласованность действий рук

отсутствует

недостаточная

нормальная

гиперкинезы пальцев

Уровни двигательных возможностей:

- низкий

- ниже среднего

- средний

- оптимальный

Таблица №3

Диагностическая карта по развитию движений  у детей с ДЦП

 

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Ходьба

Беговые

упражнения

Катание

Бросание

Ловля

Ползание

 лазание

метание

             

Примечание                  

Красный цвет – оптимальный уровень

Зеленый цвет – средний уровень

Желтый цвет – ниже среднего

Примерное планирование по физической культуре с детьми, имеющими проблемы в развитии

Первый год обучения (3- 4 года)

Месяц

Программное содержание

Оборудование

Игровые упражнения

СЕНТЯБРЬ

Адаптационный период

ОКТЯБРЬ

Занятие №1

Познакомить детей с залом; упражнять в действиях с предметами, развивать умение ориентироваться в пространстве

Мячи, погремушки, колокольчик и игрушка мишка

«Зашагали ножки», «Собери мячи», «Упражнение с погремушками», «Найди мишку»

Занятие №2

Продолжать знакомить детей с большим залом, упражнять в действиях с предметами, в беге по прямой стайкой, развивать умение ориентироваться в пространстве и на звук.

Мячи, погремушки, колокольчик, собачка, большой мяч.

«Зашагали ножки, «Собери мячи», «Упражнение с погремушками», «Догони мяч», «Найди собачку»

Занятие №3

Упражняет в ходьбе по ограниченной плоскости, беге стайкой в прямом направлении, учить бросать предметы  вдаль, развивать умение ориентироваться в пространстве

Кубики, большой мяч, корзина.

«Разноцветные кубики», «Догони мяч», «Найди погремушку», «Прокати мяч»

Занятие №4

Упражнять в ходьбе по ограниченной плоскости, беге за воспитателем стайкой, в бросании мяча на дальность, учить прокатывать мяч в прямом направлении, развивать умение ориентироваться в пространстве

Маленькие и средние мячи, доска, зайчик

«Упражнение с мячами», «Догони мяч», «Раздувайся пузырь»

Занятие №5

Упражнять в ходьбе врассыпную с предметом, учить подбрасывать мяч вверх, закреплять умение бросать мяч вдаль

Большие мячи, мячи среднего размера, флажок

«Дойди до флажка», «Догони мяч», «Дорожка препятствий»,»Игра в прятки»

Занятие №6

Упражнять в ходьбе с перешагиванием через предметы в беге с мячом , закрепить прокатывание мяча вдаль

Мячи среднего и большого размера, гимнастические палки

«Лестница», «Догони мяч», «Послушный мяч», «Раздувайся пузырь»

Занятие №7

Упражнять в ходьбе с заданием, в беге в прямом направлении, забрасывать мяч в обруч, развивать умение ориентироваться в пространстве

Мягкие игрушки, мячи, обручи, платочки, гимнастические палки

«Лестница», «Бегите к игрушкам»,«Мой весёлый звонкий мяч», «Упражнение с платочками»

Занятие №8

Повторить игровые упражнения

Мячи, обручи, погремушки, гимнастические палки

«Зашагали ножки», «Лестница», «Догони меня», «Догони мяч», «Забрось мяч в обруч», «Упражнение с погремушками», «Раздувайся пузырь», «Прятки»

НОЯБРЬ

Занятие №1

Упражнять в ходьбе и беге в ходьбе по ограниченной плоскости, в бросании мяча вдаль, развивать умение ориентироваться в пространстве

Погремушки, мячи, шарики

«Зашагали ножки», «Игра с шариками», «Упражнение с погремушками», «Догони мяч»

Занятие №2

Упражнять в бросании мяча вверх, в ходьбе в ограниченном пространстве, беге по ориентирам, ползании и перелезании, умении действовать с предметами, развивать чувство равновесия

Игрушка заяц, колокольчик, погремушки, разноцветные листочки, маты, дуги, гимнастическая скамейка, гимнастическая доска, два мягких бревна, мячи, две корзины, ребристая дорожка

«Дорожка препятствий», «Упражнение с погремушками», «Игра жёлтые листочки»

Занятие №3

Повторить занятие №2

Занятие №4

Упражнять в действиях с предметами, ходьбе в ограниченном пространстве, беге по ориентирам, бросание мяча вдаль, ползании на четвереньках, развивать чувство равновесия, внимания

Цветные кубики, шнур с колокольчиком, мячи, маты, мягкие брёвна, ребристая дорожка, гимнастическая скамейка, доска, корзина

«Дорожка препятствий», «Разноцветные кубики», «Упражнение с мячом», «Игра поезд»

Занятие №5

Повторить занятие №4

Занятие №6

Упражнять в действиях с предметами, в беге по ориентирам, ходьбе врассыпную, в метании в вертикальную цель, ползании на четвереньках, развивать чувство равновесия, учить действовать в коллективе

Погремушки, шнур с колокольчиком, мячи, маты, гимнастическая доска, палки

«Дорожка препятствий», «Упражнение с погремушками», «Беговые упражнения по матам», «Игра поезд»

Занятие №7

Повторить занятие №6 с изменениями

Погремушки, султанчики, мячи, маты, гимнастическая скамейка, зонт

«С погремушками и султанчиками», «Упражнение с мячами», «Игра раздувайся пузырь», «Солнышко дождик»

Занятие №8

Упражнять в ходьбе и ползании в ограниченном пространстве, действиях с предметами, учить направлять движение мяча, повторить прокатывание мяча по ограниченной плоскости

Ребристая доска, маты, мячи, гимнастическая стенка, скамейка, зонтик, султанчики

«Дорожка препятствий», «Упражнения с султанчиками», «Пробеги по матам», «Веселые мячи», «Игра солнышко и дождик»

ДЕКАБРЬ

Занятие №1

Учить ходьбе с предметом по ограниченной плоскости с остановкой по сигналу, упражнять в беге с препятствиями, в ползании на четвереньках, повторить прокатывание мяча в ограниченном пространстве, закреплять знания основных цветов

Маты, мячи, разноцветные колечки, гладкая и ребристая доска

«Пройди по дорожке», «Прокати мяч», «Пробеги по дорожке»

Занятие №2

Учить детей переворачиваться с живота на спину, упражнять в беге с препятствиями, закреплять умение бросать мяч вдаль способом из-за головы, развивать чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать самостоятельность

Мягкие модули, бревна, мячи, гимнастическая скамейка, дуги

«Дорожка препятствий», «Поиграй с маленьким мячом», «Поиграй со средним мячом», «Прокати мяч в воротики», «Пробеги по мягким матам», «Перелезь через бревно»

Занятие №3

Упражнять в ходьбе и ползании в ограниченном пространстве, действиях с предметами, учить направлять движение мяча, повторить прокатывание мяча по ограниченной плоскости, развивать глазомер

Мячи по количеству детей, погремушки, мягкие модули

«Дорожка препятствий», «Брось вдаль», «Прокати по дорожке», «Пробеги по мягким матам», хороводная игра «Кружок»

Занятие №4

Учить детей приставному шагу, упражнять в прокатывании мяча в ограниченном пространстве, в ползании на четвереньках, развивать равновесие, умение ориентироваться в пространстве

Маты, большие и маленькие мячи, гладкая доска, гимнастическая скамейка, канат, султанчики, косички

Дорожка для профилактики плоскостопия: пройти по ребристой доске, канату, приставным шагом; пробежать по матам, гладкой доске, через косички; упражнения с султанчиками, мячами; игра «Спрячемся»

Занятие №5

Упражнять в беге с препятствиями, учить бросать мяч вдаль разными способами, совершенствовать ползание на животе

Маты, стойки, мячи средние и маленькие, гимнастическая доска, скамейка, конусы, шнур

«Пробеги по матам», «Змейкой», «Перебрось мяч через шнур», «Проползи через скамейку»

Занятие № 6

Упражнять в ходьбе змейкой, в беге в разных направлениях, с препятствиями, совершенствовать бросание мяча вдаль, прокатывание мяча в прямом направлении

Маты, мячи, конусы, стойки, дуги

«Пройди в ворота», «Пробеги по матам», «Кто дальше бросит», «Дорожка препятствий»

Занятие №7

Продолжать учить ходить приставным шагом, упражнять в беге с препятствиями, между предметами «змейкой», парами; развивать умение бросать мешочек в горизонтальную цель

Маты, стойки, мешочки, дуги, корзина

«Пройди в ворота», «Пробеги по матам», «Попади в корзину», игра «Раздувайся пузырь»

Занятие №8

Учить детей катать мяч в цель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей учебной программы группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет 2/3 на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей от 6-7 лет  № 2/3 по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018 учебный год (далее Програ...

Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 3 лет на 2017-2018 учебный год

Учебная рабочая программа - нормативный документ МБДОУ ДС№1 ««Берёзка, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, основывающийся на ФГОС дошкольного образов...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 5-го года жизни на 2017/2018 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская начальная общеобразовательная школа »РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА                  ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» на 2019/2020 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская общеобразовательная начальная школа»РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-г...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений на 2019 – 2020 учебный год

РАБОЧАЯ   УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности  для детей от 6 лет до окончания образовательных отношений на 2019 – 2020 учебный год...