Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Антошкина Екатерина Викторовна

Добрый день уважаемые коллеги!

Я хочу поделиться и продемонстрировать  игровой метод обучения детей предупреждения плоскостопия и формирования правильной осанки.

Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
АДМИНИСТРАЦИИ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №42 «Солнышко» общеразвивающего вида
п. Свердловский

Мастер – класс

«Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

C:\Users\HP Omni 120-1206er\Desktop\КАТЯ\ОСАНКА\DSC_1148.JPG

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Первой квалификационной категории

Антошкина Екатерина Викторовна

Щелково 20016г.

Добрый день уважаемые члены жури, коллеги!

ЦЕЛЬ:  Продемонстрировать  игровой метод обучения детей предупреждения плоскостопия и формирования правильной осанки.

Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

В настоящее время каждый четвертый дошкольник имеет нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз). В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье.

Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте – у 2,1% детей, в 4 года – у 15 – 17%, в 7 лет у каждого четвертого ребенка, у большинства детей наблюдается плоскостопие.

Доказано, что уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, а это в свою очередь приводит к изменениям костного скелета таза и позвоночника, то есть к нарушению осанки. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно подключиться к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, речевым органам, эндокринным железам.

При ходьбе увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность, активизируется речевая деятельность.

Можно сказать, что патологии, закладывающиеся в дошкольный период, плавно перетекают в школьный образовательно-воспитательный процесс. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел из дошкольного учреждения в первый класс.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от воспитателей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьесберегающих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

Для предупреждения или устранения нарушения осанки огромное значение имеют физические упражнения. В этом возрасте искривления позвоночника и другие отклонения незначительны, поэтому их еще можно устранить.

Корригирующие упражнения направлены на исправление, нормализацию осанки.

К корригирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения выполняются с гимнастической палкой, мячами. При деформации позвоночника включают корригирующие упражнения в сочетании  с общеразвивающими.

Самыми полезными для позвоночника считаются упражнения, выполняемые лежа на животе. В этом положении попросите ребенка сделать птичку: поднять над полом плечи, грудную клетку и согнутые в локтях руки и удерживать их в таком положении от нескольких секунд до 2 минут. Очень полезно выполнять движения руками, как при плавании брассом: ребенок приподнимает плечи и грудь и разводит руки в стороны. Выполняется такое «сухое» плавание от нескольких секунд до 2 минут. И еще одно упражнение — положение как при выполнении «птички», но следует поднимать и опускать плечи и грудь.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

  • обеспечить условия для формирования правильной осанки;
  • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
  • сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных
    его опор - позвоночнику;
  • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Подвижные игры в дошкольном возрасте как раз являются одной из важнейших форм профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, но и деятельность, в которой возможно выполнять движение и принимать статистические позы, необходимые для коррекции уже имеющихся нарушений осанки. Все подвижные игры и игровые приемы благотворно воздействуют на организм растущего ребенка, поскольку они удовлетворяют его естественную потребность в движении.

Подвижные игры обладают  рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами физического воспитания, состоящих в том, что движения в играх, как правило, проводятся на сильном эмоциональном фоне, что повышает действенность упражнений, а упомянутые трудности преодолимы. Во многих подвижных играх могут быть созданы условия, позволяющие достичь желаемого результата с большим успехом. Необходимо лишь поставить перед игрой задачи, ввести в нее необходимые движения и позы, оговорить их правила. В игровой ситуации ребенок будет стараться принять правильную позу, точнее выполнять упражнения зная, что ошибка может привести к проигрышу.

Подбирая соответствующие упражнения и позы, вводя их в подвижные игры мы получаем возможность дать физическую нагрузку на нужные группы мышц и, таким образом, оказывать влияние на формирование осанки ребенка. Подвижных игр, пригодных для детей по формированию осанки и коррекции ее нарушений, очень много. Для удобства использования их можно разделить на группы:

Практическая часть

Сегодня я покажу Вам как играя мы предупреждаем плоскостопие и формируем правильную осанку.

Начнем с разминки стоп

1. Что бы справиться с работой, очень сложной не простой подготовим наши ножки и массаж ступней начнем.

2. Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежна.

3. Растираем кулачком, чтобы стало нам тепло. Растирай старайся и не отвлекайся.

4. По подошве как граблями проведем сейчас мы с вами и полезно и приятно это всем давно понятно.

5. Рук своих ты не жалей и по ножкам веселей, будут быстрыми они потом попробуй догони.

6. Каждый пальчик мы найдем хорошенько разомнем.

7. Гибкость тоже нам нужна без нее мы не куда.

Скажем ноженькам спасибо, будем их беречь, любить.

Наше путешествие начинается. Ходьба по разно-фактурным дорожкам один круг.

Мы попали с вами на болото, где живет цапля.

Игра « Лягушки и цапля»

Под музыку все лягушки прыгают, скачут по болоту. На сигнал «цапля» лягушки прочатся, встают на следы и прилипают к стене или гимнастической стенки, касаясь  спиной, затылком, ягодицами и пятками.

Одна волшебница из этой страны решила подарить вам «шапки невидимки». Не отходя от стены навеваем шапки и отходим от стены.

Что то, шапки не очень красивые, давайте я пришью вам помпончики. Ну вот так гораздо лучше, теперь вы похожи на гномиков.

Ходьба, удерживая  шапочку на голове по залу и сохранение правильной осанки, кто дольше.

А теперь отправляемся дальше, посмотрите наше болото затопило, как же нам перебраться через болото. А на помощь нам придет «палочка выручалочка».  

Одеваем рюкзачки (гимнастическая палка за спиной на лопатках),  подошли к болоту. положили палочку через болото и прошли по ней приставным шагом.

Мы попали с вами в лес. В этом лесу живет хищная птица сова она вылетает на охоту.

Давайте поиграем в игру «Сова и воробушки»

Пока играет музыка воробушки летают по всей поляне, как только наступает тишина на охоту вылетает сова, а воробушки прячутся на веточку (встают ногами на гимнастическую палку).

Посмотрите это наверное белка разбросала шишки давайте поможем ей собрать шишки. Удерживать массажный мяч ногами продвигаясь вперед, сесть на ягодицы и ногами положить мячи (шишки) в дупло белке.

Посмотрите, что то еще осталось, это мышка растеряла свои зерна давайте и ей поможем. Сидя на ягодицах, ногами удерживать мешок с песком (зерно), опираясь сзади на руки, ноги согнуты в коленях. Ноги выпрямляем, подтягиваем ягодицы и переставляем руки, продвигаясь вперед до норки, и ногами забрасываем мешочек в норку.

Пока мы с вами помогали белке и мышки с урожаем, волшебница всех заколдовала и теперь у всех вместо рук ноги, а вместо ног руки.

Садимся на коврики.

Что бы всех расколдовать, нам нужно испечь пироги, чтобы задобрить волшебницу.

Берем мешочек с песком и замешиваем тесто. А теперь нам нужно тесто раскатать. Обхватываем руками колени, прокатываемся на спине вперед назад, затем ложимся на спинку руки и ноги вытягиваем в разные стороны (превратились в скалочку) и катаемся вправо и влево.

Какие же пироги без начинки, давайте сделаем пироги с яблоками. Но для начала их нужно помыть. Держим стопами и прокатываем мяч, а затем каждой стопой по отдельности круговыми движениями. Вот и чистые у нас яблочки пора в пирог отправлять.

Берем мяч (яблоко) двумя ногами и кладем на мешок с песком (тесто) и отправляем в печь.

Ну вот и расколдавались мы с вами. Вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?

В конце занятия спросить детей, что им понравилось, кого они встречали, с кем играли, в кого превращались, кому помогали, где им было трудно, что больше всего запомнилось?

Приложение 1

  • Игры, в которых одно из требований – соблюдать правильную осанку при стоянии и ходьбе. Это большинство игр с моментами строя.

Быстро встать в строй.

Дети стоят в колонне или шеренге по одному, воспитатель объясняет задание: по сигналу надо разбежаться по всему залу; по второму сигналу – быстро встать на свое место. Пока дети строятся, воспитатель считает. Счет прекращается тогда, когда последний займет свое место в строе. Воспитатель дает оценку построения и указывает на ошибки, допущенные в игре, с тем, чтобы повторное построение шло быстрее. Особое внимание уделяется осанке детей в строю. Стоять надо свободно, не напрягаясь, но правильно, без асимметрии правой и левой части тела, не выпячивая живот и т.д.

 Вариант игры:

А) Направляющий становится по указанию воспитателя в разных местах зала, а дети выстраиваются рядом с ним;

Б) Вместо направляющего, воспитатель ставит флажок тоже в разных местах зала.

Два и три.

Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя

«Два!», образуют пару с любым находящимся рядом ребенком,

берутся за руки и бегут к заранее установленному месту, где

они строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают.

«Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту

построения.

Вариант игры:

 Дети должны построится перед воспитателем (лицом к нему) в каком бы месте площадки он не находился. Чтобы игра была сложнее и интересней, воспитатель, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стой!». Дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель переходит на другое место и дает сигнал «Два!» или «Три!», дети открывают глаза, образуют пары или тройки и быстро бегут и строятся.

  • Задания в игре заменяются или дополняются «осаночными» движениями.

Жмурки на месте.

Каждый играющий, кроме водящего, выбирает себе предмет от которого не имеет права отходить. Когда все играющие разместятся, воспитатель завязывает глаза водящему – жмурке, ставит его на середину комнаты и предлагает несколько раз повернуться. После этого жмурка отправляется на поиски. Чтобы увернуться от жмурки, детям разрешается изменять положение: они могут наклоняться, приседать и даже ложиться, но при этом они все время должны касаться ногой избранного предмета, иначе будет считаться проигравшим. Держать прямую спину и голову. Если жмурка удалился за пределы площадки или приблизился к опасности (например, к стене), его предупреждают словом «Огонь».

Правила игры:

Играющим разрешается менять места, но только тогда, когда вблизи нет жмурки, оставивший свое место жмурке считается проигравшим и становится жмуркой.  

Ловишка с мячом.

Играющие образуют круг. Водящий в центре круга. У его ног два больших мяча. Водящий проводит ряд «осаночных» движений (сведение лопаток из положения рук к плечам; приседания на носках, не наклоняясь вперед; вращения рук с полной амплитудой и т.д.).

Играющие повторяют показанные упражнения. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!» и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий берет мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он не попадает, то бросает второй мяч. Затем по сигналу воспитателя: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети вновь образуют круг, выбирается новый водящий и игра возобновляется. Если игра проводится на площадке зимой, мячи заменяются снежками.

Игра «Веселые медвежата»

Педагоги делятся на две  команды и выстраиваются на линии старта,  сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу первые игроки начинают двигаться на ягодицах   вперед и возвращаются обратно, передав эстафету партнеру по команде. Выигрывает команда, первой  закончившая эстафету.

Игра «Удержи кольцо»

Педагоги врассыпную ходят лицом или спиной вперед приставным шагами  подпрыгивают, пробегают, стараясь не столкнуться друг с другом уронить кольцо, надетое на голову. Выигрывает тот, кто дольше всех  удержит кольцо на голове.

Игра «Ловкие ноги»

Педагоги садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывая его в сторону, передавая следующему игроку.

«Не урони мешочек».

Отмечают линии старта и финиша. Рас стояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.

Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.

«Салки». 

Выбирают водящего. Его задача - запятнать (осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом, изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры.

Методические указания. Продолжительность игры - 5-10 мин; |два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных.

После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив мышцы на 15-20 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Презентация «Формирование правильной осанки и  профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»...

"Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В статье даны фотографии упражнений для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Формирование осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Формирование осанки и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Программа по формированию правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы

Программа «Вперёд, к здоровью» разработана в силу особой актуальности. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошк...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "...