План самообразования "Детская йога для детей 4-5 лет"
материал (средняя группа) по теме

Гайнанова Айгуль Ильдусовна

Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей.
Занятия йогой помогут построить прочный фундамент для успехов в учебе, спорте, искусстве и отношениях с семьей, ровесниками и педагогами. Кроме того, занятия прибавят детям физического здоровья и помогут избежать таких частых проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, мышечная слабость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_yoga_2016-2017.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387»

Управления делами Президента Российской Федерации

План самообразования

Детская Йога для детей 4-5лет

Воспитатель

Гайнанова Айгуль Ильдусовна

2015-2016 учебный год

Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей.
Занятия йогой помогут построить прочный фундамент для успехов в учебе, спорте, искусстве и отношениях с семьей, ровесниками и педагогами. Кроме того, занятия прибавят детям физического здоровья и помогут избежать таких частых проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, мышечная слабость.

Помимо очевидного развития силы, гибкости, равновесия, пространственной ориентации и ловкости, есть еще один интересный пласт – развитие психических процессов, свойств и качеств.

Поскольку доминирующей компонентой занятия по йоге для детей является выполнение различных асан (положений) и разминочных упражнений, рассмотрим пока именно их влияние с точки зрения науки психологии.

Само по себе выполнение асан дает:

  • опыт познания своих телесных способностей;
  • опыт нового движения, который существенно расширяет детское восприятие себя;
  • разнообразные тактильные ощущения;
  • понимание того, как тело работает.

То есть ребенок учится, как минимум, на все это обращать внимание. Выполнение асан достаточно непростая задача для ребенка. И даже не ввиду их физической сложности и внешней витиеватости, а как раз в силу новой, непривычной работы со вниманием.

Ранее ребенок совершал простые действия, зачастую направленные во вне, а во время занятий йогой – сложные действия, с направлением внимания вовнутрь. Попросту говоря, ребенку нужно соотносить инструкции преподавателя со своими действиями, а в частности находить у себя предложенные для входа в асану части тела, и проделывать какие-то манипуляции с ними.

Посредством телесных действий ребенок тренирует такие свойства внимания как: сосредоточенность или концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Эти свойства внимания, когда они полноценно развиты, являются главным предусловием для продуктивного труда, обучения, спортивной и другой деятельности ребенка.

Углубляясь в правильное выполнение той или иной асаны, ребенок тренируется сосредотачивать внимание на чем-то одном и игнорировать другие раздражители. Ярким примером этого процесса является выполнение асан в которых нужно удержать равновесие. В детском возрасте равновесие физическое, тесно связано с равновесием психическим. Но по мере того как ребенок взрослеет, уже лишь одних асан на равновесие становится недостаточно. И начиная с подросткового возраста, более актуальной является практика асан и разминочных упражнений с координацией движения и дыхания.

Концентрация внимания непосредственно связана с его устойчивостью.

Степень владения своим вниманием можно определить по такому свойству, как переключение. Осознание последовательности действий для выполнения асаны, а значит и управление своим вниманием, как навык, — переносится и на другие сферы жизнедеятельности ребенка. Возможность гибко и быстро реагировать на те или иные стимулы также связана с переключением внимания.

Устойчивость – продолжительность сосредоточения на объекте деятельности. Во время занятия ребенку приходится чередовать разновидности зрительного, слухового и двигательного восприятия, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости внимания. А это значит, что в условиях школьного обучения, при нынешнем возросшем количестве учебной информации – ребенку будет проще ее усваивать и выполнять школьные задания.

Ну и еще одна весомая, в процессе любого обучения, характеристика внимания – объем. То есть количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием и восприняты в самый короткий промежуток времени. Когда дети выполняют асаны, спектр телесных проявлений увеличивается: кто-то обнаруживает физическую сложность выполнения, кто-то – непривычные тянущие ощущения и т.д. Но, не выпуская это из внимания, дети продолжают стараться, слушают преподавателя, смотрят, как фигура выглядит в его исполнении.

Объем внимания ребенка обычно составляет 2-3 объекта, на занятии по йоге количество объектов возрастает до 4-5. Таким образом, в процессе тренировки, объекты внимания нанизываются как бусины. Систематические занятия развивают это свойство до состояния жизненной нормы.

И как подтверждает практика, те дети, которые ловко манипулируют вниманием, показывают более быстрый физкультурный прогресс.

Конечно же, все эти свойства внимания можно тренировать и по-другому. Мне представляется, что навыки такого рода, усвоенные с помощью телесных практик «приживаются» наиболее сильно. Тем более что двигательная активность в детском возрасте является одной из основных тенденций в развитии.

Физическая культура посредством йоги укрепляет не только тело (улучшает кровообращение, дыхание, пищеварение, увеличивает кровоснабжение мозга, укрепляет нервную систему), она также способствует проявлению и укреплению эстетических чувств, тренировке мышления и воображения.

Многократное выполнение сложных двигательных действий дает детям понимание правил и определенных требований.

Когда сложные фигуры начинают получаться — дети чувствуют, что их компетентность возрастает, в результате этого им становится интересно снова и снова экспериментировать, у них развивается самостоятельность. Выполненная сложная фигура также дает состояние радости, особенное наслаждение двигательными действиями.

Усилия, необходимые для улучшения выполнения асан,  дают эффективную тренировку для развития силы воли. 

А именно в волевых действиях человек реализует свои цели.

Воля – одно из самых важных условий человеческой деятельности.

Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое преодолевает ребенок, справляясь с внутренними и внешними трудностями. В процессе осознанного выполнения фигур движения контролируются, а значит, становятся волевыми. И по мере того как они становятся волевыми, ребенок постепенно, незаметно для себя, открывает такое явление как волевое действие. То есть умение контролируемо что-то начинать, продолжать и заканчивать. Таким образом, ребенок учится регулировать свое поведение.

Систематические занятия со своим телом, чувствами и умом развивают наблюдательность за собой и за другими, учат расслабляться и справляться со стрессом.

Физическое воспитание с помощью йоги способствует развитию активности, самостоятельности, умению овладевать собой, а также выдержке, инициативности и сильной воле.

Цель:

 Сохранение и укрепление здоровья, повышение иммунитета организма

Задачи:

Образовательные: 

Изучение техники выполнения асан, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз

Развивающие:

- совершенствование двигательных навыков, координации движений

- вырабатывать устойчивость и равновесие

- укрепление мышц тела

- развитие гибкости и подвижности позвоночника и суставов

- развитие морально-волевых качеств

- развитие воображения, внимания, памяти

Воспитательные:

- воспитание морально-волевых  качеств

- воспитание потребности в ежедневных занятиях

- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками

 

Ожидаемый результат: 

Знание способов укрепления здоровья с помощью детской йоги (асаны, дыхательные упражнения, расслабление), желание ежедневного применения данной практики.

План самообразования

месяц

Литература

Видео

Сентябрь-ноябрь

  1. Иванова Т.А. Йога для детей, «Детство-пресс», 2015
  2. Липень А.А. Детская оздоровительная йога, «Питер», 2008
  3. Палатник М. Простая йога для детей, Москва, 2006
  4. Йога-анатомия. Фомин А., Громаковская Т., Москва 2012
  5. Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм (иллюстрации).

ПРЕДСТАВЬТЕ ЭТО! РУКОВОДСТВО ПО ЙОГЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дети Йогавилля.

ХАТХА ЙОГА для детей от детей!

1.Липень А.А. Детская оздоровительная йога

2. Н. Мурзина Сказки для Йожиков

3. Детская йога

Интернет рассылка для родителей «Оздоровительная детская йога»

Беседа с родителями на родительском собрании во 2 группе

Обучение на курсах по детской йоге

Утренняя гимнастика - выполнение комплекса «Приветствие солнцу» по методике Н. Мурзиной

Месяц

Гимнастика под приговорки

Само

массаж

Асаны

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Расслабление

Игра

Сентябрь

«Кошкина зарядка»

Иванова Т.А. Йога для детей, стр71

«Колобок, Сказка для Йожиков по методике Н.Мурзиной

«Удивимся», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94

«Ветер», Иванова Т.А. Йога для детей, стр103

«Пироги», Иванова Т.А. Йога для детей, стр109

«Репка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр130

Октябрь

«Желтая песенка»,

Иванова Т.А. Йога для детей, стр71

«Массаж ушей», Иванова Т.А. Йога для детей, стр90

«Кто сказал «Мяу», Сказка для Йожиков по методике Н. Мурзиной

«Петушок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94

«Комарик», Иванова Т.А. Йога для детей, стр104

«Сидит белка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр109

«Замедленное движение», Иванова Т.А. Йога для детей, стр117

«Догони колобка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр130

Ноябрь

«Муравьи», Иванова Т.А. Йога для детей, стр72

«Лисонька», Иванова Т.А. Йога для детей, стр82

«Серая шейка», Сказка для Йожиков по методике Н. Мурзиной

«Маятник», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94

«Медведь», Иванова Т.А. Йога для детей, стр104

«Замок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр110

«Тишина»

Иванова Т.А. Йога для детей Стр.118

«Поиграем с мишкой», Иванова Т.А. Йога для детей, стр131

Декабрь

«Белый снег», Иванова Т.А. Йога для детей, стр72

«Снеговик», Иванова Т.А. Йога для детей, стр82

Комплекс 2, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 20

«Сдуем с ладошки снежинку», Иванова Т.А. Йога для детей, стр94

«Тише, тише», Иванова Т.А. Йога для детей, стр103

«Ладушки», Иванова Т.А. Йога для детей, стр111

«Птички»

Иванова Т.А. Йога для детей Стр.117

«Идет коза по лесу», Иванова Т.А. Йога для детей, стр131

Январь

«Весело в лесу»

Иванова Т.А. Йога для детей, стр72

«Блины», Иванова Т.А. Йога для детей, стр83

Комплекс 3, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 21

«Погладь бочок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр95

«Зайка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр105

«Мяч», Иванова Т.А. Йога для детей, стр112

«Волшебный сон 1»

Иванова Т.А. Йога для детей Стр.127

«Прятки», Иванова Т.А. Йога для детей, стр133

Февраль

«Три медведя»

Иванова Т.А. Йога для детей, стр73

«Строим дом», Иванова Т.А. Йога для детей, стр83

Комплекс 4, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 21

«Лодочка на волнах», Иванова Т.А. Йога для детей, стр100

«Угощение больного», Иванова Т.А. Йога для детей, стр105

«Пальчики», Иванова Т.А. Йога для детей, стр115

«Волшебный сон 2»

Иванова Т.А. Йога для детей Стр.128

«Домовитый хомячок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр134

Март

«Мишка»

Иванова Т.А. Йога для детей, стр73

«Рукавицы», Иванова Т.А. Йога для детей, стр84

Комплекс 5, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 21

«Насос», Иванова Т.А. Йога для детей, стр95

«Самолет», Иванова Т.А. Йога для детей, стр106

«Маляры», Иванова Т.А. Йога для детей, стр115

«Звери и птицы спят», Иванова Т.А. Йога для детей, стр126

«Поймай белочку», Иванова Т.А. Йога для детей, стр135

Апрель

«Мартышки»

Иванова Т.А. Йога для детей, стр74

«Труба», Иванова Т.А. Йога для детей, стр84

Комплекс 6, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 22

«Радуга, обними меня», Иванова Т.А. Йога для детей, стр95

«Дождик» Иванова Т.А. Йога для детей, стр106

«Бабочка», Иванова Т.А. Йога для детей, стр115

«Океан», Иванова Т.А. Йога для детей, стр126

«Совушка-сова», Иванова Т.А. Йога для детей, стр136

Май

«Слон»

Иванова Т.А. Йога для детей, стр73

«Ежик», Иванова Т.А. Йога для детей, стр84

Комплекс 7, Иванова Т.А. Йога для детей, стр 22

«Воздушный шар», Иванова Т.А. Йога для детей, стр96

«Паучок», Иванова Т.А. Йога для детей, стр108

«Жук», Иванова Т.А. Йога для детей, стр116

«Прогулка на велосипеде», Иванова Т.А. Йога для детей, стр129

«Блинчики», Иванова Т.А. Йога для детей, стр138

Открытое занятие

Отчет по самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

йога для детей и родителей

оздоровительные упражнения...

Хатха-йога для детей дошкольного возраста

Халасана (поза плуга). Лежа на спине, поднять согнутые в коленях ноги. Поддерживая руками поясницу, колени прижать к ушам. Позу удерживать 5—10 сек., затем плавно вернуться в и.п. В результате выполн...

«Карлсон в гостях у детей» - оздоровительное итоговое занятие кружка «Веселая Йога» для детей 5-6 лет с использованием ИКТ

Цель:- закрепить умение детей расслабляться и контролировать дыхание (грудное, диафрагмальное);- .закрепить умение  выполнять упражнение "Цапля";- развивать координацию движений, гибкос...

Занятие кружка «Хатха-йога» для детей 6-7 лет Тема: сказка-йога «Терешечка»

Задачи:Образовательные:- продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;-закрепить умение детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);Развивающие:- продолжа...

Сказка-йога «Муха-цокотуха» Конспект оздоровительного занятия с использованием нетрадиционной формы хатха – йога для детей 4-5 лет

Цель: развитие физических качеств детей 4-5 лет через нетрадиционную гимнастику хатха-йогу.Задачи:- закреплять и обобщать представление детей о насекомых, их основных признаков;- формировать дальнейше...


 

Комментарии

Каргальская Надежда Константиновна

Очень интересно!!!! Желаю успехов в реализации!!!

Гайнанова Айгуль Ильдусовна

Благодарю!