Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".
консультация на тему

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,

своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье

наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических

навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в

систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей

дошкольного возраста через внедрение современных

здоровьесберегающих технологий

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой

главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и

обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и

обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья

воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для

формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как

собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на

оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа

жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга

профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком

смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в срежиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное,

развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной

системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,

соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность ичеткость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее

воспроизводимость.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валео-логической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в

дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-

оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные

моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического

взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или

культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление

осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной

педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей

ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и

предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и

обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством

специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и

специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессиональногоздоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

сохранить здоровье детей;

создать условия для их своевременного и полноценного

психического развития;

обеспечить каждому ребенку возможность радостно и

содержательно прожить период дошкольного детства.

направленностью воспитательно-образовательного процесса на

физическое развитие дошкольникови их валеологическое образование;

комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в

зависимости от времени года;

созданными оптимальными педагогическими условиями

пребывания детей в ДУУ;

формированием подходов к взаимодействию с семьей и

развитием социального партнерства.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание

здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и

психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа

предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья

ребенка.

Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский

психолог, который занимается с детьми как в коллективе, так и

индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка,

воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,

физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти

способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Направления профилактической и коррекционной работы по

оздоровлению дошкольников

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и

отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом

оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

(психологически комфортная организация режимных моментов,

оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и

интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с

детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение

необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного

процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей

дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий

для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного

пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка:

учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление

свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации;

ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ

валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать,

поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к

здоровью и жизни).

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и

физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и

навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

Использование в режиме дня:

отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья

для разных категорий детей;

различных оздоровительных режимов (на время каникул; в

летний период);

комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание,

хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;

хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта,

максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

физкультурных занятий всех типов;

оптимального двигательного режима. Кроме традиционной

двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные

занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические

занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс

технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления

здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе

должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств.

Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики

нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития

общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых

мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

формирование нормативно-правовой базы по вопросам

оздоровления дошкольников;

внедрение научно-методических подходовк организации работы

по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего

образовательного пространства в ДОУ и семье;

формирование у дошкольников основ валеологического сознания,

потребности заботиться о своем здоровье;

обеспечение программного уровня развития движений и

двигательных способностей детей;

улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Заключение

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при

обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с

целенаправленным развитием его личности в специально созданной и

гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию

самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей

воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения

ребенка к своему здоровью.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом

формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и

физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции

созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него

потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении

ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия

ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием

здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,

физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти

способы укрепления и сохранения здоровья.Приобретенные навыки помогут

осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит

избежать несчастных случаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...

Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире»....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...

Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....

Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....