Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".
консультация на тему
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье
наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с
детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно
наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста через внедрение современных
здоровьесберегающих технологий
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и
обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и
обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья
воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для
формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как
собственных, так и других людей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на
оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа
жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга
профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком
смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в срежиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное,
развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной
системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,
соответственно характеризующаяся качественным прилагательным
педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность ичеткость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее
воспроизводимость.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валео-логической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-
оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
–технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление
осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной
педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством
специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и
специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессиональногоздоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
сохранить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного
психического развития;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и
содержательно прожить период дошкольного детства.
направленностью воспитательно-образовательного процесса на
физическое развитие дошкольникови их валеологическое образование;
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в
зависимости от времени года;
созданными оптимальными педагогическими условиями
пребывания детей в ДУУ;
формированием подходов к взаимодействию с семьей и
развитием социального партнерства.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание
здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и
психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа
предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья
ребенка.
Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский
психолог, который занимается с детьми как в коллективе, так и
индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка,
воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,
физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти
способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Направления профилактической и коррекционной работы по
оздоровлению дошкольников
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и
отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом
оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
(психологически комфортная организация режимных моментов,
оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и
интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с
детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение
необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий
для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного
пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка:
учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление
свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации;
ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ
валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать,
поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к
здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и
физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и
навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья
для разных категорий детей;
различных оздоровительных режимов (на время каникул; в
летний период);
комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание,
хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;
хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта,
максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
физкультурных занятий всех типов;
оптимального двигательного режима. Кроме традиционной
двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные
занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические
занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс
технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления
здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе
должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики
нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития
общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых
мероприятиях дошкольного учреждения.
4. Конечные результаты:
формирование нормативно-правовой базы по вопросам
оздоровления дошкольников;
внедрение научно-методических подходовк организации работы
по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего
образовательного пространства в ДОУ и семье;
формирование у дошкольников основ валеологического сознания,
потребности заботиться о своем здоровье;
обеспечение программного уровня развития движений и
двигательных способностей детей;
улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Заключение
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при
обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с
целенаправленным развитием его личности в специально созданной и
гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию
самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей
воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения
ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом
формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и
физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции
созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него
потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении
ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия
ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием
здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье,
физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти
способы укрепления и сохранения здоровья.Приобретенные навыки помогут
осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит
избежать несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей раннего возраста через интеграцию образовательных областей
Выступление на МО...
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...
Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...
Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире».
Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире»....
Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"
Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....
Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....