СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему

Кузнецова Ольга Николаевна

        Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuznetsovoy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кузнецова О.Н.,

воспитатель I категории

МБДОУ № 364

        Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

        Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижение физической и умственной активности. Ухудшение физического и психологического состояния у детей также связанно с тем, что психофизические и соматические реакции могут отставать от общего ритма жизни детей.

       Существуют традиционные и не традиционные формы работы с детьми. Традиционная форма - это организация занятий по физическому воспитанию, как основная форма учебно-воспитательной работы. Нетрадиционная - это когда мы, педагоги, творчески подходим к организации физкультурных занятий, придумываем интересные формы их проведения, содержание, методы.

       Уже на протяжении многих лет мною применяются нетрадиционные формы работы на физкультурных занятиях, в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, для снятия эмоциональной и физической нагрузки дошкольников. При эмоциональной нагрузке, когда ребенок сильно возбужден, взволнован у него возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.    Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребенка. Именно  такие нетрадиционные  методики, как элементы дыхательной гимнастики «Хатха-йог»,  «Су-джок» терапия, профилактика и коррекция плоскостопия, помогут детям освоить и затем свободно применять в своей повседневной жизни знания  по снятию эмоционального и физического напряжения.  Применение этих методик является успешной составляющей решения основной задачи ДОУ - укрепление организма ребенка дошкольника в целом, профилактика заболеваемости, приобщение детей к здоровому образу жизни. Так же эти методики несут познавательную информацию о строении человека, внутренних органах. Детям выполнять задания очень нравится, они получают положительный настрой, приятные эмоции и ощущения. Они приемлемы для проведения в дошкольных учреждениях, они не наносят вреда физическому развитию детей, эмоциональной сфере ребенка. Нетрадиционные методики используются в комплексе, как со всей группой, так и индивидуально. Их можно использовать в системе, они не приносят вреда организму ребенка и способствуют оздоровлению в целом, повышают работоспособность.

        Су-джок терапия - наиболее эффективный для детского возраста - это ручной способ стимуляции точек воздействия и применение семянотерапии. Ручной способ более простой, доступный каждому.

        Динамические упражнения системы Хатха-йоги выполняются в виде разминки в игровой форме с использованием спокойного музыкального сопровождения. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечнососудистую систему. Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега. Выполненные упражнения могут имитировать выполняемые полет насекомых, птиц, движения животных.

        Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Профилактику плоскостопия надо начинать с дошкольного возраста.

          В своей работе, активно использую различные упражнения, задания, игры, самомассаж для профилактики плоскостопия:

  • Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, на прогулке и в подвижных играх;
  • Корректирующие упражнения, активная тренировка стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего мышечно-связочного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.

        Проанализировав многолетний опыт работы по данному направлению, мною была разработана система мероприятий по укреплению здоровья с использованием нетрадиционных методик.

Комплексные мероприятия с детьми дошкольного возраста

Месяц

Нетрадиционные методики

Вид деятельности

Материал, наглядность

Октябрь

Су-Джок терапия

Побудка после сна лежа в кровати «Лепим Буратино»

Грецкий орех

Ноябрь

Дыхательная гимнастика

Йога в игре

Коврик

Декабрь

Профилактика плоскостопия

После сна комплекс лечебной гимнастики

Спокойная музыка

Январь

Су-Джок терапия

Динамические паузы между занятиями

Косточки персиков, стулья

Февраль

Дыхательная гимнастика

Побудка после сна лежа в кровати «Веселые ребята»

Музыкальное сопровождение

Март

Профилактика плоскостопия

Утренняя гимнастика, укрепление свода стопы

Спокойная музыка, спортивный зал

Апрель

Су-Джок терапия

Вне занятий самомассаж ног

Горох, ковер

Май

Дыхательная гимнастика

Путешествие в сказку (досуг)

Карандаши, рис (крупа)

  1. Игры

Месяц

Су-джок терапия

Дыхательная гимнастика

Профилактика, коррекция плоскостопия

Октябрь

«Определи на ощупь»,

«Прокати» (картофель)

«Медвежонок умывается»

«Кто быстрее спрячет салфетку» (бумажные салфетки)

Ноябрь

«Не урони» (желуди).

«Поход в лес»

«Художник» (фломастер, лист бумаги).

Декабрь

«Собери и пронеси» (веточки)

«Разжигаем костер»

«Сборщик» (пуговицы разных размеров, карандаши)

Январь

«Кто быстрее» (шишки)

«Заблудились в лесу»

«Барабан» (ритмический рисунок)

Февраль

«Путешествие косточки» (косточки персиков)

«Мышка учуяла сыр» (кусочек сыра)

«Донеси платок» (платки)

Март

«Определи на вкус» (лимон)

«Перышко, лети»

«Маляр»

Апрель

«Перенеси» (горох)

«Ветер на планете»

«Ловкие ноги» (мяч)

Май

«Чудесный мешочек» (разные орехи)

«Пчелы и медведь»

«Зеркальное отображение предметов» (кисточка, краски, лист бумаги)

       Эти нетрадиционные методики просты в применении, эффективно влияют на функции организма, удаляют болевые синдромы, полезны и интересны разнообразием в непрерывной образовательной деятельности и в другие режимные моменты. Они не требуют знаний медицинского работника, доступны каждому человеку, овладевшему методикой. Упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние, что позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя здоровье. Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною форм работы в совершенствовании здоровьесберегающих технологий. Однако, я не останавливаюсь на достигнутых результатах, и нахожусь в творческом поиске новых путей развития данного направления.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ
  2. Дыхательные упражнения

«Медвежонок умывается» 

Исходное положение – руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, ладонями вниз. Пальцы как будто удерживают мячик, яблоко. Поочередно приводя через стороны по круговой амплитуде кисти рук к себе (до уровня надбровных дуг), выполнять движения. «Медвежонок умывает мордочку». Темп свободный, вдох сменяется синхронно со сменой рук.

«Упрямый ослик» 

Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегают, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «и-а». Что же ты хочешь, мой милый Иа, сена мешок иль молока. «Ослик» прекращает кричать, получив желаемое. Дети меняются местами.

«Поход в лес» (выполняется под стишок).

Только-только в лес вошли,

Налетели комары

Хлоп-хлоп-хлоп над головой

Руки вниз хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя вдруг встречаем.

Руки на затылок,

Нет пока развилок.

Руки наши так кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг глубокий водоем,

Ох, не утонуть бы в нем!

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, Раз-два.

Позади теперь вода.

Дружно мы опять шагаем,

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко.

Из-за дальнего куста

Кончик рыжего хвоста.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Зайчик быстро скачет в поле,

Весело ему на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе-шалунишке!

«Разжигаем костер» (несколько палочек или веточек).

Наконец, путешественники решили сделать привал: набрали веточек, сложили их, чтобы разжечь костер, а он все не загорается. Нужно глубоко вдохнуть, набрать по больше воздуха и подуть изо всех сил на упрямое кострище.

«Мышка учуяла сыр» (кусочек сыра).

Мышка пришла в гости, потому что ей почудился запах любимого сыра. Но запах вдруг ослабел. Где же сыр? Исходное положение – встать прямо, ведь мышка, чтобы поймать запах, тоже встала бы прямо на задние лапки! Выполнение: нужно глубоко-глубоко вздохнуть через нос, принюхаться. А потом направиться к сыру, останавливаясь на каждом шагу и глубоко втягивая воздух, верно ли мышка идет.

«Заблудились в лесу»

Исходное положение – встать прямо, ноги вместе, руки сложить рупором.

Выполнение: вдохнуть и на выдохе громко произнести «Ау».

«Ветер на планете» 

Планета «Сат-нам», отзовись! Дыхание носов. Цель: научить детей рациональному дыханию, укрепить дыхательную мускулатуру.

Исходное положение – сидя ягодицами на пятках, носки оттянуты, стопы соединены, спина прямая, руки вверху над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела. После слов «планета, отзовись» дети начинают петь «сат-нам» («сат» произносится резко, нужно поджать живот к позвоночнику, это резкий выдох). Повторить 3–5 раз.

 «Перышко, лети» (небольшое легкое перышко).

Исходное положение – встать прямо, положить на ладошку перышко. Выполнение: вдохнуть через нос, а выдыхать через сложенные трубочкой губы. При этом струю воздуха при выходе направлять на перышко. Если она получится большой, перышко сможет улететь.

«Пчелы и медведь»

Часть группы ограждается, там живут пчелы. Медведь сидит в противоположной стороне. Педагог говорит: «пчелы полетели собирать нектар». Дети приставляют руки к плечам («пчелы» вылетают из улья). Они медленно бегают по площадке (группе), поднимая и опуская локти вверх и вниз (машут крылышками), произнося звук «з-з-з». Педагог говорит: «медведь», и пчелы быстро возвращаются в улей. «Медведь» догоняет «пчел».

  1. Игры для профилактики плоскостопия

«Художник»

 Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, между большим пальцем и вторым пальцем стопы зажат карандаш. Дети рисуют стопой по полу – 2–4 минуты.

 «Маляр» 

Сидя на полу или ковре, ноги расширены, подошвенной внутренней поверхностью стопы мажущими движениями проводить по голени другой ноги, затем поменять ноги. Повторить 10 раз.

 «Сборщик»

 Сидя на стуле, рассыпать по полу пуговицы, карандаши. Собирать стопой эти предметы 2–4 минуты.

 «Зеркальное отображение предметов – 1» 

Сидя на полу, рисовать одновременно пальцами обеих стоп предметы на полу (елочку, буквы).

«Зеркальное отображение предметов – 2» 

Сидя на стуле, ноги поставить на мяч, поочередно катать мяч стопой 2–4 минуты (перед каждым четвертым упражнением делают дыхательные упражнения, занятие идет от 20 до 30 минут).

«Кто быстрее спрячет салфетку» 

Дети садятся на стулья. У каждого – салфетка. По сигналу взрослого они начинают собирать салфетку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы

«Барабан»

 Дети садятся на стулья. Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обоих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним. Пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.

«Ловкие ноги» 

Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Роль ДОУ, педагогического коллектива в сохранении здоровья детей путём создания благоприятных условий и психологического комфорта»

       Повестка дня:1.     Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ.2.     Микроклимат между педагогами в группе… Как он влияет на условия...

«Сохранение здоровья дошкольников путем использования нетрадиционных методов и технологий (самомассаж)»

Кризисные явления в обществе, высочайшие темпы его развития, экологические ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни являются основными причинами ухудшения состояния здоровья детей. П...

«Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья дошкольников»

Состояние здоровья детей анализируется как фактор национальной безоɪɪасности, ɪɪоэтому Концеɪɪция модернизации  российского образования содержит в себе задачи  сохранения, укреɪɪления здоров...

Презентация на тему: «Сохранение здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

Тема сохранения здоровья была и остается всегда актуальной. «Забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мирово...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....