Методическая разработка «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики во второй младшей группе»
методическая разработка (младшая группа) на тему

КОВАЛЬЧУК НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА

Цель: утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни.

 

 

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_utrennyaya_gimn.docx99.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Утренняя гимнастика с элементами логоритмики во второй младшей группе»

Цель: утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни.

Программные задачи:

Воспитательные: Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Оздоровительные: обеспечить нормальное функционирование всех органов и системы организма.

Образовательные : помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих ДОУ,  коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка.

 

http://raduga-prol.ucoz.com/_nw/1/s95110201.jpg

Введение

            Польза утренней гимнастики неоспорима и доказана врачами во всем мире. Именно поэтому закладывать привычку проводить такую ежедневную процедуру начинают еще с самого малого возраста. Особое значение приобретает гимнастика в дошкольном учреждении. Ведь именно в таком возрасте малыши способны осваивать предложенные упражнения, непосредственно активно участвовать в процессе. Согласно программе дошкольного образования и принятому стандарту, дошкольники осваивают разные виды гимнастики. В том числе утреннюю гимнастику, физминутки во время занятий и после дневного сна. А также узконаправленные отрасли: артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

             Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего организма. Благодаря регулярным спортивным занятиям значительно снижается уровень заболеваемости дошкольников, улучшаются показатели их двигательной и интеллектуальной деятельности. Кроме того, гимнастика в детском саду является режимным моментом, который способствует дисциплинированию, упорядочиванию ежедневной деятельности детей, становлению выдержки, воли и, как следствие, отражается на чертах характера и адаптации малыша в социуме. Помимо всего прочего, комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада способствуют обучению малышей коллективным играм, взаимодействию друг с другом, а также просто-напросто повышают настроение и мотивируют детей к посещению садика. 

               Утренняя гимнастика во второй младшей группе должна состоять только из тех упражнений, которые дети закрепили на занятиях по физической культуре, поскольку непродолжительность процедуры не предусматривает изучение нового материала, отработку незнакомых движений. В первую очередь следует отметить, что комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе обязательно должны проводиться в игровой форме. Так, можно придумать определенную тематику. Например, зарядка может называться "У медведя во бору". Воспитатели предлагают малышам обыграть известное стихотворение, выполняя разные виды ходьбы, наклоны, приседания.

            Занятия утренней гимнастикой в младшей группе детского сада проходят намного эффективнее и увлекательнее при использовании рифмовок, спортивного инвентаря, подвижных игр, соревнований и даже театрализованного действия.

              Для того чтобы занятия принесли желаемый результат, необходимо соблюдать определенные условия. А именно:

  • проводить гимнастику следует в одно и то же время; в теплое время года зарядкой занимаются на воздухе;
  • в холодное время года - в хорошо проветренном спортивном зале;

одежда и обувь детей должна быть комфортной и практичной для проведения спортивных занятий;

  • занятия не требуют строгой дисциплины - дети должны чувствовать себя расслабленно;
  • важно заинтересовать малышей зарядкой, но прибегать к принуждению категорически не рекомендуется;
  • комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе проводятся не дольше 7 минут;
  • в процессе занятия необходимо проводить частую смену деятельности, так как дети указанного возраста в силу физиологических особенностей не могут долго сосредотачивать внимание на однообразных процессах;
  • наполнение комплекса должно соответствовать требованиям образовательной программы и государственного стандарта;
  • на занятиях воспитателю необходимо развивать не только физические навыки, но и способствовать становлению эмоционального и психологического комфорта

                С учетом уровня психологического и физического развития детей младшего дошкольного возраста педагогами были разработаны методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в указанных возрастных группах в условиях дошкольного образовательного учреждения:

       1. Длительность занятия составляет 5-7 минут.

        2. Основная часть состоит из 4-5 упражнений с повторениями в 5-6 раз.

       3. В первом полугодии закрепляются физические навыки и умения, изученные в предыдущем году.

       4. В первые месяцы после ознакомления с утренней зарядкой допускается такая ситуация, что не все дети принимают участие в процессе, а только по желанию. Но через 2 месяца рекомендуется, чтобы все дети группы присоединились к указанной деятельности.

      5. Комплекс не изменяется в течение 2 недель. Но если воспитатель заметил снижение интереса детей к зарядке, разрешается вносить небольшие изменения и дополнения.

      6. В разминке во второй младшей группе обязательно проводят разные виды ходьбы и упражнения на построение.

       7. Завершается занятие подвижной игрой, знакомой детям или имеющей простые правила. А также может проводиться дыхательная гимнастика во второй младшей группе детского сада, способствующая насыщению организма кислородом, поднятию тонуса.

       8. Наиболее эффективным приемом при проведении зарядки в младшей группе является подражание. Поэтому воспитатель показывает все упражнения, но не выполняет их в полном объеме, а предлагает детям завершить их самостоятельно.

       9. Воспитателю во время зарядки необходимо следить за качеством выполнения движений, а также за дыханием малышей.

       Занятие должно быть целостным, то есть иметь общую идею. Как было сказано выше, детям младшей группы нравятся сюжетные линии, игры. Поэтому выбирать упражнения необходимо соответственно тематике, давая каждому движению игровое название. Например, выбрав сюжетную линию «Веселый мишка», на этапе разминки воспитатель может предложить детям имитировать прогулку медведя в лесу разными видами ходьбы. Затем в основной части продолжить сюжет и делать зарядку «как медведь», а в заключение поиграть в подвижную игру «У медведя во бору».

        Проведение утренней гимнастики во второй младшей группе детского сада - важная составляющая всестороннего развития малышей. Такие занятия не только улучшают физические показатели и возможности детей, но и являются средством социализации, адаптации в коллективе маленьких воспитанников. А, кроме того, способствуют обеспечению мотивации, налаживанию общения и просто положительному настрою детей в дошкольном учреждении.

            Комплекс утренней гимнастики с элементами логоритмики во второй младшей группе

 

Сентябрь Комплекс №1 «Веселое утро»

1. «Здравствуй, доброе утро!»

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза. Рано-рано поутру петушок

Ку-ка-ре-ку!

Вставай, солнышко! Буди ребят!

(Дети открывают глаза)

Солнышко проснулось.

Мы радуемся новому дню,

улыбаемся солнышку.

(Дети улыбаются)

Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь и скажите:

«Доброе утро, солнышко!

Доброе утро, новый день!»

(Дети произносят слова)

— Все радуются, только одна сова не рада. Она днем ничего не видит...

Совушка-сова

Большая голова.

На пеньке сидит,

Головой вертит,

(Дети вращают головой вправо-влево)

Глазками хлоп-хлоп,

(Дети закрывают глаза)

Ножками топ-топ.

(Топают ногами)

— А шустрая синичка очень рада солнышку.

Скачет шустрая синица.

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок. прыг-скок -

(Дети прыгают на месте)

Завертелась, как волчок.

(кружатся)

Вот присела на минутку,

(приседают)

Причесала клювом грудку,

(рукой гладят волосы)

Затянула под крыло,

(поднимают руку)

Лапку потянула,

(наклоняются)

На веточку вспорхнула.

(встали с мест)

Посидела, посидела и...

(побежали врассыпную)

Улетела!

Сентябрь Комплекс №2 « Веселые зайчата»

1. «Зайка»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а зайками. Дети вслед за воспитателем воспроизводят действия зайчика, следуя тексту.

Серый зайка умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл ухо, вытер сухо,

Вымыл носик, вытер хвостик.

На лесной лужайке

Танцевали зайки,

Выставляли ножки

В сереньких сапожках,

Прыгали, скакали,

Лапками стучали.

2. Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: координация движений, согласованность с сигналом воспитателя.

Указания воспитателя:

— Зайчики живут в лесу. Они очень любят гулять и кушать зеленую травку. Но в лесу живет еще и серый волк, которого зайчики боятся. Если увидят волка, сразу бегут под кусточек!

Зайки скачут скок, скок, скок.

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк?

Воспитатель показывает фигурку волка и рычит: «Ррр-ррр-РРР!»

Дети убегаю врассыпную. Волк их догоняет.

3.Дыхательные упражнения «Ушки»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

           И.П. – О.С. «Ушки слышать все хотят про ребят и про зверят».

           1- наклонить голову вправо, сделать сильный вдох;

           2- наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).

Октябрь Комплекс №1 «Мы идем в гости к хомячку»

1. «Хомячок»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а хомячками.

Дети сидят на ковре и изображают хомячков. Воспитатель читает стихотворный текст.

Хомка, хомка, хомячок,

(дети потирают живот, встают)

Полосатенький бочок.

(трут щечки, вытягивают шейку)

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

(трут ее ладошками, имитируют подметание пола)

Подметает хомка хатку И выходит на зарядку.

(Ходьба)

Раз, два, три, четыре, пять

-Хомка хочет сильным стать.

Лапками похлопает.

Ножками потопает,

(действия по тексту)

Крепко свой бочок потрет

Попять гулять пойдет,

2. Ходьба в течение 30 секунд

3. Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель: чередование разных видов ходьбы и бега. Действовать по сигналу воспитателя.

Указания воспитателя:

— Наш хомячок решил пойти погулять, но на улице встречаются бугорки и камешки, Хомячок боится споткнуться и упасть. Будьте внимательны!

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки.

Раз, два, раз, два...

(Дети шагают)

По камешкам, по камешкам,

(Дети прыгают)

По камешкам, по камешкам,

Устали наши ножки

Вот наш дом

Хомячки живут в нем!

(Дети садятся на стульчики)

Дыхательные упражнения «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Октябрь Комплекс №2 «Осенний сад»

1. «В осеннем саду»

Педагог предлагает детям отправиться в осенний сад.

Вышли дети в сад осенний

(Дети танцуют произвольно)

Танцевать, танцевать.

Стали гуси удивленно

(Дети ходят как гуси)

Гоготать, гоготать.

(Дети подражают голосу гусей)

Серый конь заржал в конюшне

(Дети на месте скачут)

Иго-го! Иго-го!

(Дети подражают ржанию)

И корова удивилась:

(Дети удивленно мычат)

Му-му-му! Му-му-му!

(Дети бодаются)

Что вы так развеселились?

Не пойму, не пойму!

Мы в садочке погуляем

Ручками помашем

Ножками попляшем!

(Дети имитируют движения)

2. Спокойная ходьба 30 секунд

3. Подвижная игра «Ой, что за народ!»

Цель: двигаться стайкой, бегать врассыпную, не мешая товарищам.

Указания воспитателя:

— К нам в гости матрешка пришла, хочет с детками поиграть в догонялки. Только бегать надо аккуратно, не мешать и не задевать своих товарищей!

Воспитатель идет впереди детей и несет матрешку.

Ой, что за народ

(Дети двигаются стайкой)

За матрешкой идет?

(Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали.

(Дети убегают врассыпную)

4. Дыхательные упражнения «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Ноябрь Комплекс №1 «Веселые зверята»

1. «Козлик»

Педагог сообщает, что сегодня они будут не просто детки, а козлики.

Козлик скачет по дорожке,

Резво поднимает ножки.

(Дети идут, высоко поднимая ножки)

Рожками бодается,

Ножками брыкается.

(бегут, бодаются)

Он капусты съел листок.

Вырвал травочки пучок.

(имитируют процесс еды)

Пробежал он по мосту,

(пробегают по веревке на полу)

Прямо к нашему пруду.

Там попил водицы чистой,

(пьют воду)

И домой умчался быстро

(бегут на стульчики)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «С кочки на кочку»

Цель: развивать координацию движений. Смена видов ходьбы по сигналу воспитателя.

Указания воспитателя:

— Наши козлики очень любят бегать и прыгать. Но не везде ровная и гладкая дорожка. Надо быть очень внимательными!

По ровненькой дорожке

По гладенькой дорожке.

(Дети скачут произвольно)

Кочки! Кочки! Кочки!

(прыгают по меткам на полу)

4. Дыхательные упражнения «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, “квакните”. Повторите три-четыре раза.

Ноябрь Комплекс №2 «Веселые котятки»

1.«Как у нашей кошки»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а котятами.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

(Дети изображают действия котят)

Хвостиком играют.

(горбят спинки и шипят)

А у них на лапках

(стоят на коленях, вытягивают руки вперед)

Острые царапки,

(шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

(Имитируют умывание)

Лапкой ушки почесать

(чешут за ушками)

И животик полизать.

(«лижут» животик)

Улеглись на бочок

(прогибают спинки)

И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки.

(разбегаются (бег в течение 30 секунд))

2. Ходьба в течение 30 секунд

3. Подвижная игра «Листопад»

Цель: согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

Указания воспитателя:

— Осенние листочки кружатся медленно. Осенние листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны.

Листопад! Листопад! Листья желтые летят!

(Летят желтые листья)

Листопад! Листопад! Листья красные летят!

(Летят красные листочки)

Листопад! Листопад! Листья зеленые летят!

(Летят зеленые листочки)

4. Дыхательные упражнения «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.

Декабрь Комплекс № 1 «Пришла зима»

1. «Выпал беленький снежок»

Педагог сообщает детям, что они сегодня превратятся в снежинки.

Выпал беленький снежок,

Всюду посветлело.

Лепим, лепим мы снежки

Ловко и умело.

(Дети прыгают на двух ногах)

Очень весело сейчас

Со снежками спляшем.

(кружатся, руками делают «фонарики», полуприседают)

Посмотрите-ка на нас.

На веселье наше!

(бегают в разных направлениях)

Вместе с нами поиграть

Всех мы приглашаем!

Быстро-быстро побежим 

Никто нас не поймает!

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Снежинки»

Цель: согласовывать движения с текстом стихотворения. Указания воспитателя:

— Воспитатель напоминает, что снег очень легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Дети двигаются согласно тексту:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок,

Падают снежинки,

Белые пушинки.

Полетели, понеслись

И на землю улеглись.

Тихо спят снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

4. Дыхательные упражнения «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.

Декабрь Комплекс № 2 «Прилетели снегири»

1. «Красногрудый снегирек»

Педагог предлагает детям превратится в снегирей (можно одеть ободки с силуэтом снегиря).

Красногрудый снегирек

Прилетел к нам на денек,

(Дети на бегу взмахивают руками, как крыльями)

А за ним синички

-Желтые сестрички.

Птичек мы пугать не будем,

Потому что очень любим.

Мы им зернышек насыплем -

(насыпают зернышки)

Пусть они клюют.

(клюют (имитация))

Никогда их не обидим

Пусть они поют!

(чирикают)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Найди свой домик»

Цель: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя..

Указания воспитателя:

— Все птички боятся кошек. Когда они видят кошку, то сразу Аетят в свои домики. Снегири полетят на деревья. Голуби сядут на скамеечку. Воробьи — на дорожку за скамейку.

Птички — невелички

По небу летают

Деток забавляют.

(Дети летают, машут крыльями)

Вдруг показалась кошка/

Мяу-мяу-мяу!

(Дети бегут по своим местам)

4. Дыхательные упражнения «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох – разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Январь Комплекс №1 «Веселые петрушки»

1. «Петрушка»

Педагог предлагает детям стать на время озорными петрушками.

В круг петрушки дружно встали

Будут весело играть.

Погремушки в руки взяли

(Дети имитируют действия петрушек: гремят погремушками, отводя руки вправо- влево)

Стали весело плясать.

Динь-динъ-динъ –

Они играют

И головками кивают,

(кивают головками)

Приседают и встают,

(приседают, прыгают)

И совсем не устают.

А устанут наши ножки –

Сядет дружно, отдохнем,

(садятся, пожимают ноги)

Посидим совсем немножко

Попять плясать начнем.

(встают, танцуют)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Бусинки»

Цель: медленно передвигаться, повторять движения за воспитателем.

Указания воспитателя:

— Я буду ниточкой, а вы бусинки. Слушайте меня и будьте внимательны!

— Я на ниточку нанизываю бусинки. — Берет за руку желающих детей. Остальные подходят и берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь — бусы. Поет медленно:

Как мы бусинки лепили,

Как мы бусинки лепили.

(Медленно ведет вперед по прямой)

Бусинки, бусинки.

Красивые бусинки.

Как мы с бусами играли.

Как на нитку собирали.

(Водит цепь из одной стороны в другую по всей группе)

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

Как мы бусы завивали,

Как мы бусы завивали,

(медленно кружится, завивая вокруг себя)

Бусинки, бусинки,

Красивые бусинки.

4. Дыхательные упражнения «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Январь Комплекс №2 «Мы строители»

1. «Мы построим снежный дом»

Педагог предлагает детям стать строителями.

Вышли мы на улицу,

Снегу намело.

(Дети поднимают руки вверх, разводят в стороны)

Вот лопаты мы возьмем

Да и снег весь разгребем.

(имитируют работу лопатками)

Протопаем дорожку

(топают ножками, продвигаясь вперед)

К самому порожку.

Слепым круглые снежки

(«лепят снежки», катают «комья снега»)

И огромные комки.

(встают в круг, держась за руки)

Мы построим снежный дом,

Дружно жить мы будем в нем!

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Лови, бросай, упасть не давай»

Цель: координация движений по сигналу воспитателя. Согласованность действий со словами.

Указания воспитателя:

— Мяч очень озорной. Так и хочет выскочить из рук. Надо быть очень внимательными.

Дети стоят в кругу. В руках у одного из детей мяч. Он произносит слова: «Лови, бросай, упасть не давай!» и бросает мяч кому-нибудь. Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу.

4. Дыхательные упражнения «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам “прорубить” пространство между ногами. Произнесите “бах”.

Февраль Комплекс №1 «Игрушки-погремушки»

1. «Игрушки»

Педагог предлагает детям стать любимыми игрушками.

Скачет конь наш, цок-цок-цок.

(Дети изображают игрушки)

Слышен топот быстрых ног.

(скачут, как лошадки)

Кукла, кукла, попляши,

Своей ручкой помаши.

(взмахивают руками, как кукла)

Вот как кружится волчок

-(кружатся)

Прожужжал и на пол лег.

(ложатся на бок)

Самолет летит, летит.

(раскидывают руки в стороны)

Летчик смелый в нем сидит.

(бегут с наклоном то вправо, то влево)

А теперь мы все -матрешки,

Громко хлопаем в ладошки.

(хлопают в ладоши)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»

Цель: выполнять разнообразные движения, образуя круг. Упражнять в произношении звука [ш].

Указания воспитателя:

— Мы сейчас будем с вами надувать воздушный шар так, чтобы он стал большим и не лопнул.

Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель произносит слова, и дети выполняют действия.

Раздувайся, мой шар!

(Держась за руки, расходятся)

Раздувайся большой...

Оставайся и

И не лопайся!

(стоят, держась за руки)

Ш-ш-ш-ш!

(не отпуская рук, движутся к центру)

4. Дыхательные упражнения «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Февраль Комплекс №2 «Путешествие в лес»

1. «Поедем в лес»

Педагог предлагает детям на время стать самолетиками, паровозиком, машинами.

На полянку прилетели самолетики.

У-у-у!

(руки в стороны, бегают по всей группе)

На полянку приехали машины.

Би-би-би!

На полянку приехал паровозик.

Чух-чух-чух!

(дети берутся друг за друга)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Статическое равновесие:

— остановиться, закрыть глазки и поднять руки вверх, постоять;

— идти друг за другом, остановиться, закрыть глазки, помахать ручками.

4. Подвижная игра «Паровозик»

Цель: двигаться в разных направлениях, в разном темпе, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в звукоподражании голосу животных и птиц.

Указания воспитателя:

— Всем надо вставать друг за другом – будем вагончики. В вагончиках подарки. Впереди стоит паровоз.

Воспитатель выполняет роль паровоза, встает впереди детей, медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

(дети движутся за взрослым, произносят Чух-чух-чух!)

Я пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

У-у-у!»

Взрослый поворачивает то в одну сторону, то в другую. Продолжает: «Приехали!»

Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привез-

-Мячики! (дети прыгают, как мячики)

У-у-у! паровоз всех зовет. (дети становятся в вагончики)

Чух-чух-чух! Поехапи!

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух!

Далеко укачу!

Паровозик, паровоз.

Что в подарок нам привез?

-Птичек! (имитируют птиц)

Загудел паровоз И вагончики повез.

чух - чу! Далеко укачу! 

5. Дыхательные упражнения «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите “ау”. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Март Комплекс №1 «Мамины помощники»

1. «Пирожки»

Педагог предлагает детям сделать для любимых мамочек подарок. (Упражнения для кистей рук.)

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

(дети ладошками собирают «муку» в кучку, сжимают и разжимают кулачки)

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

(Перекладывают «пирожок» с руки на руку.)

А ребяток позову -

Пирожками угощу

(Протягивают руки вперед вверх ладошками — предлагают угощение. Сгибают кисти рук — зовут в гости.)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Цель: бег врассыпную. Не задевая друг друга. Действовать по сигналу воспитателя.

Указания воспитателя:

— В одном доме жили мыши и кот Леопольд. Мыши часто наведывались к коту Леопольду в его кладовую, где лежит мука. Поэтому Леопольд всегда охраняет свои запасы. Но мыши очень хитрые. Будьте внимательны!

Все дети изображают мышей. Воспитатель — кота Леопольда. Кот садится на стульчик, а рядом держит свой мешок с мукой. Кот Леопольд закрывает глаза и притворяется, что спит. В это время мыши тихонечко подбираются к мешку с мукой и имитируют процесс еды муки.

«Мяу- мяу- мяу!!!» — кот Леопольд просыпается и догоняет мышей.

4. Дыхательные упражнения «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Март Комплекс №2 «Веселая семейка»

1. «Семья»

Педагог предлагает детям вспомнить, что такое семья?

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик -мамочка.

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

(Дети сжимают пальчики (поочередно) в кулачок — сначала на одной руке, затем на другой.)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Курочка и цыплята»

Цель: выполнять имитационные движения по сигналу воспитателя, звукоподражания голосу птиц.

Указания воспитателя:

— Я буду мамой курочкой. А вы мои цыплятки. Внимательно меня слушайте и выполняйте все, что я скажу.

Вышла курочка гулять.

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки

(идут гурьбой за воспитателем)

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

(имитируют все движения по тексту)

Съели толстого жука.

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Нужно зернышко найти,

Ты побегай, поищи.

Только дождик вдруг польет -

Нам намочит гребешок,

Мама курочка зовет,

Всех под крылышко берет.

Кап-кап-кап!

(Детки бегут к воспитателю.)

4. Дыхательные упражнения «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Апрель Комплекс №1 «Добрые дела»

1. «Очки»

1. Педагог предлагает детям помочь бабушке найти очки и поиграть. (Упражнения для кистей рук)

Бабушка очки надела

И внучка разглядела.

(Дети соединяют указательный и большой пальцы колечком на обеих руках)

Вот она очки сняла

И внучка не нашла.

(Подносят «колечки» к глазам)

2. Ходьба (30 секунд)

3. Статическое равновесие

Закрыть глаза и присесть, встать, открыв глаза, включиться в ходьбу.

4. Подвижная игра «Птички раз, птички два!»

Цель: упражнять детей в движениях на счет. Согласовывать движения с текстом. Указания воспитателя:

— Сейчас будем играть. Сколько у птичек лапок? Сколько у птичек хвостиков? Сколько у птичек крылышек? Будьте очень внимательны!

Птички, раз!

(Выдвигают вперед одну ногу)

Птички, два!

(выдвигают другую ногу)

Скок-скок-скок!

(скачут на обеих ногах)

Птички, раз!

(поднимают одну руку)

Птички, два!

(поднимают другую руку)

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

(хлопают в ладоши)

Птички, раз!

(закрыли рукой один глаз)

Птички, два!

(закрыли другой глаз) Дети открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Все улетели.

5. Дыхательные упражнения «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Апрель Комплекс №2 «Упрямые козлятки»

1. «Коза-дереза»

Педагог предлагает детям стать на время озорными козочками.

Коза-дереза, зеленые глаза

Головой мотала, рожками бодала

(Дети выставляют пальчики — указательный и мизинец.)

У козы торчат рога, Может забодать она.

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Непослушный козел»

Цель: отрабатывать навык эмоциональной выразительности речи, выполнять действия по сигналу воспитателя. Согласовывать действия с содержанием текста.

Указания воспитателя:

— Я буду вам рассказывать сказку, а вы мне помогайте. Будьте

очень внимательны.

Жил у бабушки козел: рога большие, борода длинная. Все время кричал козел. Как? «Ме-е-е!» и не слушал бабушку. Стало солнышко припекать, стали птички щебетать. Захотелось козлу в лес пойти, травки пощипать. Говорит ему бабушка: «Не ходи! Рано еще! Весна только собирается, снег в лесу не растаял, травы нет! Одни волки по лесу рыщут, добычу ищут! Тебя съедят!» Покрутил козел рогами, (покажите, как?), потопал ногами (покажите, как), закричал (как?) и побежал в лес. Не послушался бабушку. Вдруг навстречу бежит зайчик (покажите, как?)

Испугался козел,

Испугался седой.

Завертел головой,

Затряс бородой: -

Уж ты, зверь, ты, зверина,

Ты скажи-ка свое имя!

Ты не съешь меня?

(покажите, как испугался козел?)

Давайте попросим зайчика успокоить нашего козлика.

Я не съем тебя.

Я зайчик-побегайчик беленький.

Я люблю морковку и капусту.

Побежал наш козел дальше, (покажите, как?)

А навстречу ему лисица (покажите, как бежит лиса?)

Испугайся козел,

Испугался седой.

Завертел головой,

Затряс бородой:

- Уж ты, зверь, ты, зверина.

Ты скажи-ка свое имя!

Ты не съешь меня?

А лисичка ласковым голосом ему отвечает:

Я не съем тебя.

Я лисонька рыженькая,

Я лисонька хитренькая.

Я в норе живу -

Кур стерегу.

(дети повторяют слова ласково) Обрадовался наш козел и побежал дальше, (покажите, как побежал козел?) А навстречу ему идет медведь. Идет, переваливается. (покажите, как?)

Испугался козел,

Испугался седой.

Завертел головой,

Затряс бородой:

- Уж ты, зверь, ты, зверина,

Ты скажи-ка свое имя!

Ты не съешь меня?

Отвечает ему медведь грубым голосом:

Я не съем тебя.

Я мишенька-медведь.

Я по лесу брожу,

Грибы, ягоды ищу.

(покажите, как?)

Побежал непослушный козел по лесу, радостно закричал: «Ме-е-е! Нет в лесу зверя, который козлов ест! Бабушка меня зря пугала» Услыхал его крик злой голодный волк, да как выскочит!

Испугался козел,

Испугался седой.

Завертел головой.

Затряс бородой: -

Уж ты, зверь, ты, зверина,

Ты скажи-ка свое имя!

Ты не съешь меня?

А голодный волк как зарычит:

Уж я съем тебя: Р-Р-Р!

Как пустился непослушный козел бежать! Бежал быстро-быстро! (покажите, как?) Прибежал к бабушке: «Ме-е-е! бабушка, голубушка! Меня чуть волк не съел!»

Пожалела бабушка непослушного своего козлика: «Слушайся бабушку! Не ходи, козел, в лес без спроса!»

4. Дыхательные упражнения «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе “п-ф-ф” – звук, издаваемый сердитым ежиком, затем “ф-р-р” – а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Май Комплекс №1 «В зоопарке»

1. «Гусь»

Упражнения для кистей рук. «Гусь», «Петушок»

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Рука согнута в локте, поставлена вертикально. Четыре пальца складываются щепотью и встречаются с большим.)

«Петушок»

Петушок забавный, яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

(Указательный и большой пальцы встречаются, остальные растопырены и подняты вверх («гребешок» подняли, опустили).

2. Ходьба (30 секунд)

3. Подвижная игра «Гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Указания воспитателя:

— Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой — а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы — гуси!

Гуси, гуси!

(Дети: «Га-га-га!»)

Есть хотите?

(«Да-да-да!»)

Хлеба с маслом?

(«Нет!!!»)

А чего же вам?

(«Конфет!!!»)

Летите домой! Взрослый произносит вместе с детьми:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три – домой беги! Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком Догоняет детей.

Дыхательные упражнения «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через носУпражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Май Комплекс №2 «Мы идем в лес»

1.«Ежик»

(Комплекс упражнений для кистей рук)

«Ежик»

Я колючий серый еж 

Длинные иголки.

(Ладони соединены, прямые пальцы раздвинуты и выставлены вперед)

Но тебя не уколю,

И иголки уберу.

А когда придет лиса,

Покажу я их тогда.

«Птенчики»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

(Пальцы выпрямлены, сжаты в кулачок, снова выпрямлены.)

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно:

«Чик - чирик!»

2. Ходьба (30 секунд)

3- Подвижная игра «Слышим - делаем»

Цель: проверить внимание детьми смысла стихотворных текстов и действовать по содержанию текста.

Указания воспитателя:

— Я буду читать стихотворения, а вы будете выполнять то, что услышите!

Мишка косолапый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенку поет.

(Дети идут вперевалочку, поют грубым голосом)

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(Дети разбегаются по группе)

Прыг-скок, прыг-скок

Вот какие зайки.'

(Прыгают на двух ногах)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

(«моют лапки»)

Один серый, другой белый

Спрятались в канавке.

(Приседают на корточки)

Дыхательные упражнения  «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=a40c812dd4849a9313cc1b82b8348a55&n=33&h=215&w=287

                                                Заключение.

        Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает.

           В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки. При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

         Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

            Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Рецензия                                                                                        

 на авторскую методическую  разработку «Утренняя гимнастика с элементами логоритмики для детей младшего возраста» воспитателя МБДОУ д/с №43 посёлка Вишнёвого муниципального образования Славянский район Ковальчук Натальи Григорьевны.

«Утренняя гимнастика с элементами логоритмики для детей младшего возраста»

               Автор: Ковальчук Наталья Григорьевна, воспитатель МБДОУ д/с №43 посёлка Вишнёвого.

         Данная  методическая разработка  представляет содой систему оздоровительно профилактической работы, которая способствует овладению детьми утренней гимнастикой с помощью логоритмики, желание двигаться, проявлять интерес к спорту – очень важные приобретения ребенка для его дальнейшего развития.

    Значимость работе приносит тот факт, что в работе с детьми используются методы и приемы, которые помогают им испытывать чувства радости от занятий утренней гимнастикой и логоритмикой. Элементы логоритмики, используемые педагогами с детьми сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

           Данная  методическая разработка   содержит систему комплексно-тематического планирования утренней гимнастики с элементами логоритмики. Материал подобран в соответствии не только с возрастными особенностями, но и с интересами детей.

            Новизна и актуальность предложенного методического пособия заключаются в системе подачи логопедического материала, которая представляет собой движение от простого к сложному.

            Обучение строится на основе личностно-ориентированного, системного, деятельного и компетентностного подходов.

Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску. Музыкально-ритмические движения развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память.

              Высокая результативность системы работы по данному направлению даёт право на внедрение её в воспитательно-образовательную деятельность.

             Данная  методическая разработка   может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.

        Руководитель РМО      ______________  Н.В. Гонтарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики в игровой форме для второй младшей группы

разработка комплексов утренней гимнастики на год по карточной системе . Очень удобно, одна карточка на две недели....

Комплекс утренней гимнастики под музыку для детей второй младшей группы.

Повышать двигательную активность малышей; создать положительный эмоциональный настрой, бодрое настроение....

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики для детей старшей группы ОНР.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсив­ней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компо­н...

Комплекс утренней гимнастики по теме "Посуда" для второй младшей группы

Комплекс утренней гимнастики по теме "Посуда" для второй младшей группы...

Методическая разработка по гимнастике после дневного сна для второй младшей группы

Методисеская разработка по гимнастике после дневного сна для второй младшей группы по месяцам...