Оздоровительная работа в ДОУ.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Золотарёва Ирина Ивановна

На современном этапе развития общества основной задачей дошкольного учреждения выступает воспитание здоровых, гармонично развитых детей обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье с молоду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_rabota_v_dou.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная работа в ДОУ.                  

На современном этапе развития общества основной задачей дошкольного учреждения выступает воспитание здоровых, гармонично развитых детей обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье с молоду».

Наш детский сад работает по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, «От рождения до школы» авт. Н. Е. Вераксы. Приобщение ребенка к физической культуре как к фундаменту общечеловеческой культуры — ведущее направление программы.

Так как 80% детей рождаются с ослабленным иммунитетом, содержание программы предусматривает дальнейшее укрепление здоровья ребенка, содействие его правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствованию функций организма, повышению его работоспособности, предупреждению утомляемости, поддержке развития ребёнка в условиях свободного двигательного режима.

Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:

• укрепление здоровья детей;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

• создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

• приобщение детей к традициям большого спорта.

Для решения этих задач была разработаны следующие мероприятия:

• Диагностика.

• Планирование и организация физкультурных мероприятий.

• Лечебно-профилактическая работа, закаливание.

• Организация двигательной деятельности.

• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Диагностика физического развития проводится в начале и в конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость). Исходные данные определяются и отмечаются инструктором по физкультуре, медсестрой. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.

• Систематический анализ результатов показывает, что ежегодно отмечается 3 периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. Поэтому особенно в это время усиливаем оздоровительные мероприятия: обязательно соблюдается питьевой режим;

• система проветривания;

• кварцевание помещений;

• прогулки с включением подвижных игровых упражнений;

• гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж ушных раковин; дыхательная гимнастика;

• оздоровительный бег;

• вакцинация детей и сотрудников;

• беседы с детьми о здоровье;

• фитотерапия;

• чесночно-луковые закуски;

• ароматерапия;

• воздушные ванны;

• закаливающие процедуры после сна в виде хождения босиком по «дорожкам здоровья»;

• игры с водой;

• полоскание зева кипячёной охлаждённой водой;

• витаминотерапия;

• витаминизация третьего блюда;

• ионизация воздуха аппаратом «Ион»;

• обследование здоровья детей на аппарате «Аспон» в поликлинике;

• обследование на плантографе;

• корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и правильной осанки.

Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. В нашем детском саду созданы условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности:

- интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности;

— насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми;

— обеспечение взаимосвязи между организованными и самостоятельными видами деятельности.

Даже расстановка столов на занятия в виде буквы «П» и подлезание под ними за материалом для занятия туда и обратно дает лишний раз ребёнку проявить свою двигательную активность.

Организация среды и наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных движениях. Для этого в каждой группе есть спортивные уголки .

Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми такими как: «Аскак-Кадай», «Анай», «Метание аркана», «Думчук тудар», «Пирог», «Кувшинчик», «Баба Яга» и другими способствует накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, само регуляция и самоконтроль здоровья.

Совместная работа инструктора и воспитателя на физкультурных занятиях, вне занятий, при обследовании двигательной деятельности, на спортивных праздниках позволяет грамотно вести эту работу.

Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников:

-со спортивными играми;

-«Веселые старты» с элементами эстафет,

-соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость,

-«Папа, мама, я — дружная семья», которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:

— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

— развитие представлений о строении человечески тела, назначении органов;

— обучение уходу за своим телом, навыкам оказание элементарной помощи;

— формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма;

— формирование элементарных представлений об окружающей среде;

— формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

— развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей переходят в привычку и выполняются автоматически.

По каждому направлению определяется минимум- норма - максимум. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть остается неизменной для детей любого возраста.

На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей находятся занятия, которые помогают выработать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и определять свое состояние и ощущения.

1 раз в месяц проводятся уроки здоровья, на которых закладываются навыки соблюдения правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки, знакомство со своим телом.

Физкультурная работа проводится в форме разнообразных занятий: классических, игровых, сюжетно-игровых, тематических, познавательных, занятия зачёты, круговая тренировка, тренировочные, с модулями, танцевально-ритмические; эстафеты; подвижные игры; малоподвижные игры; 1раз в 2недели проводим физкультурные досуги; спортивных праздники и развлечения; 1раз в квартал День здоровья.

Вначале учебного года с родителями проводится анкетирование по вопросу: «Оздоровление детей дома » на основе которого мы корректируем спортивно – оздоровительные мероприятия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей- одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада и родители. Благодаря такому сотрудничеству наши дети бодры, и здоровы, и с удовольствием посещают детский сад.


Литература

1. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М.: Просвещение, 2005.

2. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - №3. - 2000.

3.  Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - с.81; №5. - 2004. - с.66.

4.  Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2002.

5. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.44

6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С.115

7. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...